Бизнес – план как основа успеха предпринимательской деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. В новых справочниках и словарях «бизнес» тактично называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путём создания и организации определённой продукции и услуг. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.
Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и сознавать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный набор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Определение бизнес-плана…………………………………………......4
2. Структура бизнес-плана………………………………………………...5
3. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана……………………23
4. Общие требования к бизнес-плану…………………………………….26
5. Бизнес-план и его роль в деятельности фирмы……………………….29
Заключение………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………………33

Файлы: 1 файл

эк.теория.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Первый шаг к эффективному контролю над бизнесом - организация  системы ведения счетов, которая  обеспечит исходными данными  для проведения экономического анализа текущего состояния дел и составления необходимых документов отчетности. Среди основных документов, позволяющих дать достаточно полное представление о бизнесе, о планах и темпах его развития, необходимо выделить документы бухгалтерской отчетности: баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), а также аналитические материалы: анализ безубыточности, анализ движения денежных средств и анализ отклонений. Эти документы позволят наметить общую схему распределения средств. Система бухгалтерского учета является рабочей моделью бизнеса.

Для этого нужно хорошо представлять себе, какую функцию  выполняет каждый из перечисленных  документов.

Баланс предприятия  составляется по окончании отчетного  периода и отражает результаты принимаемых руководством предприятия решений. В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах, стоимость материальных и нематериальных активов, размер акционерного капитала на данный момент времени, иные источники формирования средств предприятия, долговые обязательства и т. д. Отчет о прибылях и убытках, или отчет о финансовых результатах, позволяет показать, насколько эффективно работает хозяйственная структура предприятия в течение определенного периода.

Отчет о движении денежных средств призван продемонстрировать, насколько хорошо предприятие управляет  своими денежными средствами для  обеспечения ликвидности.

Поддерживать баланс между прибыльностью и ликвидностью непросто, поскольку действия, направленные на улучшение каждого из этих показателей, могут противоречить друг другу. Часто компании с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за неликвидности, т.е. из-за отсутствия реальных денежных средств на счетах, необходимых для оплаты текущих расходов. Показатель ликвидности может ухудшиться вследствие быстрого роста производства в погоне за высокими прибылями, истощения денежных средств предприятия.

Рассмотрим примерный  состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому товару или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности:

Показатели

Месяц

(квартал, год)

и т.д.

Всего за период

 

План

Факт

 

План

Факт

Рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара

         

Цена товара

         

Объем продаж в единицах товара

         

Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару

         

Количество товаров  в единицах произведенных фирмой

         

Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода

         

Вторым документом был  назван план (отчет) о доходах и  расходах. Структура этого отчета довольно проста. В него обычно включают следующие показатели:

 

Показатели

Месяц

(квартал,  год)

и т.д.

Всего за период

 

План

Факт

 

План

Факт

Выручка от продажи данного товара

         

Производственные  издержки, связанные с производством  и реализацией товаров по статьям

         

Общепроизводственные  издержки по статьям

         

Налоги и  отчисления

         

Чистая прибыль

         

Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы

         

Ключевая роль отчета состоит в том, чтобы вовремя  разглядеть надвигающуюся опасность  и принять контрмеры.

Анализ безубыточности основывается на информации, полученной из отчета о результатах и анализа  движения денежных средств. Он позволяет  показать объем дохода от реализации, который необходим для покрытия постоянных и переменных расходов, связанных с деятельностью предприятия. Этот документ является основным при принятии решений, связанных с возможностью различных затрат.

Анализ отклонений позволяет ежемесячно сопоставлять фактические результаты хозяйственной деятельности предприятия с запланированными. Это самое эффективное средство, позволяющее избежать необоснованного роста расходов. Необходимо знать, что предприятия разваливаются не из-за грубых просчетов в управлении ими, а вследствие большого количества мелких, допущенных по небрежности ошибок. Анализ отклонений позволяет своевременно выявить их, скорректировать ответные действия.

Вместе эти документы  и представленная в них информация и дают ту модель бизнеса, опираясь на которую можно эффективно управлять им.

Таким образом, стоит  отметить, что в разделе «Финансовое  планирование» должны быть отражены следующие аспекты:

• источники и назначение финансирования;

• перечень основного  оборудования и определение потребности в его приобретении;

• баланс предприятия;

• прогнозирование доходов  от реализации товаров и услуг;

• планирование финансовых результатов деятельности предприятия;

• планирование движения денежных средств;

• анализ безубыточности;

• анализ отклонений от плановой сметы;

• финансовые отчеты предыдущих периодов (для действующего предприятия).

 

10. Стратегия финансирования.

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При  этом необходимо ответить на вопросы:

      1. Сколько  средств требуется для реализации  данного проекта? Ответ на данный  вопрос можно получить из предыдущего  раздела бизнес-плана «Финансовый  план».

      2. Источники  финансовых ресурсов и формы  их получения. Источниками могут  служить:

         а) собственные средства;

         б) кредиты банков;

         в) привлечение средств партнеров;

         г) привлечение средств акционеров  и так далее.

      3. Срок  ожидаемого полного возврата  вложенных средств и получения  инвесторами дохода на них.

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

    На составление  бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которые предоставила фирма, и делают расчёты.

    Бизнес-план – документ перспективный, и составлять его рекомендуется на три-пять лет вперёд. Западные инвесторы  нередко опасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-за отсутствия гарантий,  нестабильности экономической и политической ситуации в стране, как это принято считать, но из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности, бизнес-планов и инвестиционных проектов.

      Несмотря на отсутствие законодательных актов, прямо обязывающих разработку бизнес-планов, сегодня в России принято значительное количество указов и других законодательных актов, которые формулируют деловую среду предпринимательства. Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санирования).

    Бизнес-план имеет два принципиальных направления: 

     1) внутреннее – подготовить заказчику информационное досье.

     2) внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах.

    Бизнес-план – это динамичная оценка проекта (программы), что и отличает его от других методов, например, от статичной технико-экономической оценки.  Если оценку проекта в системе технико-экономических показателей можно представить в виде фотографии, то в системе блоков бизнес-плана – в виде киноленты, причём в стереокино с массой других эффектов, приближающих оцениваемый проект к максимально реалистичному виду. Бизнес-план не относится к «одноразовым» документам, а является документом постоянным, требующим систематической корректировки, адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана

     

    Цель бизнес-плана – это достижение предприятием конечных финансово-экономических результатов в определённом направлении деятельности за конкретный промежуток времени и определённых затратах ресурсов. При определении цели бизнес-плана можно использовать метод мозгового штурма, когда на первом этапе производится запись множества целей, а далее на основе творческой конфронтации производится аргументация, проверка на жизненность, устойчивость и необходимость каждой записанной цели.

      Целью бизнес-плана может быть, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса.                       

      Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путём рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

  • получение кредитов или привлечение инвестиций
  • определение степени реальности достижения намеченных результатов
  • доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой
  • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.                                                    

     Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями, независимо от её функциональной ориентации:

  • организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
  • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;
  • формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на  планируемый период.                                                                                   

Каждая задача бизнес-плана  – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы.

     В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

     Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. 

    Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. 

    Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществлять какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставления кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

    Четвёртая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнёров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определённый период времени.

    Пятая функция позволяет путём вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана: улучшить информировать всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить их обязанности, создать мотивацию достижения цели [5, с.5].

Информация о работе Бизнес – план как основа успеха предпринимательской деятельности фирмы