Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель – выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;
Объектом исследования – безработица в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………….. ..3
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях……5
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия. Кривая А. Филипса……5
1.2 Формы безработицы…………………………………………………………….8
2 Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней………………….14
2.1 Анализ занятости и безработицы в России…………………………………...14
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России……………….21
3 Пути решения проблемы безработицы и занятости населения в Белгородской области (Красногвардейском районе)…………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных материалов……………………………………………...34
Приложения…………………………………………………………………………36
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).
В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис.7).
Рисунок 7 – Уровень безработицы по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)
Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1.
В целях повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за два последних месяца 2009 года.
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России
Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальный.
Уже были названы основные причины безработицы и специфики российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
-усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
-создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
-создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
-помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
-проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
-создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы [13].
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).
Рисунок 8 - Направления государственной политики занятости
Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:[7]
1. Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения. Так, в законодательных актах Российской Федерации по содействию занятости населения хотя и предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан, но их надо совершенствовать.
2. Повышение эффективности
использования средств
3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Это предполагает развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения; расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости; усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства. Все это позволит снять напряженность на рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
4. Повышение конкурентоспособности граждан
на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять
разработку долгосрочного прогноза структуры
работников по группам профессий и специальностей;
механизма обеспечения доступности образования
и трудоустройства выпускников; мер, стимулирующих
работодателей к развитию внутрифирменного
обучения персонала. Все это позволит
привести профессионально-
5. Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости. Это предполагает:
1) внедрение в деятельность
органов службы занятости
2) оптимизация структуры
и численности работников
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения [6]:
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году [3].
В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010-м.
Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд. руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.[ 3]
Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.
3 Пути решения
проблемы безработицы и
Уровень регистрируемой безработицы в Белгородской области на 1 ноября 2010 года составил 1,64% от работоспособного населения, снизившись, таким образом, на 0,29% по сравнению с началом октября.
Такие данные представили в Управлении по труду и занятости населения Белгородской области.
Есть районы, где этот показатель более 2%. Это Красненский (3,24%), Шебекинский (2,83%) и Вейделевский районы (2,39%). Вплотную к этой отметке приблизились Борисовский (1,88%), Чернянский (1,9%), Краснояружский (1,96%) и Ровеньской районы (1,97%).
Менее 1% уровень регистрируемой безработицы наблюдался в Прохоровском (0,86%), Губкинском (0,8%), Новооскольском (0,76%) и Ракитянском районах (0,75%).
В Грайворонском районе этот показатель равняется 1%, в Белгородском районе — 1,08%.[19]
Руководитель Управления по труду и занятости населения Белгородской области Игорь Полевой отчитался о ситуации на рынке труда и мерах, принимаемых к стабилизации основных показателей. В прошлом году наблюдалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития области. Кроме того, отмечено снижение социальной напряженности на рынке труда, заявил И. Полевой. Величина прожиточного минимума в области в среднем на душу населения в четвертом квартале 2010 года составила 4777 рублей, для трудоспособного населения - 5137 рублей. При этом, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 15885,7 рублей, этот показатель увеличился по сравнению с 2009 годом на 12,3 процента. Размер начисленной реальной среднемесячной заработной платы в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 4,7 процента. Одновременно с тем, просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2011 года имелась более чем перед 600 работниками и составила почти 23 миллионов рублей.
Информация о работе Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней