Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:18, курсовая работа
Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.
Введение
Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала
Сущность, значения и виды человеческого капитала
Основные постулаты теории человеческого капитала
Проблемы современного рынка труда и человеческий капитал
Роль государства в развитии человеческого капитала
Человеческий капитал в условиях современной российской экономики
Человеческий капитал, как фактор экономического роста
Проблема миграции человеческого капитала
Значение человеческого капитала в развитии производительных сил
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
Подольский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина»
Кафедра экономики и управления машиностроения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему «Человеческий капитал и его роль в современной экономике»
Выполнила: студентка группы 8-13
Леонтьева Д.О.
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.
Человеческий капитал — основа эффективного производства любой фирмы, именно человеческий капитал в совокупности с другими факторами производства при правильном использовании позволяет получить максимальную прибыль при минимальных затратах. Поэтому вклад в человеческий капитал сегодня - это не что иное, как конкурентоспособность, экономический рост и эффективность фирмы в будущем.
Предметом исследования является рассмотрение роли человеческого капитала в современной экономике.
Целью данной работы является
установка связи между
Показать теоретическую основу и взаимосвязь таких понятий как экономический рост и человеческий капитал.
Выявить роль государства на рынке человеческого капитала.
Определить основные факторы, влияющие на улучшение качества и повышение производительности человеческого капитала.
Рассмотреть проблемы развития рынка человеческого капитала. Исследовать причины трудовой эмиграции населения в нашей стране.
Информационная база: учебные пособия, средства периодической печати, словари, материалы Интернет-сайтов.
1.Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала
1.1.Сущность, значения и виды человеческого капитала
Природа и сущность капитала находится в центре экономической мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений люди по-разному отвечали на вопрос о том, что такое капитал.
Сегодня в определение капитала все более
уверенно включаются человек и его способности,
а ведущим понятием мирового сообщества
становится утверждение «люди-главный ресурс экономики». Поэтому
в управленческой науке последние два десятилетия,
активно изучается и рассматривается такая
Термин "человеческий капитал" обязан своему происхождению очевидному сходству с "обычным" капиталом по форме воспроизводства. И в том и в другом случае мы имеем дело с долгосрочным расходованием средств на создание факторов, обеспечивающих отдачу от вложенных средств. Как и вещественный капитал человеческий обеспечивает при своем применении производственный эффект, превышающий объем затрат на его создание. Однако различия между человеческими способностями к творческой деятельности и капиталом достаточно велики.[5,с.20]
Для того,чтобы определить в чем заключаются эти различия, выделим «общее» и «особенное» в сущности этого понятия.
С точки зрения «общего», сущность человеческого капитала состоит в его возможности быть использованным для создания, определенных благ: это ценность, способная обеспечивать создание других ценностей.
А особенное в человеческом
капитале заключается в
Теперь на основе этого
Базисность - создатель других видов национального богатства.
Интегратор - технологически сцепляет другие капиталы.
Самовозрастает, т.е. человеческий капитал наращивает сам себя, саморазвивается (это проявляется в повышение профессиональной квалификации, переподготовке, улучшении условий труда, повышении качества жизни в процессе создания жизненных благ).
Внутренне систематизируется, самокомбинирует качества.
Человеческий капитал может экономически изменять свою стоимость и амортизироваться, физически и морально изнашиваться.
Обладает способностью производить блага без участия других капиталов.
Купля продажа человеческого капитала носит экстернальный характер. Т.е человек может реализовать свои способности в гораздо большей степени, чем это предусматривает работодатель, возникающие при этом экстерналии никак не учитываются в действующих контрактах.
Имеет мультипликативную, или двойную ценность, создает жизненные блага и одновременно развивается в процессе производства.
Последняя особенность и объясняет
Глубинным источником развития и качественного
обновления природного и вещественного
капитала является развитие и качественное
обновление человеческого капитала. Другими словами, прямые
инвестиции в человеческий капитал, по
сути, есть косвенные инвестиции в природный
и вещественный капитал нации. Смена базового
ресурса делает развитие человеческого
капитала не только экономической, но
ещё и экологической, политической и социальной
проблемой.
Отсюда вытекает важность определения, измерения и детализации человеческого капитала. Итак, исследуем основные классификации человеческого капитала.
По степени эффективности человеческий капитал делится на отрицательный (разрушительный) и положительный(созидательный) человеческий капитал. Так же существуют и промежуточные по эффективности состояния человеческого капитала.
Отрицательный человеческий
Доля отрицательной составляющей в накопленном человеческом капитале и, соответственно, эффективность инвестиций в человеческий капитал в различных странах сильно различается. Но, тем не менее, необходимость вложений в человеческий капитал высоко оценивается во всех странах. Так, например инвестиции в здравоохранение (одна из составляющих инвестиций в человеческий капитал) в США составляют 15,9% от ВВП, даже в таких странах, как Босния(8,8%),Ливан (8,7%),Грузия (8,6%),Никарагуа (8.3%) вложения в здравоохранения достаточно велики. А наша страна по этим показателям, к сожалению, значительно отстает, т.к. на здравоохранение в России приходится всего лишь 5,2% от ВВП.[1,с.5]
Положительный человеческий капитал определяется, как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала, в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения, в повышение качества и доступности информации. Человеческий капитал является инерционным производительным фактором, то есть инвестиции в человеческий капитал требуют не только затрат, но и терпения, поскольку их инвестиционный период длится 12-20 и более лет. Но в относительно короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. То обстоятельство, что человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объеме отрицательного накопленного человеческого капитала, в сущности, является главной проблемой развития экономики России с точки зрения теории человеческого капитала.
Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества (то есть продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции в 2-3 раза (в зависимости от отрасли) выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Например, относительно уровня развития США российская производительность в сфере энергетики составляет только 15%, в розничной торговле – 31%, в строительстве – 21%.На исправление этой ситуации и направлена программа антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год. В 2010 году планируется «...уделить основное внимание ...повышению качества трудовых ресурсов, формированию эффективной занятости, созданию новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест, ... в большей мере заниматься программами переобучения и повышения квалификации, активнее поддерживать самозанятость и открытие людьми собственного дела»1
Также в теоретической литературе можно встретить разделение человеческого капитала на универсальный и специфический. Под специфическим человеческим капиталом понимаются знания и навыки, которые повышают эффективность деятельности индивида при работе на конкретной фирме, но теряют свою ценность при потере работы или при переходе в другую фирму. В свою очередь универсальный человеческий капитал - это знания, умения, навыки, которые могут быть востребованы в различных сферах деятельности. [2,с.44] Благодаря выделению универсального и специфического человеческого капитала появилась дополнительная возможность разрешения вечной проблемы высшего образования - обеспечения оптимального сочетания теоретической и практической подготовки специалистов. Соотнося накопление универсального человеческого капитала с фундаментальным образованием, а специфического с практически ориентированным, можно, по востребованности каждого типа капитала, определить соотношение абстрактных и конкретных программ подготовки. Для инновационной экономики характерна большая востребованность универсального человеческого капитала, что объясняется быстрой сменой технологий и распространением аутсорсинга.
Кроме того в экономической науке
Данная классификация видов
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике