Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………………23
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45
Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств производятся в порядке, определяемом Правительством РФ. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором РФ установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга РФ, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.
Средства Стабилизационного
фонда используются для финансирования
дефицита федерального бюджета при
снижении цены на нефть ниже базовой
и на иные цели в случае, если накопленный
объем средств
Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ. Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств. Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.
Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда осуществляются Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.
Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке РФ. Правительство РФ направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.
Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце.
Основные направления государственно-долговой политики РФ на 2012-2014гг
В начале июля правительство согласовало основные параметры бюджета на 2012 год (см. Табл. 3). При цене на нефть $93/барр, ожидается, что доходы бюджета достигнут 18.5% ВВП, расходы прогнозируются на уровне 21.2% ВВП, а дефицит вырастет до 1.6 трлн руб или 2.7% ВВП, говорится в комментарии аналитиков Альфа-банка. 12Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы.
Таблица 3 - Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП (млрд. руб.) |
57 532,00 |
63 436,00 |
70409,00 |
Темпы роста ВВП к пред. году (%) |
3,5 |
4,2 |
4,6 |
Цена на нефть (долл./барр.) |
93 |
95 |
97 |
Инфляция (%) |
6 |
5,5 |
5 |
Курс руб./долл. США |
27,9 |
27,9 |
28 |
Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.
В этой связи
развитие национального долгового
рынка рассматривается в
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности.13
По данным ЦБ, внешний долг РФ на 1 июля 2011 года составлял $538,6 млрд, что предполагает рост на 10,2%. Это выше предварительной оценки, а кроме того, судя по опубликованной статистике, увеличиваются и темпы роста внешнего долга.
Если в первом квартале 2011 года внешний долг увеличился на $20,7 млрд, то во втором он вырос уже на $29 млрд.
Такие стремительные темпы не могут не вызывать беспокойства, говорится в комментарии Антона Сафонова, аналитика «Инвесткафе». Если подобная динамика сохранится, то к концу 2012 года внешний долг может превысить $610 млрд, что предполагает рост показателя на 30% всего за два года.
Судя по статистике ЦБ, сейчас внешний долг растет не только за счет банковского сегмента, но и других секторов, в том числе вследствие наращивания долговых обязательств перед прямыми инвесторами. Такая ситуация может быть связана с ухудшением общей экономической ситуации, и вполне возможно, что она сохранится, поэтому достижение внешним долгом уровня более $610 млрд реален.
Если же посмотреть на динамику государственного внутреннего долга (Рис. 2), то здесь ситуация складывается еще хуже.
Дело в том, что рост госдолга, который необходим для финансирования дефицита бюджета, будет происходить в основном за счет внутреннего долга. При этом госдолг может вырасти до 17% ВВП уже к 2013 году.
В лучшем случае этот уровень будет достигнут ближе к 2014 году. При этом по итогам прошлого года госдолг находился на уровне 9% ВВП. Если вспомнить параметры бюджета, то становится очевидно, что не позднее чем через два года уровень госдолга составит не менее 11 трлн руб. при объеме ВВП в 64,803 трлн руб.
Всего за 9 месяцев 2011 года внутренний госдолг достиг 3,697 трлн руб., что предполагает рост более чем на 25%. В то же время, по данным Минфина, государственный внешний долг за 9 месяцев текущего года снизился на 7,9%. Сейчас госдолг находится на уровне 4,834 трлн руб. Таким образом, не пройдет и двух лет, как уровень госдолга может вырасти более чем на 6 трлн руб.14
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
Рисунок 2 - Динамика объема государственного долга Российской федерации
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Все поставленные задачи курсовой работы изучены и выполнены, цель исследования ясна и выявлена.
1) Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Государственный долг – общий размер задолженности правительства перед владельцами государственных ценных бумаг, равный сумм прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
2) Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста15.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие в зависимости от экономического цикла. Прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Государство может регулировать состояние бюджетного дефицита и государственного долга при помощи различных инструментов государственно-долговой политики: повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита.
3) Можно сделать
вывод о том, что во многих
странах мира вопрос о
Зона евро в 2011 г. переживает второй этап острейшего долгового кризиса таких стран, как Португалия, Ирландия, Греция, Испания, вынужденных значительно ограничивать расходы и урезать стимулы поддержки экономики. Ареал финансовой нестабильности в Еврозоне расширяется – возникли трудности рефинансирования госдолга Италии. Итальянская экономика в шесть раз больше греческой. Для сравнения, госдолг Греции сейчас составляет около 350 млрд евро, - 152% ВВП, Италии – 1,6 трлн евро – 120% ВВП. Одновременно возрастает нагрузка на финансовую систему Германии – страны основного держателя долговых обязательств Греции и других европейских стран-должников.17
4) Можно говорить,
что на данный момент ситуация
с государственным долгом и
бюджетным дефицитом в нашей
стране стабильная. У нас немного,
по сравнению с другими
«Россия имеет сравнительно низкий объем долгов — как у государства, так и у бизнеса и населения. За посткризисный период банки существенно улучшили валютную позицию и качество своих активов. Сохраняются значительные государственные золотовалютные резервы и высокий профицит текущего счета»,18 - Министр экономики Эльвира Набиуллина.
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом