Бюджетный дефицит: методы управления и оценка последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы можно обозначить изучение образования бюджетного дефицита, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Также будут рассматриваться методы управления, покрытия государственного бюджета и оценка как экономических, так и социальных последствий бюджетного дефицита.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
• Изучить структуру доходов и расходов бюджета;
• Рассмотреть сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения;
• Проанализировать источники финансирования бюджетного дефицита и способы его финансирования;
• Рассмотреть различные социально-экономические последствия бюджетного дефицита;
• Определить динамику изменения бюджетного дефицита в Российской Федерации;
• Дать оценку проблемам, существующим в бюджетной политике Российской Федерации;
• Сравнить пути решения бюджетного дефицита в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
1 Бюджетный дефицит: понятие и структура …………………… 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….. 5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита, его
законодательное регулирование……………………………………............
2 Методы управления бюджетным дефицитом…………………. 10
2.1 Источники финансирования дефицита бюджета …………………….. 10
2.2 Способы финансирования бюджетного дефицита……………………. 11
3 Социально-экономические последствия дефицита бюджета…. 15
4 Особенности бюджетного дефицита Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки…………………………………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..................
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Факультет международных экономических отношений

 

Кафедра экономической теории

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по теме:   Бюджетный дефицит, методы управления и оценка последствий.

 

Студент группы       МЭ (б) - 22    __________   __________  Е.А. Пилипенко

                                 номер группы             дата               подпись

 

Руководитель  ______________        ____________________   Е.А. Бендерская

                                     уч. степень,                         уч. звание

 

 

 

 

 

Дата первой регистрации «____»______ 200___г.

 

Регистр. номер ____________

 

Дата рег. после доработки «____»______ 200___г.

 

Регистр. номер ____________

 

Отметки руководителя ______________________

                                            (к защите, на доработку и др.)

 

подпись _________________________

 

«____» _____ 200 ___г.

 

______________________

                         (оценка)

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

3

   

1 Бюджетный дефицит: понятие и структура ……………………

5

   

1.1 Понятие бюджетного дефицита  ………………………………………..

5

1.2 Причины возникновения бюджетного  дефицита, его 

законодательное регулирование……………………………………............

 

7

   

2 Методы управления бюджетным  дефицитом………………….

10

   

2.1 Источники финансирования дефицита  бюджета ……………………..

10

2.2 Способы финансирования бюджетного  дефицита…………………….

11

   

3 Социально-экономические последствия  дефицита бюджета….

15

4 Особенности бюджетного дефицита  Российской Федерации  и Соединенных Штатов Америки…………………………………

 

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..................

 

27

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что же такое бюджет? Бюджет (в переводе от старонормандского «bougette») – это структура доходов и расходов определенного лица (семьи, организации, государства), которое устанавливается на определенный период, чаще всего на год.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. [1]

Когда расходы бюджета начинают превышать доходы, возникает бюджетный дефицит. Это явление присуще в большей или меньшей степени всем государствам, поэтому оно не относится к разряду чрезвычайных или исключительных событий. С моей точки зрения, невозможно представить государство, в котором безупречно работают все экономические и финансовые рычаги, стимулирующие приток денежных средств в бюджет на таком уровне, что его сальдо всегда остается нулевым, что говорит о сбалансированности бюджета.

Проблема бюджетного дефицита остается очень актуальной, в первую очередь для нашей страны. Федеральный бюджет Российской Федерации в настоящее время является профицитным, однако бюджетный дефицит сохраняется в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [2].

Также актуальность данной курсовой работы подчеркивается тем, что проблема образования бюджетного дефицита, а также методы управления им являются неотъемлемой частью финансовой политики любого государства, которое стремится к улучшению своих как внутренних позиций, так и положения на международной арене.

Целью работы можно обозначить изучение образования бюджетного дефицита, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Также будут рассматриваться методы управления, покрытия государственного бюджета и оценка как экономических, так и социальных последствий бюджетного дефицита.

Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:

  • Изучить структуру доходов и расходов бюджета;
  • Рассмотреть сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения;
  • Проанализировать источники финансирования бюджетного дефицита и способы его финансирования;
  • Рассмотреть различные социально-экономические последствия бюджетного дефицита;
  • Определить динамику изменения бюджетного дефицита в Российской Федерации;
  • Дать оценку проблемам, существующим в бюджетной политике Российской Федерации;
  • Сравнить пути решения бюджетного дефицита в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджетный дефицит: понятие и структура

1.1 Понятие бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит (от лат. «deficit» - недостача) – отрицательное бюджетное сальдо, которое характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Бюджетный кодекс Российской Федерации дает следующее определение: бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами [3]. В большинстве случаев дефицит государственного бюджета указывает на нестабильное положение в экономической деятельности государства.

Рассматривают несколько видов дефицита бюджета, в зависимости от его доли в ВВП:

  • Временный (имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП);
  • Допустимый (составляет от 10 до 20% суммы доходов);
  • Критический (более 20% суммы доходов) [4].

Правительство каждого государства стремится к тому, чтобы расходная часть бюджета равнялась доходной. Равенство этих частей называется балансом дохода. (В экономической теории бюджет считается сбалансированным, если его профицит или дефицит не превышает 1% от общего объема выпуска). Но такая тенденция к стабилизации расходов и доходов бюджета сохранялась не всегда.

Взгляды ученых на дефицит бюджета и бюджетное равновесие на различных этапах истории кардинально менялись. До 1930-х гг. экономические науки считали, что основным принципом бюджета является принцип «здоровых финансов», т.е. его бездефицитность и ежегодное равновесие расходов и доходов. Франческо Нитти, итальянский политик и государственный деятель конца 19 – начала 20 века отмечал, что рост государственных расходов увеличивает бюджетный дефицит и государственный долг: «Какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом». Подобную мысль высказывал и русский государственный деятель, министр финансов царской России 1892—1903 С.Ю Витте: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственной росписи». Как можно заметить, колебания в какую-либо сторону от равновесия, в особенности в сторону превышения расходов над доходами рассматривались как крайне опасные и негативные явления [1].

Роль и значение дефицита бюджета в развитии экономики описывается довольно противоречивыми мнениями. Существуют как сторонники систематического (хронического) дефицита бюджета, так и противники.

Сторонники бюджетного дефицита указывают на то, что бюджетный дефицит в целом не является деструктивным и не представляет опасности для состояния национальной экономики, так как все расходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту его благосостояния. Также явление дефицита бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального продукта. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

Противники, экономисты неоклассического направления, имеют иное мнение и высказывают некоторые опасения по поводу дефицита бюджета. С их точки зрения бюджетный дефицит в текущем периоде непременно потребует более высоких налогов в будущем периоде. Кроме того, для покрытия дефицита могут использоваться различные неэффективные методы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д., что в свою очередь ухудшит денежно-кредитную систему, приведет к инфляции и девальвации, росту внутреннего и внешнего долга государства [5].

1.2 Причины возникновения бюджетного  дефицита, его законодательное регулирование

 

В качестве первой причины возникновения бюджетного дефицита можно выделить необходимость развития экономики посредством крупных государственных вложений. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры. Еще Джон Кейнс говорил о возможности присутствия опережающего роста государственных расходов над доходами на конкретных этапах развития общества в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости. Действительно, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных вложений в реализацию государственных программ, направленных на развитие экономики, ее структурной перестройки. Это даст возможность получить в будущем значительные доходы, обеспечить реальный рост ВВП и национального дохода, повысить материальный уровень жизни населения. В этом случае, качество бюджетного дефицита совсем другое, и он может рассматриваться не как кризисное явление, а как один из способов государственного регулирования экономики. Такой вид бюджетного дефицита называется сознательным.

Еще одна причина бюджетного дефицита вытекает из различных чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т. п.), которые трудно или невозможно предусмотреть и застраховаться. Восстановление последствий перечисленных обстоятельств, как правило, требует значительных финансовых вложений. Одним из способов ликвидации чрезвычайных ситуаций можно назвать резервные и внебюджетные фонды. В нашей стране существует Резервный фонд Российской Федерации, сформированный 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России [2].

Также дефицит бюджета может являться следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождаются, как правило, развалом финансово-кредитной системы, утерей контроля со стороны правительства над производственной и финансовой сферой. В этом случае бюджетный дефицит носит крайне отрицательный характер и требует принятия мер не только финансово-экономического характера, но и политического. Обычно такие процессы происходят на рубеже коренного изменения целей, функций и задач государства. Примером может служить Россия и страны бывшего социалистического лагеря, решившие отказаться от командно-административной системы управления экономикой в пользу рыночной.

В связи с решениями органов высшей законодательной и исполнительной власти может возникнуть отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, а также уменьшение их доходов или увеличение расходов. Данная ситуация определяется как межбюджетный дефицит. Такой дефицит может быть покрыт посредством бюджетного регулирования и использованием различных форм межбюджетных отношений таких как: «раздельные» налоги (федеральные, региональные, местные), дотации, субсидии, целевые федеральные и региональные программы в их территориальном аспекте (т.е. реализуемые на уровне соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) [6].

Наконец, помимо вышеуказанных причин бюджетный дефицит может быть вызван низкой эффективностью государственного финансового управления, когда вследствие неправильных решений Правительства и Министерства Финансов возникают условия, способствующие появлению или росту дефицита бюджета.

Документ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений и устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства – Бюджетный кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует условия, направленные против возникновения дефицита бюджетов, устанавливает его границы. Ниже представлены некоторые из ограничений регулирования и управления бюджетным дефицитом, которые касаются как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации:

  • Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.
  • Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
  • Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
  • Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
  • Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации [3].

Информация о работе Бюджетный дефицит: методы управления и оценка последствий