Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных последствий чистой монополи как особой формы рынка.
Поставленная цель предопределила решение следующего ряда задач:
изучение теоретических предпосылок возникновения чистой монополии;
анализ механизма формирования цены и установления объемов производства фирмами-монополистами;
Ведение 4
Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии 6
1.1. Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения 6
1.2. Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом 10
1.3. Экономические и социальные последствия чистой монополии 16
Глава 2. Основные цели, направления и методы антимонопольного регулирования 18
2.1. Основные цели и методы антимонопольного регулирования 18
2.2. Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия
Челябинск 20__
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
Ведение |
4 | |
Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии |
6 | |
1.1. |
Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения |
6 |
1.2. |
Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом |
10 |
1.3. |
Экономические и социальные последствия чистой монополии |
16 |
Глава 2. Основные цели, направления и методы антимонопольного регулирования |
18 | |
2.1. |
Основные цели и методы антимонопольного регулирования |
18 |
2.2. |
Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности |
24 |
Заключение |
29 | |
Список использованной литературы |
31 |
Введение
Актуальность темы исследования. Как известно, проблема монополизации отдельных отраслей экономики волнует многих экономистов на протяжении долгого периода времени. Связано существование этой проблемы с функционированием фирм-гигантов, которые занимают достаточно серьезные ниши на рынке отдельных товаров.
Само по себе восприятие чистой монополии как одной из форм несовершенной конкуренции изначально было негативным. Такое негативное отношение объясняется, в первую очередь тем, что, во-первых, деятельность фирм-монополистов существенно влияет на процесс распределения ресурсов в экономике с позиции их рациональности. Во-вторых, из-за ценовой дискриминации, которую часто используют в своей деятельности фирмы-монополисты, экономика сталкивается с проблемой неравенства доходов, что в первую очередь сказывается на уровне благосостояния населения.
Но, несмотря на существование
таких недостатков данного вида
конкуренции, нельзя не сказать и
о некоторых достоинствах чистых
монополий. Достоинств эти, прежде всего,
касаются неоспоримого качества предоставляемых
услуг и производимых товаров, за
счет чего, такие компании и могут
гарантировать прочное
Следует также отметить,
что в условиях кризиса, компании-гиганты
играют своеобразную роль «подушки безопасности»,
за счет поддержания объемов
Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных последствий чистой монополи как особой формы рынка.
Поставленная цель предопределила решение следующего ряда задач:
Вопросы чистой монополии широко освещены как в трудах зарубежных ученых, так и в работах отечественных экономистов. Среди таких работ можно выделить труды Пола А. Самуэльсона, Хаймана Д.А., С.Фишера, Шерера Ф.М. и Росса Д., Пиндайка Р.С. и Рубинфельда Д.Л., Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах Авдашевой С.Б., Кушлина В.И. и Волгина Н.А.,С. Бадоева, Е. Ясина, Аронина В.А. и научных статьях Л. Абалкина.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические
аспекты и предпосылки
В данной главе мы подробно рассмотрим сущность чистой монополии, ее основные виды и предпосылки возникновения в экономике.
Фирма признается чистой монополией, если выполняется как минимум два условия: во-первых, она является единственным поставщиком однородного, не имеющего аналогов на рынке товара; во-вторых, масштабы производства этой фирмы настолько велики, что границы фирмы расширяются до уровня целой отрасли.
Чистый монополист не имеет конкурентов
по определению. Но в чем же причина
отсутствия конкурентов? Оказывается,
возникновение монополии
Существующие сегодня разные типы монополий можно условно разделить на три группы: естественная, административная и экономическая.
Возникновение естественной монополии объясняется рядом объективных причин: во-первых, естественная монополия появляется, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами (например, такие отрасли как энергетика, сотовые операторы, почтовые компании и т.д.). В этих отраслях существует ограниченное количество, обычно одно-два предприятия, занимающих монопольные позиции на рынке.
Предпосылкой возникновения административной монополии являются действия государственных органов, а именно: предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности и создание специфической организационной структуры для государственных предприятий.
Причиной возникновения случайной монополии является редкая ситуация, при которой одной фирме выпадает удача производства уникального, не имеющего аналогов продукта
Но наиболее распространенной является экономическая монополия, появление которой объясняется экономическими причинами и развивается она на основе закономерностей хозяйственного развития. В данном случае речь идет о двух возможных способах возникновения экономической монополии: во-первых, когда предприятие за счет успешной политики постепенно завоевывает лидирующие позиции на рынке; а, во-вторых, создание фирмы-монополиста путем слияния и поглощения компаний, которые являются актуальными во время кризисных явлений в экономике [3, c.271].
Рассмотрев типы монополий и причины их возникновения, хотелось бы немного пояснить о видах и способах объединений компаний-монополистов.
Выделяют следующие виды монополистических объединений: картель, синдикат, трест, консорциум (конгломерат), концерн и т.д. [5,c.315]
Картель является одной из наиболее устойчивых форм монополии и представляет собой ценовое соглашение между отдельными компаниями, что еще не говорит о полной монополизации отрасли, так как эти соглашения заключаются между самостоятельными компаниями и речи о проведении процедуры слияния или поглощения нет [1, c.211].
Существенно отличается от картели синдикат, представляющий собой объединение отдельных компаний для создания совместных предприятий по сбыту производимой продукции. В данном случае начинается монополизация рынка и товара одним предприятием, которое получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего устанавливать цену на него.
Более завершенной формой монополии является трест, который представляет собой объединение компаний, целью которого является не только совместный сбыт, но и производство определенной группы товаров. Особенностью треста является то, что компании, входящие в него полностью лишаются самостоятельного статуса и объединяются в одно предприятие.
Еще одной распространенной формой монополизационного объединения является концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности [8, c. 77]. В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи.
Конгломерат, как и концерн,
создается путем приобретения
одной компанией контрольных
пакетов акций других компаний.
Обычно конгломерат объединяет
высоко прибыльные компании
Говоря о теоретических предпосылках появления монополий, необходимо отметить две точки зрения, которые достаточно широко и подробно освещены в современных учебниках по экономике.
Согласно первой точке зрения, монополизация рассматривается учеными как случайное, не свойственное для рыночной экономики явление. Согласно другой точки зрения появление монопольных лидеров на рынке является закономерностью. Основоположником такой точки зрения является А. Пигу. По его мнению, возникновение монополии на рынке является логическим завершением и следствием разработанных предприятиями стратегий.
Еще одной предпосылкой возникновения монополии является закон концентрации производства и капитала, действие которого наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Основным двигателем этого закона является справедливая конкурентная борьба за положение на рынке посредством ввода новых единиц техники, увеличения масштабов производства и т.д.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что, во-первых, возникновение монополий на рынке отдельного товара имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Во-вторых, для входа на рынок чистой монополии необходимо преодоление достаточно серьезных барьеров, устанавливаемых государством. В-третьих, особенностью существующих монополистических объединений является их стремление подчинить себе не только рынки отдельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. В-четвертых, появление на рынке предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
1.2. Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом
При установлении объемов производства и цены в долгосрочном периоде сохраняется возможность изменения объемов использования всех ресурсов фирмы до ее полного закрытия и ухода из определенной рыночной ниши. Это объясняется тем, что в случае невозможности установления цен, окупающих затраты компании на производство более выгодным вариантом является уход из отрасли. Поскольку монополисты сами определяют приемлемый для них уровень цен и объемы продаж, то в случае отсутствия регулирования со стороны государства он может применять такое соотношение цен и объемов, которое принесет ему максимум прибыли. В конкурентных отраслях получение прибыли в длительном периоде замедляется и затрудняется из-за количества входящих в отрасль новых фирм. При монопольном рынке существующие ограничительные барьеры для входа на рынок могут оградить действующую фирму и дать ей возможность получить экономическую прибыль (рис. 1).
Как правило, планка прибыльности монополистов часто зависит от строгости защитных барьеров, которые защищают их от потенциальных конкурентов. Несколько иная ситуация наблюдается в условиях открытой монополии, когда барьеры не так высоки и недолговечны, и фирмы в этих условиях вынуждены значительную часть прибыли расходовать на поддержку старых и сооружение новых барьеров. Инновационные компании направляют ресурсы на финансирование НИОКР. Причем, фирме не обязательно пользоваться своим монопольным статусом и не обязательно определять цены на максимально возможном уровне, не извлекать максимально возможной прибыли, чтобы не давать потенциальным конкурентам соблазна войти в отрасль [18].
Рис.1. Максимизация прибыли монополиста в долгосрочном периоде
В условиях закрытой и естественной монополий ситуация с входом на рынок новых конкурентов обстоит несколько легче, в силу того, что ограничительные барьеры для входа новых фирм сравнительно высоки и надежны, и фирмы не опасаются потенциальных конкурентов, используя свое положение для извлечения максимально высоких прибылей [4, c.243].
Информация о работе Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия