Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель – выявить причины безработицы в России, в частности в Алтайском крае, и дать рекомендации по ее сокращению.
Задачи:
1. Изучить основные методологические аспекты безработицы: сущность, причины, основные виды.
2. Проанализировать состояние безработицы в России и в Алтайском крае.
3. Предложить пути сокращения уровня безработицы.
Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Экономическая сущность, причины и формы безработицы
1.2. Необходимость государственного управления ситуацией на рынке труда
2. Оценка современного уровня безработицы
2.1. Уровень безработицы в РФ
2.2. Состояние занятости и безработицы в Алтайском крае
3. Мероприятия по снижению уровня безработицы в РФ и в Алтайском крае
Заключение
Список литературы
Приложение
6. Временная занятость подростков. Основные проблемы: риск использования государственных средств в случае, если временное рабочее место может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя. Ограничение доступа к рабочим местам "обычной" рабочей силы.
7. Квотирование рабочих мест. Основные проблемы - как правило, квоты распространяются на предприятия муниципальной собственности. Возможность квотирования рабочих мест на иных предприятиях не предусмотрена законодательством. Незаинтересованность работодателя в квоте. Ограничение доступа к рабочим местам "обычной" рабочей силы.
8. Субсидируемая занятость. Основные проблемы - риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; заинтересованность работодателя в непрерывной ротации субсидируемой рабочей силы; ограничение доступа к рабочим местам "обычной" рабочей силы.
9. Поддержка рабочих мест. Основные проблемы - дефицит средств; риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; подмена создания рабочего места (то есть трудоустройства) финансированием производственного процесса. Неравный доступ к кредитам, нарушение принципа равной конкуренции.
10. Общественные работы. Основные проблемы - сезонный характер работ; некоторые их виды не престижны для квалифицированных безработных. Изменения и дополнения в Закон о занятости, введенные с 5 мая 1996 года, изменили характер общественных работ, они отнесены к временным работам. Безработные, направляемые на общественные работы, считаются занятыми и теряют статус безработных. Это обстоятельство повлияло на сокращение числа граждан, пожелавших участвовать в таких работах.
11. Пособия по безработице. Основные проблемы - недостаточная дифференциация в размере пособий впервые ищущих работу и имеющих трудовой стаж, уволившихся добровольно и вынужденно потерявших работу. Риск иждивенчества.
Таким образом, потенциальные возможности службы занятости в Алтайском крае и в целом по России по ряду причин недоиспользованы. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в условиях экономического спада может быть повышено. Помимо таких внешних обстоятельств, как ограниченное число имеющихся вакансий, недостаточное бюджетное финансирование, ведущее к сокращению активных программ, имеются и другие, внутренние факторы, активизация которых позволит мобилизовать дополнительные резервы повышения эффективности ее деятельности.
В целях реализации мероприятий по содействию микрофинансовой поддержки начинающих предпринимателей из числа безработных граждан, открывших собственное дело за счет средств субсидий, предоставленных органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, 4 июня 2010 года между Федеральной службой по труду и занятости, общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" и некоммерческим партнерством "Национальное партнерство участников микрофинансового рынка" было заключено Соглашение о сотрудничестве (далее – Соглашение).
В рамках реализации указанного Соглашения НАУМИР-ом совместно с "ОПОРОЙ России" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработан и подготовлен для государственных учреждений центров занятости населения (ГУ ЦЗН) информационный пакет о реализации в Российской Федерации мероприятий по микрофинансированию безработных граждан. Данный информационный материал содержит базовую информацию по организации мероприятий по микрофинансированию (основные цели, задачи, организационные формы), сведения о действующих в регионах Российской Федерации микрофинансовых программах, перечень региональных микрофинансовых организаций (включая контактную информацию), рекомендации предпринимателям, обращающимся за микрозаймами, формы учета предпринимателей обратившихся за микрозаймами. Указанный информационный пакет будет направлен в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения в течение месяца, обновление указанной информации будет производиться не реже одного раза за полугодие.
Исходя из целей Соглашения, Роструд рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения:
— организовать взаимодействие между органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации и действующими на их территориях микрофинансовыми организациями;
— совместно с региональными организациями микрофинансирования подготовить и издать для безработных граждан информационные и методические материалы по участию в мероприятиях по микрофинансированию;
— предусмотреть в программах профессиональной подготовки безработных граждан для организации собственного дела (при определении технического задания на профессиональную подготовку) обучение основам финансовой грамотности с учетом опыта работы и проведения финансовых тренингов для начинающих предпринимателей, разработанных НАУМИР;
— использовать при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, методические разработки НАУМИР в части ориентации и подготовки к открытию собственного дела;
— определить успешные бизнес-проекты безработных граждан для участия в качестве номинантов в ежегодном конкурсе НАУМИР, проводимом при поддержке Ситигруп по награждению наиболее эффективных предпринимателей и микрофинансовых организаций России;
— в целях создания единого интерактивного пространства начинающих предпринимателей из числа безработных граждан о программах их финансовой и информационной поддержки разместить баннеры НАУМИР и ОПОРЫ России на региональных сайтах органов службы занятости населения и сайтах ГУ ЦЗН, организовавших взаимодействие с микрофинансовыми организациями, а также предоставить контактную информацию о ГУ ЦЗН для размещения её на "интерактивной карте" портала НАУМИР "Микрофинансирование в России";
— проводить анализ эффективности сотрудничества между ГУ ЦЗН и микрофинасовыми организациями и результативности обращений в микрофинансовые организации за получением микрозаймов безработных граждан.
Еще одно направление совершенствования работы службы занятости — повышение качества ее услуг. До настоящего времени в Алтайском крае и в целом в РФ вопрос о качестве предоставляемых государственными учреждениями услуг не поднимался.
Мультипликативный эффект негативных контактов способен быстро разрушить имидж организации (неудовлетворенные клиенты обычно рассказывают о своем недовольстве другим, реже — подают жалобы на данную организацию). Единственный способ сохранить длительное позитивное отношение клиентов — оказывать услуги высокого качества.
В частном секторе предоставление высококачественных услуг является способом увеличить прибыль. Удовлетворяя потребности клиентов и превышая их ожидания, организации надеются обеспечить лояльность клиентов, и получить выгоды от их повторного обращения. В государственном секторе высококачественные услуги необходимы для того, чтобы клиенты доверяли государственным учреждениям и для обеспечения социального и экономического благополучия в стране.
Ориентированная на клиентов государственная служба — ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы. Причины здесь две. Во-первых, практически все правительственные учреждения сталкиваются с ограниченностью ресурсов и стоят перед необходимостью их дальнейшего сокращения. Во-вторых, большая часть налогоплательщиков — потребителей государственных услуг убеждены, что не получают адекватных результатов в обмен на налоги, которые они платят. Поэтому перед службой занятости ставится двуединая задача — повысить качество услуг при одновременном сокращении государственных расходов на их оказание. Инициативы по стандартам услуг направлены на повышение качества обслуживания через информирование населения о широком спектре государственных услуг и связанных с их предоставлением расходами, а также через повышение ориентированности работы государственных служащих на интересы клиентов.
Повышение качества услуг служб занятости обеспечит не только доверие клиентов, но и будет способствовать двум позитивным моментам: увеличению числа безработных, обращающихся в органы служб занятости за помощью, а также более продуктивному устройству обращающихся граждан на работу.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
Проблема безработицы — одна из основных проблем, стоящих перед государством рыночной экономики. Поддержка безработных и обеспечение им достойного образа жизни — абсолютно необходимо в кризисной экономике как средство предотвращения люмпенизации общества, но в то же время оценка состояния безработицы как временного, и, соответственно, выработка стратегий к достижению полной, эффективной и свободно избранной занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни.
Основными мерами совершенствования государственной политики в сфере занятости населения и на рынке труда в условиях сокращения численности трудовых ресурсов будут являться:
обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, создания действенного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов с использованием частно-государственного партнерства;
стимулирование расширения предложения на рынке труда на основе предоставления более широких возможностей для использования трудового потенциала молодежи, пожилых людей, женщин.
Одним из перспективных направлений совершенствования работы службы занятости является повышение качества ее услуг. Необходимость повышенного внимания к стандартам обслуживания потребителей признается повсеместно. Ориентированная на клиентов государственная служба — ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы.
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 28.02.2009).
2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 27.12.2009 г. N 367-ФЗ).
3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2006.- 407 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.- 384 с.
5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.- 3-е изд.- М, 2007.- 492 с.
6. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика. Уроки 90-х. М.: ГелиосАРВ, 2000. – 125 с.
7. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России// Социологические исследования. - 2009.- № 1.- С. 24-34.
8. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 299 с.
9. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М., 2008.- 254 с.
10. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица.- М., 2002.- 160 с.
11. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристъ, 2002. — 574 с.
12. Козырев И.П. Основы современной экономики. Учебник. – М., 2003. – 288 с.
13. Колосницына Н.Г. Экономика труда: Учебное пособие.- М., 2008.- 240 с.
14. Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России.- М, 2001.- 304 с.
15. Курс экономической теории: Учебник /МГИМО МИД РФ; Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров: АСА, 2007. – 431 с.
16. Экономическая теория: Учебник для вуэов / В.Д.Камаев,М.А. Абрамова, Л. С. Александрова и др.; Под ред.В.Д.Камаева.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009.-640 с.
17. Манусов Т. Незанятость в России: вынужденная или добровольная // Вопросы экономики. – 2009. - №9. – С.113-129.
18. Миляева С. Экономические стороны скрытой безработицы// Экономист.- 2008.- № 7.- С. 51-59.
19. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер паблишинг, 2006. – 522 с.
20. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. — М.: Юристъ, 2008. — 592 с.
21. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году // http://www.economy.gov.ru – Официальный сайт Министерства экономического развития.
22. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2010 года // http://www.economy.gov.ru – Официальный сайт Министерства экономического развития.
23. www.gks.ru – Официальный сайт Росстата РФ.
Классификация форм безработицы
Критерии классификации | Форма безработицы | Характеристика |
Причины возникновения безработицы | Фрикционная | Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр. |
Институциональная | Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы | |
Добровольная | Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать | |
Структурная | Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства | |
Технологическая
| Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования | |
Конверсионная
| Разновидность структурной безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии | |
Циклическая
| Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом | |
Региональная
| Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств | |
Экономическая
| Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе | |
Сезонная
| Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях | |
Маргинальная | Безработица среди слабо защищенных слоев населения | |
Продолжительность безработицы | Краткосрочная | До 4 месяцев |
Продолжительная | 4—8 месяцев | |
Длительная | 8—18 месяцев | |
Застойная | Более 18 месяцев | |
Внешняя форма проявления безработицы | Открытая
| Включает всех незанятых граждан, ищущих работу |
Скрытая | Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними» |