Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………………23
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГСХА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бюджетный дефицит и управление
государственным долгом
Шифр 10833
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
государственного долга………………………………………………………………
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45
Сегодня, когда
мир замер на пороге очередного финансового
кризиса, говорить о бюджетном дефиците
и государственном долге
Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть
понятия государственного
2) Выделить факторы
влияния госдолга и бюджетного
дефицита на экономику, а
3) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
Объект – государственный долг и бюджетный дефицит. Предмет – государственные доходы и расходы, бюджетно-налоговая политика правительства.
Курсовая работа выполнена на 45 страницах, состоит из введения, 2 глав и заключения, проиллюстрирована 2 рисунками, включает в себя 3 таблицы, содержит список использованных источников из 11 источников. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: понятие бюджета и бюджетного дефицита, его виды и концепции регулирования, понятие государственного долга, его виды и факторы воздействия, причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения госдолга. Во второй главе рассмотрена государственно-долговая политика России.
экономика государство долг дефицит бюджет
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом
1.1 Понятие
бюджета. Бюджетный дефицит,
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом2.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при
оценке величины
2) Важная статья
государственных расходов - обслуживание
задолженности, то есть
3) При оценках
дефицита государственного
характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.3
Различают структурный,
циклический и фактический
δS = G – tY*
где δS – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП. Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
δС = δ - δS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)
где δС – циклический бюджетный дефицит, δ - фактический бюджетный дефицит, δS – структурный бюджетный дефицит, G –
государственные закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.
Во время
спада фактический дефицит
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.4 При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. BD общий = ( G + N + F ) – T
BD первичный = ( G + F ) – T
N = D x Rr
где с - выплаты по обслуживанию долга;
D - величина долга;
Rr - реальная ставка процента;
G – госзакупки; F – трансферты;
T – налоговые поступления в бюджет.
Абсолютные
размеры бюджетного дефицита и государственного
долга не могут служить надежными
макроэкономическими
Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности:
1) Долг/ВВП; Долг/Экспорт товаров и услуг - Показатели запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала
2) Сумма обслуживания долга/ВВП; Сумма обслуживания долга/Экспорт - Показатели потока: чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).
В макроэкономическом
анализе также используется
Концепции государственного бюджета
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция ежегодного
сбалансированного бюджета
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов.
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом