Бизнес – план как основа успеха предпринимательской деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. В новых справочниках и словарях «бизнес» тактично называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путём создания и организации определённой продукции и услуг. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.
Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и сознавать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный набор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Определение бизнес-плана…………………………………………......4
2. Структура бизнес-плана………………………………………………...5
3. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана……………………23
4. Общие требования к бизнес-плану…………………………………….26
5. Бизнес-план и его роль в деятельности фирмы……………………….29
Заключение………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………………33

Файлы: 1 файл

эк.теория.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

4. Конкуренция на рынках сбыта.

Здесь нужно  провести реалистическую оценку сильных  и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие  их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих  фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция  наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по указанным в таблице позициям:

 

Рынок А

Рынок Б

Область

Вы

Конкуренты

Вы

Конкуренты

сравнения

 

1

2

3

 

1

2

3

Реклама

               

Размещение

               

Продукция

               

Услуги

               

Цены

               

Имидж

               



Ранг фирмы  и главных конкурентов указывается  по 5- или 10-балльной системе.

Для каждого  из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

5. План маркетинга.

Раздел, посвященный  маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.

Предприниматель должен подготовить такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей — от менеджеров до членов совета директоров.

История свидетельствует, что маркетинг является одним  из важных условий на пути фирмы  к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю  товар, потерпели неудачу из-за неправильного  маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.

Некоторые виды бизнеса требуют маркетинга, а  потому ясного и убедительного плана  маркетинга. Для других маркетинг  менее важен и нет необходимости  в столь тщательной проработке посвященного ему раздела. 

Вообще, маркетинг  применяется при следующих условиях:

  • Насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом (рынок покупателя);
  • Острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
  • Свободных рыночных отношений, т.е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;
  • Полной самостоятельности предприятий в выборе целей фирмы, управленческих структур, окладов, в распределении средств по статьям бюджета и т.д.

Однако при  любом бизнесе требуется поддержание объема продаж на уровне, способном обеспечить его выживание. Поэтому разумная программа маркетинга играет критически важную роль и изучается весьма скрупулезно. Вот основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в этом разделе:

- Определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар (услугу).

- Конкуренция и другие внешние  факторы. Почти наверняка на деятельность фирмы будут оказывать влияние внешние факторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной мере либо вообще не способно делать это. Наиболее значительным из них является конкуренция.

  1. Степень конкуренции. Целью в данном случае является рассмотрение того, что может составить подлинную конкуренцию и ответную реакцию на нее.
  2. Будущие источники конкуренции.

- Стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности. Должна быть представлена стратегия маркетинга, объясняющая как бизнес организует проведение своих планов в жизнь для достижения желаемого объема продаж.

- Стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя.

- Стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Важно, чтобы цены  должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции.

При анализе  используемых на фирме способов ценообразования  целесообразно исходить из следующих  положений. Возможная цена товара может  определяться, исходя из: себестоимости продукции; цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители; уникальных достоинств товара; цены, определяемой спросом на товар.

Следует также  рассмотреть политику скидок и изменения  цен, а также влияние ценовой  стратегии в целом на валовую  прибыль.

Если разработан детальный прейскурант и он может  помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.

- Реклама, связи с общественностью,  продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы, если вообще их имеют. Предприниматели, например, могут устанавливать контакты с местными средствами информации, которые часто пишут о новом бизнесе в округе. Таким образом, можно получить бесплатную рекламу.

6. План производства.

В случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.

В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший  объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в  конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в  складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

Информацию для данного  раздела целесообразно представить  в виде таблицы, например:

 

Физическое состояние

Существующие возможности

Недостатки или дополнительные потребности и меры по их удовлетворению

Земля

     

Здания и сооружения

     

Оборудование

     
       

 

7. Организационный план.

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация  нового дела и как планируется  налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и  с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть ли возможность  воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть  персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные:

– квалификация;

– прежний опыт работы и его  полезность для предприятия.

Также в этом разделе  приводится и организационная структура  предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет  заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координацию и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда  руководящего персонала и его  стимулирования.

 

8. Оценка  риска и страхования.

Определение и обсуждение риска в бизнесе помогает понять потенциальному инвестору намерения предпринимателя по преодолению трудностей и рискованных моментов. В бизнес-плане необходимо предусматривать альтернативные программы и стратегии на случай возникновения угрозы со стороны конкурентов, от собственных просчётов в области маркетинга и производственной политике, ошибок в подборе руководящих кадров. Следует также учитывать последствия технического прогресса, который может быстро «состарить» идею, товар или услугу.

Раздел разбит на две части. В  первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ  на вопрос: как уменьшить риски  и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

      1. Указываются  организационные меры профилактики  рисков, разрабатываются меры по  сокращению этих рисков и потерь.

      2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной  системы коммерческого страхования  в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств  из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

 

9. Финансовый  план.

Раздел бизнес-плана, посвященный финансовому планированию, во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля. Ключевыми составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. Стратегия определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.

Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:

       •  узнать, чего хотят потребители;

       • удовлетворить  их потребности;

       • получить  прибыль.

Эффективность решения  этих задач во многом зависит от обоснованности плана и использования  его, как инструмента контроля в  бизнесе.

Основой действенного контроля является бухгалтерская система  предприятия. Начиная бизнес, необходимо найти компетентного и опытного бухгалтера, без него невозможно организовать адекватную систему бухгалтерского учета.

Существуют три способа  решения задачи постановки бухгалтерского учета:

− взяться самому, если есть соответствующие знания или  штатный бухгалтер;

− это выполнит внештатный бухгалтер, работающий по договору;

− поручить это какой-либо из фирм, оказывающих специализированные бухгалтерские услуги.

Информация о работе Бизнес – план как основа успеха предпринимательской деятельности фирмы