Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………………23
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45

Файлы: 1 файл

Курсовик гос долг.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО  КОСТРОМСКАЯ ГСХА

 

 

 

                                                Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

             ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

                    КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

          Бюджетный дефицит и управление

                 государственным долгом               

 

 

 

 

 

 

          

 

                                            Выполнил студент 3 курса 

                                 заочного отделения

                                                       Касаткин Дмитрий Владимирович

                                                           Факультет ТО и РМ в АПК 3 группа

                    Шифр 10833

 

                                                          Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3                                                                                                                   

Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.

    1. Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
    2. Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
    3. Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения

      государственного долга………………………………………………………………23

Глава 2. Государственный долг России.

  2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, когда  мир замер на пороге очередного финансового  кризиса, говорить о бюджетном дефиците и государственном долге чрезвычайно  актуально. Государственные долги  ведущих экономик мира неуклонно растут. Например, известно, что в октябре 2010 года общий государственный долг всех стран мира превысил $40 трлн. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами центра The Economist Intelligence Unit. Таким образом, суммарная государственная задолженность всех стран мира достигла 68% от мирового ВВП (номинальный мировой ВВП в 2010 году по данным Всемирного банка составил $58 трлн.)1.

Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в  современной экономике.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть  понятия государственного долга  и бюджетного дефицита;

2) Выделить факторы  влияния госдолга и бюджетного  дефицита на экономику, а также  инструменты их регулирования;

3) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.

Объект –  государственный долг и бюджетный  дефицит. Предмет – государственные  доходы и расходы, бюджетно-налоговая  политика правительства.

 

 

 

 

 

Курсовая работа выполнена на 45 страницах, состоит из введения, 2 глав и заключения, проиллюстрирована 2 рисунками, включает в себя 3 таблицы, содержит список использованных источников из 11 источников. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: понятие бюджета и бюджетного дефицита, его виды и концепции регулирования, понятие государственного долга, его виды и факторы воздействия, причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения госдолга. Во второй главе рассмотрена государственно-долговая политика России.

экономика государство долг дефицит бюджет

 

 

Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

 

1.1 Понятие  бюджета. Бюджетный дефицит, его  виды и концепции регулирования

 

Государственный бюджет – это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления.

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с  бюджетным дефицитом2.

Бюджетный дефицит  представляет собой разницу между  государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется  следующими факторами:

1) Обычно при  оценке величины государственных  расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Важная статья  государственных расходов - обслуживание  задолженности, то есть выплата  процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга). При измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию.

3) При оценках  дефицита государственного бюджета  на макроуровне, как правило,  не учитывается состояние местных  бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность

 

характерна  практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.

4) Наряду с  измеряемым (официальным) дефицитом  госбюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Скрытый дефицит  бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.3

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 

δS = G – tY*

 

где δS – структурный  дефицит бюджета, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП. Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

 

δС = δ - δS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)

 

где δС – циклический  бюджетный дефицит, δ - фактический бюджетный дефицит, δS – структурный бюджетный дефицит, G –

государственные закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.

Во время  спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также  текущий дефицит бюджета и  первичный дефицит. Текущий бюджетный  дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.4 При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. BD общий = ( G + N + F ) – T

 

BD первичный  = ( G + F ) – T

N = D x Rr

 

где с - выплаты  по обслуживанию долга;

D - величина  долга;

Rr - реальная  ставка процента;

G – госзакупки; F – трансферты;

T – налоговые  поступления в бюджет.

Абсолютные  размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными  макроэкономическими показателями, тем более что задолженность  обычно увеличивается по мере роста  ВВП.

Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности:

1) Долг/ВВП; Долг/Экспорт  товаров и услуг - Показатели запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала

2) Сумма обслуживания  долга/ВВП; Сумма обслуживания  долга/Экспорт - Показатели потока: чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).

 В макроэкономическом  анализе также используется сравнительная  динамика показателей - соотношение ВВП и долга с численностью населении страны.

Концепции государственного бюджета

Отношение к  дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит  в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета  должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической  основе заключается в том, что  иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом  в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее  распространение получила концепция, согласно которой целью государства  должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

 

                 1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом