Цикличность экономического развития, как способ развития экономической системы. Антициклическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть социально – экономическую сущность циклов;
- рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
- раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономические циклы: сущность, виды и теории……………………6
1.1. Цикличность как форма развития экономической системы…………….6
1.2. Виды экономических циклов и основные формы кризисов…………….8
1.3. Теории экономических циклов…………………………………………..14
Глава 2. Антициклическое регулирование в современной российской экономике………………………………………………………………………...21
2.1. Денежно-кредитная политика России…………………………………...21
2.2. Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке
труда……………………………………………………………………………....25
Заключение………………………………………………………………….........30
Литература……………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Монетаристская теория экономического цикла. 70-е гг. XX в. характеризуются  возрождением классических идей на базе усиления позиций монетаризма, придающего решающее значение денежной сфере в экономической системе. Монетаристы исходят из способности рыночной экономики к саморегулированию. По их мнению, манипулирование эффективным спросом ведет к нарушениям в функционировании рыночного механизма и развитию инфляции. Ввиду этого они считают необходимым ограничение всех форм прямого и косвенного вмешательства государства в экономику за исключением контроля над денежной массой. Современная монетаристская теория цикла основана на идеях М.Фридмана. В рамках экономической системы возможны циклические колебания, вызываемые нарушениями денежного обращения. Их причины кроются в расхождении между спросом на деньги и их предложением. Однако полностью

исключается возможность  длительных нарушений равновесия, связанных с внутренними свойствами экономической системы.

Завершающим звеном монетарной теории цикла является процесс приспособления денежного спроса к изменяющемуся  уровню цен. Денежный спрос в данном случае обязательно обгоняет прирост (падение) денежного предложения. Происходит это вследствие субъективных причин. Дело в том, что владельцы финансовых активов оценивают их не на основе реальной динамики цен, а на базе существовавшего ранее уровня цен. В итоге имеет место недооценка или переоценка их реальной стоимости. Ввиду этого денежный спрос на товары, финансовые активы оказывается выше или ниже реального; между спросом и предложением возникают расхождения, которые и являются причиной циклических колебаний. Однако, по мнению монетаристов, в рамках экономической системы полностью исключается возможность длительных нарушений равновесия.

Таким образом, возникновение  кризисов перепроизводства как экономического феномена обусловило внимание экономистов  к указанной проблеме. С момента  возникновения теорий цикла до появления  кейнсианства они не играют решающей роли в экономической науке, ибо колебания деловой активности не считаются фундаментальными свойствами экономических систем. В этот период причины циклических колебаний связывались с особенностями движения основного капитала или нововведениями. В конце 30-х - начале 60-х гг. господствующее положение в рамках экономической мысли занимает кейнсианство. Представители данного направления объясняли кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, поэтому выход ими виделся в стимулировании эффективности спроса. На практике основными инструментами регулирования стали бюджетная и денежно-кредитная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Антициклическое  регулирование в современной российской экономике.

2.1 Денежно-кредитная  политика России

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платёжного баланса.

  Общее состояние  экономики в большой мере зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы. По числу институтов, объёму  кредитных ресурсов и операций  базу всей денежно-кредитной системы  составляют коммерческие банки  и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характере операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распростанёнными их них являются:

1) изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);

2) изменение норм обязательных резервов банков;

3) операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

4) регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заёмным, акционерным капиталом и заёмным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заёмшику и капиталом или активами и др.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать  общими в том смысле, что они  влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов  в целом.

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

1) прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

2) регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров  маржи, т.е. разницы между суммой  обеспечения и размером выданной  ссуды.

Традиционным методом  регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платёжного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие  на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять  ссуды оказывает изменение нормы  обязательных резервов. Повышение её означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования  являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объём имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продаёт ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерчесикх банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет им возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведёт к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством  регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к её рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигацтй центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских  ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком  и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массыв обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помошью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продаёт или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то менятемя соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продаёт доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растёт.

Денежно-кредитное регулирование  экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путём изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путём предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает  следующие экономические нормативы  для банков: минимальный резерв уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определённого процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемшику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

 

 

2.2. Роль государства  в регулировании процессов, происходящих  на рынке труда

Государство с момента  возникновения этого политического  института выполняло, выполняет  и несомненно будет  выполнять  до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определённые хозяйственные функции.

Одна из важнейших функций государства – разработка, определение «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).

Отказавшись от планово-распределительной  системы, государство, особенно если оно провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло.

Государственная политика на рынке труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем:

    • Государство проводит политику содействия реализации прав граждан

          на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

    • Государственная политика в области содействия занятости населения

          направлена на решение многообразных социально-экономических        

          проблем рационального и продуктивного использования наличного

          трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной

занятости населения  государство призвано осуществлять:

    • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой

          политики, направленных на рациональное размещение       

          производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов,

          развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение

          применения гибких режимов труда и других мер, способствующих

          сохранению и развитию системы рабочих мест;

    • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения

          законных прав и интересов граждан и соответствующих

          государственных гарантий, дальнейшее совершенствование

          законодательства в области занятости населения;

    • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ

          содействия занятости населения;

    • создание государственной службы занятости населения.

Информация о работе Цикличность экономического развития, как способ развития экономической системы. Антициклическое регулирование