Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных последствий чистой монополи как особой формы рынка.
Поставленная цель предопределила решение следующего ряда задач:
изучение теоретических предпосылок возникновения чистой монополии;
анализ механизма формирования цены и установления объемов производства фирмами-монополистами;
Ведение 4
Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии 6
1.1. Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения 6
1.2. Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом 10
1.3. Экономические и социальные последствия чистой монополии 16
Глава 2. Основные цели, направления и методы антимонопольного регулирования 18
2.1. Основные цели и методы антимонопольного регулирования 18
2.2. Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Методы антимонопольного регулирования, используемые в различных странах, весьма дифференцированы. Применяются они с учетом национальных особенностей и во взаимосвязи с задачами повышения эффективности экономики. Применение регулирующих антимонопольных положений характеризуется избирательностью. Это выражается в том, что антимонопольные усилия концентрируются на определенном числе приоритетных направлений.
Антимонопольное регулирование экономики проводится с помощью следующих методов:
1) Экономические (нормативно-ориентирующими и корректирующими) методы, для которых характерно комплексное воздействие государства на систему рыночного хозяйствования и его институты в целом. Этот процесс является процессом макроуровневого порядка, базирующегося на использовании экономических рычагов, специально применяемых государством для формирования конкурентной среды. Экономические методы могут быть прямыми (директивными) и косвенными. С помощью прямых методов государства непосредственно воздействует на объект антимонопольного регулирования. Эти методы носят регулирующий характер. В условиях перехода к рынку, когда целостный рыночный механизм еще не создан и не сложилась инфраструктура, у использования прямых экономических методов есть обоснованная необходимость. Они реализуются в форме государственного воздействия на процессы формирования конкурентной среды и контроля над ее состоянием. При этом особое внимание уделяется методам, позволяющим снизить барьеры входа на рынок для новых субъектов. Косвенные методы поддерживают те экономические явления, которые опосредствованно воздействуют на объект антимонопольного регулирования, но также могут способствовать развитию конкуренции и ограничению монополизации рынков.
Их цель – стимулирующее регулирование: налоговая политика, кредитная политика, бюджетная система, использование политики валютного курса, таможенные тарифы и другие, а также смещение фокуса приоритетов при проведении серьезного структурного регулирования в сторону промышленной политики и иных составляющих экономической политики.
Системность применения экономических методов происходит тесно связана с программированием. В рамках антимонопольной деятельности именно сторонники программного метода настаивают в регулировании проведения программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
2). С помощью административных методов у государства появляется возможность осуществления регулирующего воздействия на состояние конкурентной среды конкретного рынка. Применение этих методов происходит в форме контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. К ним относятся:
В современных условиях рынка государства стараются комплексно использовать и экономические и административные методы регулирования.
Методы антимонопольного воздействия реализуются определенным набором мер, с помощью которых достигаются цели регулирования. Каждый из методов антимонопольного регулирования имеет свою спецификацию доступных мер и механизмов их воздействия на конкурентную среду, а также некоторый порядок их применения: по отдельности или в комплексе, опережая формирование конкурентной среды или следуя за ним.
Меры антимонопольного регулирования формируются исходя из того, что точкой их приложения будет один из трех элементов конкурентной среды: структура рынка, поведение субъектов рынка или механизм функционирования рынка.
Еще одним, вышеуказанным методом является метод введения ограничительных мер, который широко применяется антимонопольной службой к тем хозяйствующим субъектам, которые нарушают законодательство. К таким ограничительным мерам относят запреты на осуществление монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные
против соглашений, ограничивающих конкуренцию,
и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Довольно часто на практике экономисты сталкиваются с такими нарушениями, как навязывание контрагенту заведомо невыгодных условий договора, несоблюдение правил ценообразования, действия предприятий по сговору, направленные на ограничение конкуренции.
В соответствии с законом об антимонопольном регулировании, предприятиям запрещено устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту невыгодные условия договора [20].
По российскому антимонопольному законодательству не разрешается проведение таких действий или сделок, в результате которых со стороны коммерческой организации возможна монополизация рыночной власти. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. [19, с. 125]
Российская монополистическая структура часто в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие плановой административно-командой системы управления, что находило отражение в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, и общем централизованном управлении экономикой.
2. Устойчивый и массовый товарный дефицит, который значительно обострил конкурентную борьбу потребителей и тем самым, превратил всех производителей в монополистов.
3. Уровни и специфика концентрации и специализации производства, которые стали взаимопротивоположными.
В целом, если проанализировать показатели эффективности контрольной деятельности антимонопольных ведомств можно сделать вывод о том, что пока они недостаточно эффективны. Что объясняется рядом факторов, во-первых, антимонопольная служба не стремится вовлекать различные ведомства в процесс проведения конкурентной политики в отраслях, во-вторых, она не имеет следственных полномочий, в-третьих, она сталкивается с информационным барьером в части получения необходимых сведений.
Таким образом, необходимо отметить,
что сегодня со стороны государства
проводится достаточно масштабная антимонопольная
политика, основной целью которой
является стабилизация экономической
ситуации в стране посредством недопущения
серьезного расслоения между фирмами-монополистами
и конкурентами на обычном рынке
конкуренции. Государственная политика
осуществляется с помощью ряда разработанных
государственных мер
2.2. Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности
При проведении государственной антимонопольной политики создаются специальные антимонопольные ведомства, основной задачей которых является контроль за уровнем монополизации рынка в стране. Эти службы не являются частью законодательной власти, но в их компетенции находится достаточно обширный круг задач государственной степени важности, что позволяет им выполнять совещательную функцию. Антимонопольные службы в силах заставить предприятие с признаками монополии, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было необоснованно отказано. Все их решения обязательны для исполнения [6, c. 54]. В противном случае налагаются различные штрафные санкции и денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного законодательства. Помимо осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба должна бороться с различного рода злоупотреблениями. Но, проводится такая работа, может только на основании активного участия потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать и оценивать не только теоретическое, но и практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должны, прежде всего, СМИ, телевидение и Интернет-ресурсы. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации и комментариев со своей стороны.
Федеральная антимонопольная служба
(ФАС России) — федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по принятию нормативных
правовых актов и контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства
в сфере деятельности субъектов
естественных монополий (в части
установленных
На основании Доклада о
Исходя из данной задачи, у ФАС России определены 3 основополагающие цели своей деятельности [16]:
Среди основных направлений деятельности российской антимонопольной службы выделяется, в первую очередь, пресечение антиконкурентного поведения отдельных игроков рынка на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами. [15, c. 221]
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются [13, c. 322]:
В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями [16]:
Информация о работе Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия