Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:18, курсовая работа
Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.
Введение
Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала
Сущность, значения и виды человеческого капитала
Основные постулаты теории человеческого капитала
Проблемы современного рынка труда и человеческий капитал
Роль государства в развитии человеческого капитала
Человеческий капитал в условиях современной российской экономики
Человеческий капитал, как фактор экономического роста
Проблема миграции человеческого капитала
Значение человеческого капитала в развитии производительных сил
Заключение
Список использованной литературы
Он имеет преимущественно творческий характер, следовательно, неотчуждаем от носителя; меняет мотивацию к трудовой деятельности, отношение к досугу, доходам и т. д.
В труде усиливается субъективная составляющая, индивидуализирующая его, способствующая росту его разнообразия и специализации.
Труд основывается на реализации непрерывно обновляющихся знаний, что резко усиливает самостоятельность работника, его профессионализм, склонность к кооперации, к саморазвитию, к трудовой демократии.
В связи с модернизацией труда в России возникают задачи, которые необходимо решить для эффективного функционирования рынка труда. Одной из таких задач является приобретающая острый характер кадровая проблема. Основной движущей силой, способной привести бизнес к успеху, являются люди, и они же составляют главный фактор риска - по разным оценкам, 70-95% потерь в бизнесе приходится на кадры. И от того, насколько успешно в компании проводится кадровая политика, во многом зависит прибыльность фирмы. Доказано, что фирмы, эффективно управляющие человеческим капиталом, имеют значительные преимущества и чаще становятся лидерами на рынке. Вероятность оказаться лидером в отрасли по внедрению инициатив в области качества составляет 72%, а по финансовым показателям-68%. [6,с. 88; Приложение № 2]
Также если в компании существует выстроенная система оценки персонала, то каким бы способом ни проводилась такая оценка, ее результаты всегда являются базой для принятия эффективных управленческих решений. Если же система оценки персонала не выстроена, то в этом случае присутствует субъективизм, практически нет связи со стратегией развития компании, с ее целями и задачами. На данный момент существует множество методов оценки персонала. Одним из новейших методов является хэдхантинг - это метод прямого поиска, выявления потенциальных кандидатов, прямой выход на них, оценка и представление наиболее подходящих заказчику. Данный метод особенно эффективен при поиске высококлассных специалистов, которых нет на свободном рынке. Лучшая защита кадровых ресурсов фирмы от хэдхантерских приемов - это профилактика, которая предполагает повышение зарплаты, тренинги, регулярное обсуждение планов построения карьеры.[4, 187 с., с.191]
Кроме того, одной из острых проблем, вызванных трансформацией современного рынка труда, является его не сбалансированность: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных мест, с другой - значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.
На российском рынке труда высок спрос промышленных
предприятий на рабочие профессии с
В структуре кадров промышленных предприятий специалисты с высшим и средним профессиональным образованием составляют около 1,4%, рабочие со средним образованием -72%. Из 90% вакансий рабочих профессий российского рынка труда 76% приходится на рабочие места, требующие высокой и высшей квалификации. В отношении к общему составу рабочих на предприятиях России осталось 5% рабочих высшей квалификации, средний возраст которых достиг 57 лет, а в военно-промышленном комплексе- 61 года.
Нехватка кадров на предприятиях промышленности
составляет: специалистов с высшим образованием
- 2,4%; специалистов со средним профессиональным
образованием - 6,4%; рабочих высшей квалификации-4,7%;
рабочих низкой квалификации-4,3;
Однако работодатели подходят к найму рабочей
силы не только с точки зрения требований
к профессии и квалификации индивида. Но
и оценивают его
Человек становится частной собственностью фирмы или инвестировавшего его образование работодателя. Рабочая сила, творческий потенциал в виде особых личностных качеств человека становятся отчуждаемыми, т.е. продаваемыми. Если это так, то развитие данного человеческого капитала становится частным делом каждого отдельного собственника; снимается ответственность с государства за развитие доступной и качественной сети образовательных учреждений допускается приватизация систем образования, здравоохранения, культуры и спорта. Поэтому роль государства в вопросе развития и становления человеческого капитала по-прежнему остается значимой.
1.4.Роль государства в развитии человеческого капитала
Решение вопроса о том, какие тенденции
будут преобладать в
Какую же роль играет государство в этом процессе? В самом общем виде его функции в этой сфере следующие:
Разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях;
Осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
Привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
Координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.
В нашей стране отсутствует эффективная политика по выполнению этих функций. Об этом свидетельствуют исследования ученых, как международного уровня, так и отечественного. Они отмечают нисходящую тенденцию развития качественных характеристик населения России. Динамика индекса творческого потенциала с 26-го места в 1990 году спустила Россию на 62-е место в 2005 году и на 72-е в 2006 году, отражая соответственно и снижение уровня качества жизни населения. [14,c.67]
Эффективность человеческого капитала определяется тремя взаимосвя- занными компонентами: 1)достаточный уровень инвестирования системы здравоохранения и образования; 2)накопление человеком потенциала производственных возможностей и их дальнейшая эффективная реализация; 3)обеспечение эффективности производства, производительность труда, которые зависят от соблюдения трудовых прав работника, развития человеческих трудовых ресурсов. Сегодня на основе этих трех компонентов, а также на основе общих функций государства в сфере развития человеческого капитала экономистами была выработана стратегия развития данного ресурса в нашей стране. Согласно ей правительство должно: 1)определить общую модель распределения инвестиционных расходов между домохозяйствами, фирмами и государством на разных уровнях образования; 2) определить роль государства в финансировании системы здравоохранения и образования, формы участия в производстве человеческого капитала; 3) следует учитывать необходимость координации развития фирм, рынка труда и системы производства и накопления человеческого капитала. 4) определить новый статус образовательных учреждений. Они должны, с одной стороны, брать на себя роль самостоятельных рыночных субъектов, с другой стороны - оставаться агентами государства, которое выступает как представитель общественных интересов в производстве образовательных услуг.
2.Человеческий капитал в условиях современной российской экономики
2.1.Человеческий капитал, как фактор экономического роста
В современном мире существует четкая
зависимость между, уровнем социально-
Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%.
Поэтому сегодня страны делают акцент на развитии человеческого потенциала, достижения которого оцениваются не только по показателям доходов населения, но и по таким факторам, как: ожидаемая продолжительность жизни, процент грамотности среди взрослого населения и уровень доступности образования. В широком смысле слова в понятие "человеческое развитие" включаются все аспекты развития личности человека - от состояния его здоровья до степени его экономической и политической свободы. И по уровню накопленного человеческого капитала в структуре национального богатства выделяют три группы стран. Первая группа — это доиндустриальные страны с совокупным богатством на душу населения менее 3000 долл., сравнительно низким удельным весом человеческих ресурсов и относительно высокой долей природных ресурсов в виде сельскохозяйственных земель (соответственно 65% и 10-20%). Вторая группа - это страны, находящиеся на разных ступенях индустриального развития, с уровнем богатства на душу населения от 45 000 до 95 000 долл., удельным весом человеческих ресурсов от 68 до 79%, промышленных ресурсов около 15—25% и природных ресурсов от 5 до 12%. Третья группа стран — это высокоразвитые индустриальные страны, переходящие к постиндустриальному развитию. Для них характерен уровень совокупного богатства свыше 235 000 долл. на душу населения при доле человеческих ресурсов свыше 74%, промышленных ресурсов в пределах 20-30% и природных ресурсов менее 5%. [13,с.124;Приложение № 6]
Состояние дел в России с реализацией человеческого
В чем основные причины низкой эффективности использования интеллектуального потенциала в инновационном становлении России? Таких причин как минимум три:
- не решены проблемы ценности человеческого капитала;
- не выработана оценка уровня риска в инновационном
- низкая теоретическая база в определении экономической эффективности использования человеческого капитала, и в частности, интеллектуального потенциала.
Все эти критерии взаимосвязаны и исходят из того, что богатство страны природными ресурсами привело к ориентации экономической политики на максимальное ресурсопотребление. [10,с.16-17]. Однако отдача от использования территориального потенциала и природных ресурсов страны довольно низкая. Занимая 13% площади мировой суши, Россия на сегодняшний день производит только 2,5% мирового валового продукта. Это в 20 раз меньше, чем в среднем в мире, и в сотни раз - чем в развитых странах. [14,с.69] Но в связи с тем, что высокая стоимость экспорта энергоресурсов пока позволяет покрывать издержки по управлению страной, такие понятия, как ценность человеческого капитала - образование, здоровье, труд, интеллектуальные способности общества остаются на втором плане, финансируются по остаточному принципу. Тем не менее, у России пока еще сохраняются серьезные шансы для того, чтобы занять достойное место в рамках формирующегося мирового постиндустриального сообщества. Для этого у необходимо эффективно использовать накопленный в нашей стране запас человеческого капитала и способствовать его дальнейшему развитию. Кроме того, необходимо осуществлять массированные инвестиции в образовательный сектор национального хозяйства за счет, прежде всего, природной ренты. В связи с этим, в современных исследованиях уже есть немало рассуждений и обоснованных предложений о конкретных действиях, прежде всего, государства, направленных на превращение природной ренты — в ренту интеллектуальную.
Для того чтобы быть устойчивым, экономический рост должен постоянно "подпитываться" такими результатами человеческого развития, как рост знаний и умений работников, т.е. ростом чеовеческого капитала, а рост человеческого капиала в свою очередь также обусловлен рядом факторов (рис.1)
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике