Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель – выявить причины безработицы в России, в частности в Алтайском крае, и дать рекомендации по ее сокращению.
Задачи:
1. Изучить основные методологические аспекты безработицы: сущность, причины, основные виды.
2. Проанализировать состояние безработицы в России и в Алтайском крае.
3. Предложить пути сокращения уровня безработицы.
Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Экономическая сущность, причины и формы безработицы
1.2. Необходимость государственного управления ситуацией на рынке труда
2. Оценка современного уровня безработицы
2.1. Уровень безработицы в РФ
2.2. Состояние занятости и безработицы в Алтайском крае
3. Мероприятия по снижению уровня безработицы в РФ и в Алтайском крае
Заключение
Список литературы
Приложение
Однако, в отдельных видах деятельности отмечается увеличение численности работников. Так, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности их численность за I полугодие 2010 г. относительно аналогичного периода прошлого года увеличилась на 1,3%, в оптовой и розничной торговле – на 2,3%, а в производстве кожи – на 3,5 процента.
В текущем году сохранялась тенденция к снижению задолженности предприятий перед работниками по выплате заработной платы, и к концу I полугодия текущего года ее размер сократился до предкризисного уровня. Несмотря на рост задолженности в июле текущего года, она остается значительно ниже кризисных показателей.
Рис.2.4. Просроченная задолженность по заработной плате по видам экономической деятельности на 1 августа 2010 г.
По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 августа 2010 г. составила 3,4 млрд. рублей и выросла по сравнению с 1 июля текущего года на 11,1 процента.
Более 50% общего объема просроченной задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства.
Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 августа 2010 г. составила 3,3 млрд. рублей (98,3% от общей суммы задолженности) и выросла за июль 2010 г. на 11,8 процента.
По итогам обследования населения Алтайского края по проблемам занятости численность экономически активного населения в ноябре 2009 года составила 1332,4 тыс. человек, или 53,2% от среднегодовой численности населения края за 2008 год, в их числе 1192,2 тыс. человек, или 89,5% экономически активного населения были заняты в экономике [23].
В общей численности занятого в экономике населения 529,1 тыс. человек, или 46,3%, в октябре 2009 года составили штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Для работы в этих организациях на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекались еще 18,2 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в октябре 2009 года составило 547,3 тыс.
В октябре 2009 года в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 1,4%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 1,9% (табл.2.1).
Таблица 2.1
Число замещенных рабочих мест (без субъектов малого предпринимательства) [23]
| Октябрь 2009, | В % к | |
---|---|---|---|
сентябрю 2009 | октябрю 2008 | ||
Всего замещенных рабочих мест (работников) | 547,3 | 99,9 | 95,8 |
в том числе: |
|
|
|
работниками списочного состава (без внешних | 529,1 | 99,9 | 96,0 |
внешними совместителями | 7,8 | 105,9 | 90,0 |
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера | 10,4 | 95,5 | 93,5 |
Итоги федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников за ноябрь 2009 года получены по результатам обследования организаций по форме № П-4 (НЗ) “Сведения о неполной занятости и движении работников”. Обследованию подлежали организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность. Статистическим наблюдением было охвачено 192,8 тыс. человек, или 35,2% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) [23].
В ноябре 2009 года, по сведениям обследованных организаций, было принято на работу 3,7% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,9% списочной численности работников.
В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 24,8%, в том числе в организациях обрабатывающих производств – 41,4%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 7,5%. Существенно ниже этот показатель в организациях транспорта и связи – 0,4%.
В конце ноября 2009 года в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности вакантные рабочие места составили 0,6% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,29% в организациях оптовой и розничной торговли до 2,1% – в организациях строительства.
В общем числе вакантных рабочих мест 5 человек, или 0,4%, составили дополнительно введенные (созданные) вакантные рабочие места.
В общей численности выбывших работников 49,6% составляют уволившиеся по собственному желанию (что на 4,7 процентного пункта меньше, чем в октябре 2009 года), 5,8% – по соглашению сторон (на 0,6 процентного пункта больше), 14,8% – в связи с сокращением численности (на 8,0 процентного пункта больше).
Наиболее высокий удельный вес уволенных по собственному желанию среди выбывших работников отмечается в организациях по добыче полезных ископаемых (100%). Самая высокая доля уволенных по взаимному согласию работодателей и работников – в организациях финансовой деятельности (21,2%) [23].
Доля работников, выбывших в связи с высвобождением персонала, колеблется от 0,7% в организациях оптовой и розничной торговли до 23,3% – в организациях обрабатывающих производств (в среднем по обследованным видам деятельности – 14,8%).
В ноябре 2009 года в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности численность работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы, составила 3807 человек (2,0% списочной численности работников), что на 0,1% меньше, чем в октябре 2009 года. Из числа работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы, 84,6% приходится на организации обрабатывающих производств.
В ноябре 2009 года 2,5% списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 1,5% – по соглашению между работником и работодателем (в октябре 2009 года – 2,9% и 1,4% соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, которые оплачиваются как простои в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, в ноябре 2009 года составила 1,1% списочной численности работников (в октябре 2009 года – 1,0%) (приложение 2) [23].
В ноябре 2009 года доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации, составила 3,8% списочной численности работников (в октябре 2009 года – 4,1%).
Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств, в которых 3,5% работников списочной численности работали неполное рабочее время по инициативе работодателя (в октябре 2009 года - 4,5%), 2,1% работников работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем (в октябре 2009 года - 2,0%) и 2,4% работников находились в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя (в октябре 2009 года – 2,3%).
Практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника наиболее широко распространена в организациях строительства (7,5% списочной численности работников), обрабатывающих производств (5,6%).
На конец ноября 2009 года, по данным управления Алтайского края по труду и занятости населения, численность не занятых трудовой деятельностью граждан составила 57,9 тыс. человек. Численность безработных граждан по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилась на 16,5 тыс. человек, или на 44,9%, и составила 53,1 тыс. человек (приложение 3). Пособие по безработице получают 83,3% безработных.
В ноябре 2009 года статус безработного получили 10,2 тыс. человек (на 3,0 тыс. человек, или на 42,0%, больше, чем в ноябре 2008 года). Снято с учета 7,4 тыс. безработных, что на 1,7 тыс. человек, или на 29,0%, больше, чем в ноябре 2008 года [23].
Напряженная ситуация отмечается на рынках труда Баевского, Бурлинского, Косихинского, Кытмановского, Славгородского, Советского, Троицкого, Тюменцевского районов, где уровень безработицы (к трудоспособному населению) за ноябрь 2009 года превысил среднекраевой в 2,2-2,8 раза.
В ноябре 2009 года нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию составила 14,3 человека.
Для реализации своих задач служба занятости разрабатывает и реализует программы и услуги. Однако значение службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг безработным как таковых, но и в том, что они играют центральную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда. Эти связи находятся в зависимости от множества отношений, возникающих при обращении каждого безработного за поддержкой доходов.
Разработанные и реализуемые на Алтае программы службы занятости в целом соответствуют общепринятой практике государственного влияния на рынок труда, хотя, как и действия в других странах, имеют свой специфический оттенок. Рассмотрим основные проблемы реализуемых программ:
1. Информация о рынке труда. Основные проблемы - статистическая база недостаточно развита, доступ к качественной информации ограничен.
2. Содействие (посредничество) в трудоустройстве. Основные проблемы - общее сокращение вакансий снижает возможности трудоустройства. На одно свободное рабочее место претендуют до 10 безработных.
3. Профессиональное консультирование. Основные проблемы - отсутствие единой общегосударственной профориентационной сети, недостаточное ее оснащение, нехватка обученных кадров.
4. Профессиональное обучение безработных. Основные проблемы - государственные учебные заведения, имеющие опыт обучения подростков, часто не могут организовать эффективную профподготовку взрослых. Недостаточно развита учебно-методическая база. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-
5. Меры для молодежи (меры для безработной и неблагополучной молодежи, поддержка программ базового профессионального обучения, развития первичных трудовых навыков молодежи). Основные проблемы - существует риск немотивированного отказа от предоставления постоянной работы и регулярной ротации временных "дешевых" работников.