Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных последствий чистой монополи как особой формы рынка.
Поставленная цель предопределила решение следующего ряда задач:
 изучение теоретических предпосылок возникновения чистой монополии;
 анализ механизма формирования цены и установления объемов производства фирмами-монополистами;

Содержание работы

Ведение 4
Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии 6
1.1. Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения 6
1.2. Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом 10
1.3. Экономические и социальные последствия чистой монополии 16
Глава 2. Основные цели, направления и методы антимонопольного регулирования 18
2.1. Основные цели и методы антимонопольного регулирования 18
2.2. Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая чистая монополия.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

Поскольку монопольное положение фирмы на рынке позволяет получать ей сверхприбыль, то по уровню прибыльности фирм можно прямо судить о степени их рыночной власти - чем выше прибыль, тем больше появляется аргументов в пользу того, что данная фирма является монополией.

С точки зрения общественного благосостояния целесообразность функционирования той или иной рыночной структуры анализируется со следующих позиций: как производственная эффективность и как эффективность распределения ресурсов.

Эффективность со стороны производства подразумевает наличие ценового равенства между фирмами в отрасли поддержания минимального уровня средних издержек. Деятельность фирм в данном случае считается эффективной, если: 

— во-первых, производство осуществляется с помощью технологий, позволяющих  существенно минимизировать затраты, т.е. выпускать товар самым эффективным способом;

— во-вторых, товары продаются по самым минимальным ценам, которые могут окупить лишь средние издержки продавцов и не позволяют получать никакой экономической прибыли сверх нормальной. 

Как правило, такой уровень цен характерен при наличии конкуренция между продавцами. Это, наверное, и не самый выгодный вариант для продавцов, стремящихся к сверхприбыли, но это самый благоприятный сценарий развития для общества, позволяющий иметь самые низкие из возможных цены на товар и тем самым минимизировать негативное влияние монополии на социальные слои населения.  

В условиях чистой монополии оба  признака эффективности не соблюдаются (рис. 2). Для общества был бы более целесообразен выпуск товара в том объеме, который позволил бы свести к минимуму средние издержки производителя. Однако монополия всегда стремится к максимизации собственной прибыли, а для этого ей более целесообразно выпускать товар в объеме Qm [18]. Повышение объемов продаж товара приведет к вынужденному снижению цены, и ожидаемый уровень дохода от продажи товара снизится до уровня предельных издержек на его производство. Объемы прибыли фирмы также снизятся. Таким образом, в монопольной отрасли, начнется недопроизводство продукции по сравнению с общественно-оптимальным уровнем, минимизирующим средние издержки.

Рис. 2. Эффективность производства в условиях чистой монополии

 

 

 Эффективность распределения  ресурсов подразумевает равенство цены товара и предельных издержек на его производство и предполагает, что:

— затраты на ресурсы, необходимые  для производства дополнительной единицы  продукции, не должны превышать цену данной единицы;

— должны производить те фирмы, у которых уровень предельных издержек не превышают цену;

— объемы производства наращиваются до тех пор, пока последняя (предельная) единица продукции не начнет приносить доход, который покрывает издержки на ее производство.

Предельные издержки в конкурентной отрасли характеризуют предложение  фирм, а цена — спрос потребителей, т.е. равенство цены и предельных издержек соответствует равенству величины спроса и предложения на рынке. Другими словами, на рынке будет действовать закон спроса и предложения, и будет продаваться столько товара и по такой цене, которые оптимальным образом соотносят возможности производителей и желания потребителей.  

Для компании-производителя наиболее выгодным вариантом является производство в том объеме, который позволяет максимизировать прибыль, и математически максимум прибыли наблюдается при равенстве предельных издержек и предельных доходов. Но в условиях совершенной конкуренции равенство цены товара и предельных доходов фирм, вытекает из абсолютно эластичного спроса на продукцию каждой отдельной фирмы.  

Если в отрасли нет ситуации совершенной конкуренции, все вышеприведенные условия эффективности не должны обязательно соблюдаться. Если для отдельной фирмы спрос не является абсолютно эластичным, то цена товара не совпадет с предельным доходом, и фирма, которая стремится к максимизации прибыли, будет приравнивать уровень предельных издержек с предельным доходом, но не с ценой товара. Объемы производства в этом случае не должны быть оптимальными для общества [18]. 

Так, на рис. 3 оптимальным с точки зрения экономической эффективности является объем выпуска товара Qo, при нем цена товара будет соответствовать уровню предельных издержек на его производство. Однако фирме-монополисту выгодно установить цену на уровне Рm, а объем выпуска — на уровне Qm.

Рис. 3. Аллокативная модель эффективности производства

 

Таким образом, мы наглядно видим, что в отрасли, где существует монополия, будут наблюдаться слишком высокие цены и недопроизводство продукции по сравнению с уровнем, позволяющим оптимально распределять ресурсы между отраслями. Что объясняется нежеланием производителей лишаться сверхприбыли за счет перераспределения средств в сферу инновационной деятельности.

 

1.3.Экономические и социальные  последствия чистой монополии   

Рассматривая вопрос социально-экономических  последствий чистой монополии, нужно  отметить, что особой общественной пользы их существование на рынке не приносит. Как отмечалось выше, в экономической литературе отношение к монополии носит негативный характер, из-за чего в обществе возникает желание ограничить его отрицательные проявления. Но все-таки обойтись без монополий нельзя, т.к. монополии являются практически незаменимыми особенно в части используемых ими факторов производства. Если рассмотреть и конкурентный, и монополистический рынок мы видим, что они оба обладают недостатками, но, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.

Социальным последствием деятельности естественных монополий является, оказываемое ими существенное влияние на национальный рынок, так как они представляют собой каркас экономики, а процесс воспроизводства в данных отраслях служит основой хозяйственного взаимодействия на макроуровне.

Поведение естественных монополий, формирующих  совокупное предложение факторов производства, в значительной степени определяет функционирование предприятий –  производителей готовой продукции  и, следовательно, макроконъюнктуру [2, c.234].

Естественные монополии, позиционируя в рыночном пространстве системообразующий вектор национального хозяйства, играют все более значимую роль в связи с увеличением налогового бремени на них, а также вследствие финансовой несостоятельности ряда отечественных потребителей.

Несмотря на то, что монополизация хозяйства во многом противоречива, она по-прежнему занимает позицию обязательного элемента современного рынка.

В целом, говоря об общем уровне конкурентной борьбы в России нужно отметить, что он находится на достаточно низком уровне. Вместе с тем его обобщающая характеристика основана на данных о поведении предприятий в рамках национального рыночного производства и не учитывает взаимодействия фирм, а основные коллизии современного этапа развития экономики разворачиваются именно на этом уровне.

Таковы социальные последствия  чистой монополии. Остановимся теперь более подробно на экономических  последствиях, которые обобщенно  можно обозначить следующим образом.

Во-первых, существенным последствием является нерациональное использование ресурсов. При прочих равных условиях и одинаковом размере издержек производства монополисты больше пойдут на ограничение объемов производства и назначение более высокой цены в отличие от конкурентного продавца.

Во-вторых, монополия провоцирует увеличение неравенства в доходах и, как следствие, повышает уровень социального расслоения.

В-третьих, характерной чертой деятельности монополий является ценовая дискриминация  и эксплуатация труда.

Что касается вопроса о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу, существует два мнения, которые в какой-то степени противоречат друг другу [11, c. 443]:

а) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так  как ее способность иметь большую  экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

б) отсутствие конкурентных фирм и  желание монополиста полностью  использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению  инноваций.

Экономическая сущность проблемы монополии заключается не в том, что благосостояние перераспределяется в пользу монополиста, а в том, что монополизация сама по себе приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии [7, c. 44].

Среди некоторых положительных  черт монополии можно выделить более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и развитие научно-технического прогресса, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Также монопольная власть на рынке существенно позволяет экономить на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. Еще одним немаловажным моментом в условиях монополии является возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

Подводя итоги, можно сказать, что  сложившаяся в экономике ситуация, определяет значимость и актуальность более глубокого теоретического осмысления основ естественной монополизации рынка как одной из формы рыночной трансформации. Необходимо прибегнуть к сравнительному анализу зарубежных и отечественных концепций, объясняющих аналогичные ситуации и обосновывающих способы сопоставления интересов хозяйствующих субъектов в условиях увеличивающейся монополизации рыночной экономики.

 

Глава 2. Основные цели, направления  и методы антимонопольного регулирования

2.1. Основные цели и методы антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование –  это особая государственная деятельность, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Данный вид регулирования представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение более выгодных условий для рыночной конкуренции с целью недопущения чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма [11, c. 77].

     К сфере антимонопольного  регулирования  относятся: регулирование  уровня концентрации и степени  монополизации производства, стратегии  и тактики предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование. 

Антимонопольное регулирование осуществляется путем разработки пакета законов и подзаконных нормативно-правовых актов, целью деятельности которых является поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение деятельности монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий [12, c. 333].

Среди основных задач антимонопольного законодательства можно выделить следующие:

во-первых, обеспечение подходящих условий и стимулов для поддержания уровня конкуренции в стране;

во-вторых, освобождение от всех барьеров вступления в рынок с целью  повышения уровня конкуренции, которое позволяет исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

в-третьих, определение правового статуса и методов регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил добросовестной конкуренции;

в-четвертых, государственная  защита интересов малого и среднего предпринимательства от  произвола более крупных игроков;

 в-пятых, создание общих благоприятных условий для развития  национальной экономики.

На сегодняшний день многие развитые страны законодательно прописали допустимые значения уровня монополизации отрасли и конкретного рынка товаров и  услуг.

Среди основных целей антимонопольного регулирования, которые реализуются государством можно выделить следующие [14, c. 112]:

1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории Российской  Федерации.

2. Обеспечение «прозрачности» и открытости экономических процессов, связанных с созданием, слиянием и поглощением одних коммерческих организаций другими, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки для обеспечения равнозначной конкурентной борьбы.

4. Создание результативных правовых  механизмов, обеспечивающих  соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Проведение массовой и активной работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. [15, с. 495]

Достижение  вышеперечисленных целей осуществляется  с помощью применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых являются следующие: применение ряда ограничительных мер, контроль и мониторинг усиления экономической концентрации, введение запрета на недобросовестную конкуренцию, введение запретов на действия органов власти и управления, которые могут не самым благоприятным образом сказаться на качестве конкуренции, использование государственного реестра.

Информация о работе Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия