Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа
Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………………23
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Механизмы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
2. Обмен долга
на акционерный капитал (своп)
- предоставление иностранным
3. Замена существующих
долговых обязательств новыми
обязательствами (в
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок
процента по обслуживанию
Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.
Глава 2 Государственный долг России
2.1 Государственно-долговая политика России
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Закон о бюджете
принимается на финансовый год, вступает
в силу со дня подписания и подлежит
опубликованию после его
Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Структура внешнего государственного долга представлена в Таблице 1.
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ ) |
36 777,8 |
25 760,3 |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членам
Парижского клуба, |
661,3 |
463,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 484,1 |
1 039,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 161,4 |
813,5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
59,5 |
41,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 771,1 |
1 941,0 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 820,0 |
20 886,8 |
внешний
облигационный заем с |
2 000,0 |
1 400,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 год |
3 466,4 |
2 428,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 451,5 |
внешний
облигационный заем с |
2 499,9 |
1 751,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
18 353,7 |
12 855,4 |
Задолженность по ОВГВЗ |
24,6 |
17,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
795,8 |
557,4 |
* в соответствии
со статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | ||
** объем государственного
внешнего долга Российской | ||
*** обязательства,
не урегулированные по |
Таблица 1.
Государственные внутренние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Объем внутреннего государственного долга на 1 января 2011 года приведен в Таблице 2.
Таблица 2 - Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте РФ | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
Государственные
заимствования субъектов РФ, муниципальные
заимствования – займы и
По состоянию на 1 января 2011 г. государственный долг субъектов составил 1 104,6 млрд. руб. или 2,4% ВВП, в том числе государственный внешний долг субъектов – 32,0 млрд. руб. (1,1 млрд. долл. США) или менее 0,1% ВВП.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
1. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
г) поступления
от продажи имущества, находящегося
в государственной
д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
2) бюджетные
кредиты, полученные от
3) кредиты, полученные от кредитных организаций;
4) поступления
от продажи имущества,
5) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
а) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
6) кредиты, полученные от кредитных организаций;
в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
г) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
д) изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
Под ценой на
нефть понимается цена на нефть сырую
марки «Юралс», определяемая в порядке,
предусмотренном для
Источниками формирования
Стабилизационного фонда
1) дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;
2) остатки средств
федерального бюджета на
Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:
1) фактических
поступлений в федеральный
2) фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом