Бюджетная система РФ: ее структура и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:12, доклад

Описание работы

Государство играет огромную роль в различных областях жизни общества - их эффективное функционирование и существование невозможно без регуляции со стороны государства. Одна из сфер, которая более всего, на мой взгляд, нуждается во вмешательстве государства - это экономическая. Именно регулирование экономических процессов и отношений составляет суть государственной экономической политики.
Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство стремится достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 89.69 Кб (Скачать файл)

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные  бюджеты не включаются в бюджеты  субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет). 

3. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация, представляет собой определенную группировку  по единой системе доходов, расходов и источников покрытия дефицита, основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Основные принципы бюджетной  классификации полностью вошли  в Бюджетный кодекс РФ (гл.4), согласно которому бюджетная классификация  включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

В соответствии с бюджетной  классификацией выделяются следующие  основные виды налоговых доходов:

  1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от реализации государственных запасов;
  4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

Согласно Закону РФ “Об  основах бюджетных прав…”, доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать  дотации и субвенции, а также  заемные средства.

В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных  расходов недостаточно собственных  средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства. Особенностью заемных средств как источника бюджетных доходов является условие их возвратности.

Конкретный состав доходов  и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми  актами о соответствующем бюджете  на каждый год.

Основным порядком в распределении  доходов между бюджетами является закрепление доходов за бюджетами. Доходы могут быть закреплены за тем  или иным бюджетом на постоянной или  долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

При закреплении тех или  иных доходов за бюджетами учитывается  принцип территориальности. Согласно этому принципу в бюджет определенной территории отчисляются средства предприятий, находящихся на этой территории, независимо от их подчиненности.

Состав расходов бюджетной  системы определяется задачами и  функциями государства. В зависимости  от уровня бюджетов он может иметь  некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные  для бюджетной системы в целом:

  1. расходы на финансирование народного хозяйства;
  2. расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;
  4. расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;
  5. расходы на оборону;
  6. расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;
  7. расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  8. расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;
  9. расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д.

Конкретные направления  и размеры расходов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной  власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.

В условиях бюджетного дефицита возникает ситуация, когда финансирование всех запланированных расходов невозможно. Согласно законодательству первоочередному  финансированию подлежат текущие расходы. Существуют также так называемые защищенные статьи расходов, определяемые органами представительной власти при  утверждении бюджета. Защищенные статьи должны финансироваться в полном объеме. Так, к примеру, в Законе РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” к защищенным статьям расходов относятся: заработная плата, стипендия, государственные пособия и другие социальные и компенсационные выплаты населению; продовольственное обеспечение; приобретение медикаментов и перевязочных средств и т.д. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно.

Следует отметить, что бюджетная классификация обусловлена потребностями:

  • прогнозирования, планирования, формирования и исполнения бюджетов;
  • ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности;
  • осуществления государственного финансового контроля за полным и своевременным поступлением налоговых и других обязательных платежей по категориям плательщиков, а также целевым и адресным использованием средств;
  • проведения экономического анализа состояния государственных и муниципальных финансов и качества управления ими;
  • кодирования показателей бюджетов и отчётности при внедрении информационных технологий.

 

4. Роль бюджетной  системы в экономике государства

Экономисты и сегодня  много спорят о том, какую же роль играет бюджетная система в экономике  государства. На мой взгляд, бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Методы и способы бюджетного устройства, безусловно, менялись с годами, но основополагающие принципы, как мне кажется, сохранились и явились базой для дальнейшего развития. Сегодняшняя бюджетная система очень отличается от системы времен СССР и РСФСР - установление в РФ демократического и правового государства оказало влияние на все сферы общества, изменив их, в том числе и экономическую.

Используемый сегодня  в России метод перераспределения  бюджетных средств между различными уровнями бюджетной системы, применяется  уже более 60 лет и, как подтверждают исследовательские работы ведущих  экономистов мира, эта система  является не менее эффективной, чем  одноканальная модель перераспределения  бюджетных средств, которая должна была быть применена в СССР.

Требование эффективности  бюджетной системы заключается  в максимуме собираемости (поступлении) доходов и минимуме потерь бюджетных  доходов или расходов. В другом случае под эффективностью бюджетной  системы можно понимать такое  ее количественно-качественное состояние (организационно-структурное и функциональное), при котором обеспечивается максимальная аккумуляция денежных средств в  бюджете и их использование в соответствии с законом. Иными словами, эффективность определяется двумя факторами:

1. Полнотой наполнения  доходной части бюджета за  счет максимально возможной собираемости  платежей с налоговых и неналоговых  источников дохода.

2. Минимизацией потерь  по статьям расходов в соответствии  с планом исполнения бюджета.

Но, все же, какова роль бюджетной  системы в экономике современного государства? Она выполняет ряд  функций в экономике страны, которые  в свою очередь обеспечивают эффективное  осуществление непосредственно  всех функций государства, которые  тесно переплетаются между собой.

Как неоднократно показывалось выше, бюджетная система государства  является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые  ею функции:

  1. экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, годы Второй Мировой войны - необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример - индустриализация). Важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);
  2. социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета РФ). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения.
  3. политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).
  4. НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно- технических проектов);
  5. финансирование государственных органов власти.

Необходимо заметить, что  понятия приоритетной функции бюджетной  системы не существует - каждое государство  самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации.

Однако в любом случае конкретное решение оказывает конкретное влияния на роль бюджетной системы в стране и ее дальнейшее развитие.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП. Достовернее  является расчет показателя по расходу, так как именно они, а не заниженный доход определяют степень участия  государства в распределительном  процессе. На общемировом уровне этот показатель имеет тенденцию к возрастанию.

Таким образом, можно сделать  вывод - роль бюджетной системы, в  особенности расходной части  бюджета, невероятно важна не только в странах с плановой экономикой. Развитые капиталистические страны уделяют бюджетной системе большое  внимание как чрезвычайно мощному  механизму распределения (и перераспределения) национального богатства. Посредством  бюджетной системы государство  может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в целом.

 

Заключение

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, хотелось бы сделать  следующий вывод.

Бюджетная система, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта.

Влияние бюджетного регулирования  на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки  центра, которое способствует улучшению  положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Поэтому, при  формировании государственного бюджета  необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных  общественных интересов

Информация о работе Бюджетная система РФ: ее структура и роль в экономике