Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:39, курсовая работа
Целью работы можно обозначить изучение образования бюджетного дефицита, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Также будут рассматриваться методы управления, покрытия государственного бюджета и оценка как экономических, так и социальных последствий бюджетного дефицита.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
• Изучить структуру доходов и расходов бюджета;
• Рассмотреть сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения;
• Проанализировать источники финансирования бюджетного дефицита и способы его финансирования;
• Рассмотреть различные социально-экономические последствия бюджетного дефицита;
• Определить динамику изменения бюджетного дефицита в Российской Федерации;
• Дать оценку проблемам, существующим в бюджетной политике Российской Федерации;
• Сравнить пути решения бюджетного дефицита в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
1 Бюджетный дефицит: понятие и структура …………………… 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….. 5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита, его
законодательное регулирование……………………………………............
2 Методы управления бюджетным дефицитом…………………. 10
2.1 Источники финансирования дефицита бюджета …………………….. 10
2.2 Способы финансирования бюджетного дефицита……………………. 11
3 Социально-экономические последствия дефицита бюджета…. 15
4 Особенности бюджетного дефицита Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки…………………………………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..................
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 29
2 Методы управления бюджетным дефицитом
2.1 Источники финансирования
Источники финансирования бюджетного дефицита могут быть представлены в следующей схеме:
Рисунок 1 – Структура источников финансирования дефицита бюджета
Приведенная структура довольно подробна, далее отдельно остановимся на нескольких наиболее крупных источниках финансирования бюджетного дефицита:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и собственности;
— дивиденды по акциям, принадлежащим государству
— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества) [3].
— Долговые ценные бумаги (средне- и долгосрочные). Предназначены для постоянного покрытия дефицита бюджета из года в год.
— Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Такой вид дефицита возникает в связи с тем, что государственные расходы постоянны, но налоговые отчисления в бюджет поступают неравномерно [1]. Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем, в частности, «эффект вытеснения» — перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций [5].
Источники финансирования бюджетного дефицита являются своеобразным ядром методов его управления. В свою очередь, методы управления бюджетным дефицитом можно назвать способами покрытия или способами финансирования бюджетного дефицита. В зависимости от источников финансирования методы управления делятся на две категории: денежное финансирование и долговое финансирование.
При денежном финансировании правительство получает кредиты у Центрального Банка или напрямую передает ему свои долговые обязательства. Следовательно, при таком подходе Центральный Банк увеличивает денежную массу, на величину не обеспеченную товарами и услугами. Этот способ финансирования находится под запретом во многих странах, поскольку в результате его проведения наблюдается рост инфляции, падение курса национальной валюты, а также ряд других проблем.
В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита бюджета производится через выпуск доходных государственных обязательств. Они размещаются на фондовом рынке, продаются и покупаются на нем и по окончании определенного срока погашаются государством. Средства, которые получаются от размещения займов идут на ликвидацию бюджетного дефицита.
Таким образом, дефицит бюджета может быть профинансирован следующими способами:
Первый способ называется «эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита». Он заключается в том, что государство увеличивает денежную массу посредством печатания денег, и с их помощью покрывает превышение расходов бюджета над доходами. К достоинствам данного способа можно отнести тот факт, что при возрастании денежной массы в экономике увеличивается совокупный спрос и, как следствие, объем производства. Помимо этого, увеличение предложения денег снижает ставку процента, что вызывает рост количества инвестиции и также обеспечивает рост объема производства. Эмиссия денег позволяет осуществить покрытие бюджетного дефицита в кратчайшие сроки, поскольку Центральный Банк может выпустить в обращение такое количество денег, которое потребуется.
К негативным сторонам такого способа финансирования дефицита бюджета можно отнести его неприемлемость в долгосрочном периоде, как было сказано выше, поскольку он неизбежно приводит к инфляции, которая в свою очередь также отрицательно сказывается на экономике государства.
Второй способ иначе можно назвать «внутреннее долговое финансирование». Он заключается в том, что государство, преследуя цели покрытия дефицита бюджета, выпускает ценные бумаги и продает их домохозяйствам и фирмам. Сравнивая этот метод с предыдущим можно заключить, что, данная мера покрытия дефицита бюджета не вызывает инфляционные процессы в краткосрочном периоде, так как в количестве денежной массы не происходит изменений. Что касается скорости выполнения, данный метод также можно назвать достаточно оперативным.
Из существующих недостатков можно выделить необходимость постоянных выплат по процентам облигаций населению, которая может вызывать еще больший дефицит бюджета. Кроме того, в долгосрочном периоде данный способ может вызывать инфляцию даже более существенную, чем при эмиссионном финансировании бюджетного дефицита. Такая тенденция обуславливается тем, что государство, покрывая дефицит за счет внутреннего займа, автоматически выстраивает финансовую пирамиду, то есть рассчитывается с прошлыми долгами посредством займа в настоящем, который необходимо будет возвратить в будущем. В итоге дефицит станет столь значительным, что дальнейшее его финансирование внутренними займами будет невозможно, и государству придется использовать рычаги эмиссионного финансирования.
Третий способ финансирования дефицита бюджета называется «внешнее долговое финансирование». Из названия следует, что в этом случае, государство производит займы у других стран, а также международных финансовых организаций, таких как: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.
Достоинства:
Недостатки:
Таким образом, следует отметить, что ни один из способов финансирования дефицита бюджета государства не может быть назван приемлемым, поскольку каждый из них помимо достоинств имеет и ряд существенных недостатков.
3 Социально-экономические последствия дефицита бюджета
Мировая финансовая наука неоднозначно оценивает последствия воздействия бюджетного дефицита на социально-экономические процессы в обществе. При их рассмотрении необходимо учитывать различные факторы и способы влияния дефицита на развитие экономики, социальной сферы, а также уровень социальной защиты населения с учетом конкретных ситуаций.
Поскольку способы финансирования дефицита бюджета несовершенны, то при их проведении возникают иные проблемы экономического состояния государства. Действительно, каждый из вышеуказанных способов рано или поздно приведет либо к развитию инфляционных процессов в экономике, либо к росту государственного долга (внешнего и внутреннего). Поэтому социально-экономические последствия дефицита бюджета можно приравнять к последствиям инфляции и задолженности государства перед своим населением и другими странами.
Рассмотрим последствия дефицита бюджета при повышении уровня инфляции в стране:
Таблица 1 – Последствия дефицита бюджета при повышении уровня инфляции
Для сферы производства: |
|
Продолжение таблицы 1
При распределении доходов: |
|
Для экономических отношений |
|
Для сферы производства увеличение бюджетного дефицита из-за инфляционных процессов выступает как основная причина дезорганизации хозяйства. В частности наносится серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.
На распределение доходов
бюджетный дефицит через
Таким образом, последствия инфляции можно назвать последствиями дефицита бюджета, при условии, что она возникла именно из-за какого-либо способа его покрытия.
Далее рассмотрим последствия бюджетного дефицита, вызванные повышением уровня внутреннего и внешнего государственного долга:
Выплата внешнего долга ложится на экономику страны тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок и с процентами. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых кредиты могут быть предоставлены. Ко всему прочему, наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
В качестве примера можно привести Соединенные Штаты Америки, чей авторитет на мировой арене снижается с каждым годом, и одним из факторов такой тенденции является увеличение госдолга, который составил по последним подсчетам более 17 трлн. долларов.
Домохозяйства и фирмы ввиду имеющихся у государства долговых обязательств перестают доверять экономической политике государства, опасаются за стабильность доходов в настоящем и в будущем периоде, домохозяйства в свою очередь сокращают потребление, фирмы – производство товаров и услуг.
4 Особенности бюджетного дефицита Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Говоря о бюджетной системе Российской Федерации, следует отметить, что она состоит из бюджетов трех уровней:
Для полного представления о структуре бюджета субъектов государства и всей страны в целом используется такое понятие, как «консолидированный бюджет»
Консолидированный бюджет -
сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего
национально-государственного или административно-
Бюджет Российской Федерации является консолидированным.
Информация о работе Бюджетный дефицит: методы управления и оценка последствий