Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:37, курсовая работа
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
• определение сущности безработицы, рассмотрение ее видов и основных причин;
• анализирование ситуации на российском рынке труда и выявление тенденций поведения безработицы в России;
• определение возможных путей борьбы с безработицей.
Введение…………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Понятие безработицы, ее виды и формы………………… стр. 5
1.1 Определение и сущность безработицы……………………. стр. 5
1.2 Виды и формы безработицы………………………………... стр. 7
1.3 Причины возникновения безработицы…………………...... стр. 11
Глава II. Безработица в Российской Федерации…………………... стр. 17
2.1 Уровень безработицы и ее последствия в РФ…………….... стр. 17
2.2 Государственная политика, связанная с безработицей……. стр. 22
Заключение.…………………………………………………………... стр. 26
Список литературы………………………………………………….. стр. 28
* профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан,
* это содействие самозанятости,
* проведение оплачиваемых
* временное трудоустройство
* помощь испытывающим трудности
в поиске подходящей работы
безработным гражданам,
Но не стоит расслабляться
из-за положительных
Безработица является одним из важнейших индикаторов, по которому можно судить о состоянии экономики в данный момент. Безработица напрямую влияет на уровень доходов населения, а значит, снижается покупательная способность. Компании, работающие с внутренним рынком страны, страдают от резкого снижения своих доходов. Еще одно негативное последствие безработицы в России – понижение уровня заработной платы на конкурентных рабочих местах. Происходит это потому, что количество предложений значительно превосходит количество вакансий, и чтобы получить работу соискатели готовы работать и за меньшую зарплату. В итоге издержки предприятий, конечно, снижаются, но ситуацию с занятостью в положительную сторону это не решает. Из-за растущего уровня безработицы банки ограничивают выдачу кредитов физическим лицам.
Несмотря на улучшение экономической ситуации, доля безработных среди молодежи мира составляет сейчас 12,7%, как и в кризисном 2010 году. По данным МОТ, шансов остаться без работы у молодежи примерно вдвое больше, чем у людей среднего возраста. В России ситуация с безработицей среди молодежи также остается сложной. Так, в 2010 году средний возраст российского безработного, по данным Росстата, составлял 35,1 года. К весне 2012 года он снизился до 34,5 года. На долю молодежи до 25 лет сейчас приходится 27,5% всех безработных. Для сравнения, доля безработных людей в возрасте 50 лет и старше составляет лишь 15,7%.
На мой взгляд, в России
желающие найти работу сегодня ее
находят. Это касается людей, окончивших
и учреждения среднего специального
образования и высшие учебные
заведения. Более того, сейчас существует
тенденция, когда часть людей, получивших
высшее профессиональное образование,
но не нашедших работу, предпочитают дополнительно
получить среднее профессиональное
образование и какую-нибудь конкретную
профессию – чтобы иметь
2.2 Государственная политика по снижению безработицы.
Разумеется, вопрос о снижении
безработицы в стране в первую
очередь должно ставить перед
собой государство. Для этого
создается определенная
Считается, что государственная политика занятости населения - система мер прямого и косвенного государственного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Такая политика представляет собой многоуровневый процесс и затрагивает макроуровень, региональный уровень и местный уровень.
На макроуровне высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, которыми являются согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. Также согласовывается система целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политикой. Далее вырабатывается политика трудоустройства и социальная поддержка незанятого населения.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Главной особенностью является то, что регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. Так же известно, что на данном уровне более эффективны меры поддержки фермерства и малого бизнеса, чем на общегосударственном.
На местном же уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства.
В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Основным направлением стало снижение напряженности на рынке труда, посредством реализации федеральных программ. На борьбу с безработицей в 2010 г. субъекты РФ получили 40,5 млрд. руб. из федерального бюджета.10 Большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности.
Эффективность мер по организации общественных работ подвергалась критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты. В 2011 году было выделено 6,2 миллиарда рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.11 Задача правительства в 2011 году заключалась в формировании цивилизованного рынка труда, спроса и стимулов для переобучения. Основное внимание было уделено обновлению основных фондов предприятий и развитию высокотехнологичных производств, что позволило создать дополнительные рабочие места и повысить квалификацию работников. Далее внимание уделялось опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения. Прежде всего, такая мера реализовалась на предприятиях, проводящих модернизацию. Эти программы носили исключительно адресный характер: служба занятости направляет на переобучение лишь в том случае, если есть конкретное рабочее место для конкретного человека. Сохраняется и такое направление, как самозанятость – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела.
Стоит выделить, что государство
продолжает в этом году финансировать
и реализовать дополнительные мероприятия,
которые направлены на снижение напряжённости
на рынке труда субъектов
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы"12.
В 1991 году был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность, которыми управляет Государственная служба занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др., затем они направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Однако, действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия. Например, программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий, с одной стороны, позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу. С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Для того, чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Минздрав социального развития России проводит мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и создании рабочих мест в сфере малого бизнеса по видам экономической деятельности, в том числе в сельской местности.
Заключение
Изучив проблему безработицы, я сделала следующий вывод. Безработица – это явление, связанное со всеми сферами общества, но, по моему мнению, наиболее сильно отражающееся в социальном здоровье общества. Безработица влечет за собой снижение семейного бюджета, усиление классового разделения населения, а также способна подавить нравственное начало поведения человека и лишить его уверенности в необходимости трудоустройства. Я разделяю выводы, сформулированные в очередном докладе МОТ, посвященном глобальным тенденциям занятости в 2011 г. В нем подчеркивается, что замедленное восстановление рынка труда приводит к дополнительному возрастанию человеческих издержек, вызванных экономическим спадом, к уменьшению получаемого на протяжении жизни общего дохода, к сокращению возможностей трудоустройства. Поскольку возможность таких последствий еще сохраняется, отражаясь на положении сегодняшнего поколения работников и представляя угрозу для человеческого капитала, как в настоящем, так и в будущем времени. Очень важно обеспечить такой подъем экономики, который будет характеризоваться и устойчивостью, и образованием большого числа новых рабочих мест.
В сфере государственного регулирования занятости следует, в первую очередь, повысить экономическую и социальную эффективность занятости путем изменения ее структуры и форм. Должны быть созданы необходимые условия для развития рабочей силы и совершенствования экономических отношений. Для этого нужно грамотно снизить уровень избыточной занятости, который отмечается на некоторых предприятиях. Эффективно проводить такие мероприятия в России поможет тесное взаимодействие между региональными центрами занятости и работниками отделов кадров организаций и предприятий. Сейчас подобная практика редкость, и несмотря на то, что снизить уровень избыточной занятости – это, по сути, проблема самих организаций, в роли инициаторов часто выступают службы занятости.
Также, снижению роста безработицы будет способствовать улучшение уровня образования. Развитая система профессионального образования повысит квалификацию работников и сделает их более приспособленными к изменениям на рынке труда. Особое внимание при этом должно уделяться дефицитным профессиям.
Важную роль на рынке труда играют и госорганы. Они должны точно регулировать экономические и социальные механизмы, с целью создания рабочих мест. Госорганы должны исправно реализовывать экономические преобразования и реформы, целью которых является стабилизация и улучшение ситуации с занятостью. Ведущую роль со стороны государства играет служба занятости. Её задачей является сохранение кадрового потенциала предприятий и организаций, а также обеспечение потребностей экономики трудовыми ресурсами.
Список литературы.
Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия и способы борьбы