Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель – выявить причины безработицы в России, в частности в Алтайском крае, и дать рекомендации по ее сокращению.
Задачи:
1. Изучить основные методологические аспекты безработицы: сущность, причины, основные виды.
2. Проанализировать состояние безработицы в России и в Алтайском крае.
3. Предложить пути сокращения уровня безработицы.
Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Экономическая сущность, причины и формы безработицы
1.2. Необходимость государственного управления ситуацией на рынке труда
2. Оценка современного уровня безработицы
2.1. Уровень безработицы в РФ
2.2. Состояние занятости и безработицы в Алтайском крае
3. Мероприятия по снижению уровня безработицы в РФ и в Алтайском крае
Заключение
Список литературы
Приложение
Состояние занятости и безработицы характеризуют следующие показатели:
- неинституциональное население Чнн,
- численность занятых Чз;
- численность безработных Чб;
- численность лиц, не входящих в состав рабочей силы Чнрс .
Между данными показателями существуют следующие зависимости:
- численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб;
- неинституциональное население Чнн =Чз +Чб+Чнрс ;
- уровень занятости населения Уз =Чз / Чнн ;
- уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз + Чб)
- норма безработицы
- уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы
Уврс = (Чз +Чб) / Чнн .
Уровень и динамика этих показателей в макроэкономике зависят от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.
Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей — ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы. Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы. В среднем срок краткосрочной безработицы в США, например, длится менее пяти недель, а долгосрочной — более шести месяцев.
Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном:
(Qпз –Qф) / Q ф = a x (Uф - Uпз ),
где Qпз -— уровень выпуска продукции при полной занятости;
Qф — фактический выпуск продукции;
Uф — фактический уровень безработицы;
Uпз — норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);
а — коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а =2,5.
Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1 % над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5 %.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Недостаточное участие государства может выразиться в сокращении численности официальных безработных. Однако сама безработица не исчезнет, а будет концентрироваться в группе самостоятельно ищущих работу, не имеющих ее длительное время или "отчаявшихся" (прекративших неудачные поиски работы и вышедшие по этой причине из состава рабочей силы). Не устраненные "узкие места" на рынке труда повлекут за собой дополнительные макроэкономические и социальные издержки (расширение бедности и маргинализации, например), усилят бюджетную нагрузку (но уже по линии социальной помощи).
По этим причинам требуется поддержание достаточного уровня участия государства по аккумуляции безработицы и наличие необходимого набора программ и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно возвращать обратившихся за помощью к активному участию на рынке труда. Принципиально важно, что если на нерегистрируемую безработицу государство может влиять лишь косвенно (через улучшение экономической ситуации, формирование институтов рынка труда и т.д.), то воздействие на официальную безработицу осуществляется непосредственно. Снизить общее число вынужденно незанятых относительно проще через программы и услуги службы занятости, которые предназначены для безработных, прошедших регистрацию, чем через косвенное влияние на тех, кто не обратился к поддержке службы занятости.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009 г. составила 141,9 млн. человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс. человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс. человек, или на 0,08 процента) [23].
По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения к концу декабря 2009 г. составила 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения. Среднегодовая численность экономически активного населения в 2009 году сохранилась на уровне 2008 года – 75,7 млн. человек.
Влияние экономического кризиса на рынок труда началось уже в конце 2008 года. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек [21].
Эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения).
Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения) [21].
Влияние мирового финансового кризиса заставляет работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).
При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволяет сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны – данные работники расширяют категорию потенциально безработных граждан, что может привести к увеличению регистрируемой безработицы.
Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, но наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 с 1 января 2009 года увеличена до 4900 рублей максимальная величина пособия по безработице, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.
В целях предотвращения последствий экономического кризиса было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089, которым утверждены «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и которым устанавливаются порядок и условия предоставления указанных субсидий. Всего на эти цели из Федерального бюджета в 2009 году были предусмотрены ассигнования в размере 43,5 млрд. рублей, выделено – 38,1 млрд. рублей. В рамках этих средств были реализованы мероприятия: опережающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 225,3 тыс. работников, создание временных рабочих мест для трудоустройства 1 680,7 тыс. человек, оказание адресной финансовой поддержки 13,5 тыс. граждан, переезжающих для работы в другую местность, оказание поддержки самозанятости 123,8 тыс. человек.
Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда отмечается сокращение потребности работодателей в работниках, заявленной в государственные учреждения службы занятости. Этот показатель в среднем за 2009 год по сравнению с 2008 годом снизился на 333,2 тыс. человек. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) в среднем за год по сравнению с 2008 годом увеличился с 1,0 до 2,1 [21].
По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения к концу июля 2010 г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения.
Численность занятых в июле 2010 г. осталась на уровне предыдущего месяца и составила 70,9 млн. человек.
После длительного периода снижения, в июле текущего года отмечен рост численности безработных, которая составила 7% экономически активного населения или 5,4 млн. человек (рис.2.1).
Рис.2.1. Уровень общей безработицы в 2010 г. [22]
Численность безработных граждан выросла по сравнению с июнем текущего года на 151 тыс. человек
Несмотря на рост безработицы в июле текущего года продолжается снижение неполной занятости. По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, находящихся в простое по вине администрации и работающих неполное рабочее время, с конца июня по 4 августа сократилась на 138 тыс. человек и по состоянию на 4 августа 2010 г. составила 690,4 тыс. человек. Работники, находившиеся в режиме неполной занятости, в основном, вернулись к режиму полной занятости.
На конец июля 2010 г. в органах службы занятости населения состояло на учете 1,79 млн. безработных граждан (2,3% экономически активного населения), что на 76 тыс. человек меньше, чем в конце июня текущего года (рис.2.2).
Рис.2.2. Численность официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках в 2010 г. [22]
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность зарегистрированных безработных сократилась на 356 тыс. человек. При росте общей безработицы снижение регистрируемой безработицы можно объяснить тем, что в связи с погодными условиями безработные граждане отложили свое посещение органов службы занятости населения.
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, снизилась за июль 2010 г. на 8,9 тысяч и на конец июля 2010 г. составила 1,27 млн. вакансий. Коэффициент напряженности (в расчете на 100 заявленных вакансий) снизился в июле текущего года до 156,9 (на конец июля 2009 г. – 212,5). Снижение коэффициента напряженности позволяет надеяться на улучшение положения на рынке труда и сокращение времени поиска работы безработными гражданами [22].
Среднемесячная начисленная заработная плата в июле 2010 г., по предварительным данным, составила 21360 рублей и по сравнению с июлем 2009 г. увеличилась на 12,6 процента. Реальная заработная плата за январь-июль текущего года относительно января-июля 2009 г. выросла на 4,9 процента (рис.2.3).
Рис.2.3. Динамика номинальной начисленной заработной платы в 2008-2010 гг. [22]
Положительные тенденции в экономике способствовали росту заработной платы во всех видах экономической деятельности. При этом наибольший рост отмечается в финансовой деятельности, рыболовстве и транспортировании по трубопроводам.
Номинальная заработная плата в финансовой деятельности за июнь 2010 г. относительно соответствующего периода прошлого года выросла на 20,9%, в рыболовстве, рыбоводстве – на 25,4%, в транспортировании по трубопроводам – на 28,5 процента.
В тоже время виды деятельности со значительным уровнем государственного участия показывают темпы роста заработной платы существенно ниже среднероссийских. Так, в образовании номинальная заработная плата в июне 2010 г. относительно соответствующего периода прошлого года выросла всего на 5,5%, в здравоохранении – на 6,2%, в государственном управлении – на 7 процентов. Данная ситуация обусловлена прежде всего тем, что в условиях кризиса не производилась индексация оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Выход экономики из кризиса укрепляет позиции наиболее оплачиваемых видов экономической деятельности. Так, по данным за I полугодие текущего года среднемесячная заработная плата в финансовой деятельности и отраслях топливно-энергетического комплекса превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2-2,4 раза.
Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве – 49% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике.
Ускоренный рост заработной платы в реальном секторе экономики привел к тому, что с начала текущего года наметилась тенденция увеличения разрыва в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. В результате, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в I полугодие 2010 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, работников образования – 76% (в I полугодии 2009 г. – соответственно 92% и 83 процента) [2].
Несмотря на восстановление экономики в большинстве наблюдаемых видов экономической деятельности продолжается сокращение численности работников, хотя темпы его по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлились. Так, за I полугодие текущего года относительно аналогичного периода прошлого года в целом по экономике численность работников сократилась на 1,7 процента. В промышленных видах экономической деятельности сокращение составило 4,5%, при этом в отдельных подвидах сокращение было значительнее (в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов и в прочих производствах численность работников сократилась на 9,9 процента). Такая ситуация свидетельствует о том, что предприятия продолжают оптимизировать численность работников.