Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть социально – экономическую сущность циклов;
- рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
- раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономические циклы: сущность, виды и теории……………………6
1.1. Цикличность как форма развития экономической системы…………….6
1.2. Виды экономических циклов и основные формы кризисов…………….8
1.3. Теории экономических циклов…………………………………………..14
Глава 2. Антициклическое регулирование в современной российской экономике………………………………………………………………………...21
2.1. Денежно-кредитная политика России…………………………………...21
2.2. Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке
труда……………………………………………………………………………....25
Заключение………………………………………………………………….........30
Литература……………………………………………………………………….33
Монетаристская теория экономического цикла. 70-е гг. XX в. характеризуются возрождением классических идей на базе усиления позиций монетаризма, придающего решающее значение денежной сфере в экономической системе. Монетаристы исходят из способности рыночной экономики к саморегулированию. По их мнению, манипулирование эффективным спросом ведет к нарушениям в функционировании рыночного механизма и развитию инфляции. Ввиду этого они считают необходимым ограничение всех форм прямого и косвенного вмешательства государства в экономику за исключением контроля над денежной массой. Современная монетаристская теория цикла основана на идеях М.Фридмана. В рамках экономической системы возможны циклические колебания, вызываемые нарушениями денежного обращения. Их причины кроются в расхождении между спросом на деньги и их предложением. Однако полностью
исключается возможность длительных нарушений равновесия, связанных с внутренними свойствами экономической системы.
Завершающим звеном монетарной теории цикла является процесс приспособления денежного спроса к изменяющемуся уровню цен. Денежный спрос в данном случае обязательно обгоняет прирост (падение) денежного предложения. Происходит это вследствие субъективных причин. Дело в том, что владельцы финансовых активов оценивают их не на основе реальной динамики цен, а на базе существовавшего ранее уровня цен. В итоге имеет место недооценка или переоценка их реальной стоимости. Ввиду этого денежный спрос на товары, финансовые активы оказывается выше или ниже реального; между спросом и предложением возникают расхождения, которые и являются причиной циклических колебаний. Однако, по мнению монетаристов, в рамках экономической системы полностью исключается возможность длительных нарушений равновесия.
Таким образом, возникновение кризисов перепроизводства как экономического феномена обусловило внимание экономистов к указанной проблеме. С момента возникновения теорий цикла до появления кейнсианства они не играют решающей роли в экономической науке, ибо колебания деловой активности не считаются фундаментальными свойствами экономических систем. В этот период причины циклических колебаний связывались с особенностями движения основного капитала или нововведениями. В конце 30-х - начале 60-х гг. господствующее положение в рамках экономической мысли занимает кейнсианство. Представители данного направления объясняли кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, поэтому выход ими виделся в стимулировании эффективности спроса. На практике основными инструментами регулирования стали бюджетная и денежно-кредитная политика.
Глава 2. Антициклическое регулирование в современной российской экономике.
2.1 Денежно-кредитная политика России
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платёжного баланса.
Общее состояние
экономики в большой мере
1) изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);
2) изменение норм обязательных резервов банков;
3) операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
4) регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заёмным, акционерным капиталом и заёмным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заёмшику и капиталом или активами и др.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
1) прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
2) регламентация условий
выдачи конкретных видов
Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платёжного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.
Существенное воздействие
на кредитные ресурсы коммерческих
банков, на их возможности предоставлять
ссуды оказывает изменение
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объём имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продаёт ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерчесикх банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет им возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведёт к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством
регулирования долгосрочных процентных
ставок служат операции центрального
банка с долгосрочными
Денежно-кредитную политику
следует рассматривать в
Денежно-кредитное
Банк России устанавливает
следующие экономические
2.2. Роль государства
в регулировании процессов,
Государство с момента
возникновения этого
Одна из важнейших функций государства – разработка, определение «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).
Отказавшись от планово-распределительной системы, государство, особенно если оно провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло.
Государственная политика на рынке труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем:
на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
направлена на решение многообразных социально-экономических
проблем рационального и продуктивного использования наличного
трудового потенциала общества.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной
занятости населения государство призвано осуществлять:
политики, направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов,
развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение
применения гибких режимов труда и других мер, способствующих
сохранению и развитию системы рабочих мест;
законных прав и интересов граждан и соответствующих
государственных гарантий, дальнейшее совершенствование
законодательства в области занятости населения;
содействия занятости населения;