Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:18, курсовая работа
Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.
Введение
Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала
Сущность, значения и виды человеческого капитала
Основные постулаты теории человеческого капитала
Проблемы современного рынка труда и человеческий капитал
Роль государства в развитии человеческого капитала
Человеческий капитал в условиях современной российской экономики
Человеческий капитал, как фактор экономического роста
Проблема миграции человеческого капитала
Значение человеческого капитала в развитии производительных сил
Заключение
Список использованной литературы
Человеческий капитал также классифицируется по формам, в которых он представлен. Живой капитал включает в себя здоровье, знания, воплотившиеся в человеке. Неживой капитал создаётся, когда знания представлены в материальных, физических формах. Институты, оказывающие содействие эффективному использованию всех видов человеческого капитала, представлены институциональным капиталом.
Кроме того человеческий капитал разделяется на трудовой, умственный, интеллектуальный капитал. Трудовой капитал формируется на всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. В настоящее время при описании категории труд наиболее часто используются термины «компетенция» и «компетентность», обозначающие способность человека эффективно решать определенный круг профессиональных задач. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. В современном мире именно люди, обладающие большим объемом знаний, информации, занимают более выгодные места в жизни. Талантливые высококвалифицированные научные работники, ученые получают высокие доходы от интеллектуальной собственности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности. Интеллектуальный капитал имеет много общего с умственным. Предметом воздействия и того и другого вида капитала является информация, однако интеллектуальный капитал (ИК) гораздо глубже умственного, т.к. его созидательное применение непосрдственно увязывается с гуманистически ориентированными знаниями. А это значит, что благодаря применению ИК создание жизненных благ может осуществляется в условиях экологического и социального равновесия. [9,122-123]
Человеческий капитал можно классифицировать по видам вложений в него. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал здоровья, капитал культуры и капитал образования. Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Категория культурно-нравственного капитала в рамках социологических наук обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью. Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект. Капитал образования является системообразующей структурой общества, роль которой непрерывно возрастает.
С точки зрения содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. Например, создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и таким образом также содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей.
Назначение классификации состоит в
Если известный и величайший в экономической науке индустриального периода труд К. Маркса назывался «Капитал», то в период становления основ постиндустриальных отношений и объективной необходимости экономического «антропоцентризма» аналогичным по значимости может быть научный труд, с названием «Человеческий капитал». Другими словами, экономическая теория 21 века - это теория человеческого капитала.
1.2. Основные постулаты теории человеческого капитала
Теория человеческого капитала имеет давние
корни в истории экономической мысли; ее
возникновение стало
Однако рассмотрение человека как капитального блага долгое время сдерживалось этическими факторами; как заметил Г. фон Тюнен (немецкий экономист, предшественник маржинализма)моральная скромность заставляла авторов научных исследований и просто людей воздерживаться от мыслей, сколько человек стоит и какова величина капитала, который может быть в него инвестирован; человек рассматривался как объект высшего порядка по сравнению со всей живой и неживой природой, потому рассмотрение его как одной из форм капитала казалось чем-то непристойным. Из нежелания оценивать человеческие, существа в денежном выражении "проистекает недостаток ясности и путаность понятий в одной из наиболее важных областей политической экономии", "свобода и достоинство людей могли бы быть успешно обеспечены, если "бы они были субъектами законов о капитале". Но в конце 50-х годов происходит преодоление этических ограничений и расширение градационно-узкого понятия «капитал», послужившее предпосылкой к началу активного изучения и исследования человеческого капитала. [14,с.9]
Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической науке вызвано объективными причинами:
Теория человеческого капитала является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической революцией 40-50-х годов.
Теория исходит из простых и убедительных предпосылок. Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом, а не отдельного периода или года. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. Предполагается, что эта зависимость отражает причинно-следственную связь, идущую от образования к мастерству, от мастерства к производительности труда и, наконец, от производительности труда к заработкам.
Хотя, возвращение экономистов к
Экономисты признают влияние политики и культуры на экономику, но рассматривают их как экзогенные факторы, от которых можно без ущерба для смысла абстрагироваться, сосредоточив внимание на чисто экономических параметрах. В действительности общество и культура не могут быть произвольно отделены от экономики; различными способами они изменяют предпочтения индивидов.
В теории человеческого капитала все поведение людей объясняется их эгоистическими интересами в условиях конкурентного рынка, прочие формы поведения исключаются, т.е. рассматривается только рациональное поведение индивида в целях максимизации прибыли. В действительности же рациональное действие зависит в определенной мере от контекста, который не учитывает теория человеческого капитала. Между тем, в условиях неопределенности разрыв между реальными действиями и рациональностью может быть очень существенным.
Критика теории человеческого капитала также касается ее использования для объяснения национального экономического роста. Утверждение, что экономический рост есть следствие образования, не является бесспорным. М.Блауг говорит, что не образование само по себе вносит вклад в рост, а большее образование вносит больший вклад в рост наряду с лучшим здоровьем, лучшим жильем, более хорошими дорогами и т.д.
Но, несмотря на существование в теории спорных и недостаточно ясных положений она внесла значительный вклад в развитие экономической науки. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж. Кендрик и другие произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э.Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективной стратегией экономического развития.
Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам. Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномерное, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство возникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются наделены и более высокими способностями.
Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря данной теории изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Под влиянием теории человеческого капитала,
в которой образованию
Таким образом, теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как взаимодействие образования и экономического роста, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколения. С её выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:
Выделение инвестиционных аспектов на рынке труда;
Переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников;
Признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.[11,с.75]
Поэтому сейчас теория человеческого капитала, активно используется в создании инновационного рынка труда, основой стабильности которого является использование человеческих ресурсов.
Сегодня рынок труда
1.3.Проблемы современного рынка труда и человеческий капитал
В условиях мирового технологического прогресса, устанавливающего новые критерии качества продукции и услуг, в условиях глобализации экономики и создания международного рынка труда требуется новое качество рабочей силы, основанное на высоком образовательном уровне, заинтересованности в самом труде и росте трудовой мотивации.
Сегодня «трудовой капитал» все более уступает место «человеческому капиталу». Подобно тому, как индустриальный сектор национального хозяйства все масштабнее и интенсивнее уступает место постиндустриальным экономическим отношениям, таким же образом рабочая сила человека и его трудовой капитал дополняется, интеллектуальными силами и интеллектуальным капиталом, а труд дополняется творчеством. Поэтому в инновационно-активной экономике труд обретает особые черты:
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике