Цивилизационный подход к периодизации экономической истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».

Файлы: 1 файл

Экономическая история.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)
  1. Цивилизационный подход к периодизации экономической истории.

Понятие цивилизации как  состояние общества, воплощающее  в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации». Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой означает поступательное наращивание им своих достижений в сфере хозяйства, социальной самоорганизации и духовной культуры. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные содержательные характеристики этих стадий, отражающих хозяйственную, социальную и духовную эволюцию общества. 
 
Признаки стадии «дикости». 
- Хозяйство присваивающего типа, основанное на занятиях, представляющих собой экстенсивное взаимодействие с природой: собирательстве и охоте. 
- Социальная самоорганизация в виде небольших автономных общин (в несколько сот человек), имеющих кровно-родственную основу и жёсткую половозрастную стратификацию. 
- Духовная культура, главными и высшими формами выражения которой являются ритуал и ранние формы религии (тотемизм фетишизм, магия, анимизм), что обусловлено господством мифологического мировоззрения и отсутствием индивидуального сознания. 
Признаки стадии «варварства».  
- Хозяйственный уклад общества характеризуется переходом от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, в связи с чем присваивающая хозяйственная деятельности (собирательство и охота) сочетаются с элементами зарождающегося производящего хозяйства, включающего в себя земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю. Важную особенность составляет то, что главным источником формирования материальных благ для общества является не внутрихозяйственная, а внешняя военная деятельность, направленная на перераспределение богатства соседних регионов в свою пользу (военно-грабительские и военно-торговые экспедиции, наёмническая деятельность, контроль над транзитами международной торговли и т.д.). 
- Социальная самоорганизация характеризуется переходом от кровнородственных к территориально-политическим основам, складыванием масштабных межплеменных объединений, связанных «союзническо-данническими» отношениями и, прежде всего, единой фиксально-мобилизационной системой, обеспечивающей совокупную военную мощь всех её участников. Наиболее развитие формы такой самоорганизации в научной литературе часто называют «варварским государством».

 

 Исторической особенностью  такого государства является  его внутренняя непрочность, обусловленная  отсутствием у него устоявшихся  механизмов преемственности власти  и самодостаточного многоотраслевого  производящего хозяйства. 
- Духовная культура характеризуется появлением патриархальных семейно-родовых культов предка, культа вождей, культа племенных богов и формированием на этой основе политеизма (язычества), появлением рисуночного письма (пиктография).  
Признаки стадии цивилизации. 
- Развитая хозяйственная система, обеспечивающая интенсивное взаимодействие общества с природной средой и означающая складывание на определённой обширной территории разветвлённого общественного разделения труда в виде выделения в самостоятельные специализированные, виды хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесленного производства, торговли. 
- Устойчивый институт государства, значительно повышающий эффективность социальной самоорганизации, прежде всего, благодаря фискальным и мобилизационным механизмам, позволяющим аккумулировать на обширной территории материальные и людские ресурсы и направлять их на решении задач исторически значимых в масштабе всего населения этой территории. 
- Духовная культура, базирующаяся на развитой письменной традиции, календарном летоисчислении и индивидуальном сознании. Значительную роль в установлении цивилизации играет появление монотеистической религии, основанной на идее единого «бога-творца», создавшего всё существующее живое и неживое и в качестве такового апеллирующего к отдельной личности «священным текстом», в котором устанавливается то, как она должна пользоваться собственной жизнью и окружающим миром. 
- Город как новый тип поселения, выполняющий функции центра экономической, политической и культурной жизни общества. Например, в древности и в средневековье город – это, прежде всего, центр ремесленного производства и хозяйственного обмена (торговли), центр государственной власти (место хранения казны, размещения военного гарнизона и тюрьмы), центр воспроизводства и сохранения духовной культуры (система образования, библиотека).  
Во второй половине XX века вышеуказанная трехзвенная периодизация мировой истории получила дальнейшее развитие. В современном обществознании она представлена более развернуто в следующем виде: 
а) доцивилизационный период, который включает в себя уже рассмотренные выше стадии «дикости» и «варварства»; 

 

б) период цивилизации, в  котором выделяют агарную, индустриальную и постиндустриальную стадии, или агарную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. 
Для того, чтобы лучше понять логику исторических изменений, связанных с поступательным движением общества от одной цивилизационной стадии к другой, необходимо кратко рассмотреть их содержание. 
Признаки аграрной цивилизации: 
- создание обществом основных богатств в сфере аграрного производства (земледелии, скотоводстве), которая охватывает большую часть населения; 
- использование в ремесленном производстве простых орудий труда и технологий, основанных на ручном труде; 
- преобладание натуральных форм хозяйства; 
- эмпирическое познание, господство мифов и религий; 
- сохранение господства коллективистского сознания и связанной с ним сословной и патриархальной социальной самоорганизации. 
Признаки индустриальной цивилизации: 
- создание обществом основной доли богатств в сфере промышленного производства, где сосредотачивается основная часть населения; 
- использование в промышленном производстве машинной технологии и фабричной организации труда; 
- превращение массового рыночного производства в основу экономической жизни; 
- рациональное восприятие мира и применение научного знания, центральная роль научно-технической деятельности; 
- переход от коллективистского к индивидуализированному сознанию, тенденция к стиранию наследственных социальных различий, традиционных сословных привилегий и установлению равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом. 
Признаки постиндустриальной цивилизации: 
- появление принципиально новых технологий – ядерных, информационных, космических; превращение производства и использования научно-технической и других видов информации в главный фактор общественного развития;  
- замена массового стандартизованного производства системой индивидуального производства, в основе которого лежит умственный труд, основанный на информации и супертехнологиях;  
- новая система ценностей, ориентированная на децентрализацию, независимость, многообразие, индивидуализм. 
В рамках цивлизационного подхода не существует единой концепции переходов от одной стадии цивилизаций к другой. Однако в науке разработаны некоторые понятия относительно исторически переходных эпох.

 

 Так, формирование предпосылок перехода от доцивилизационного периода к периоду цивилизации историки связывают с понятием неолитической революции, ставшей крупнейшим технологическим прорывом человечества, предопределившим всё его последующее развитие. 
Концептуально наиболее разработан переход от аграрной цивилизации к индустриальной, который принято обозначать термином «модернизация». Исторический процес этого перехода предполагает взаимообусловленные изменения в хозяйственно-экономическом, политическом и духовном укладе общества:  
- переход от мануфактурного производства к промышленной индустрии и связанное с этим перераспределение основной массы трудовых ресурсов из аграрного сектора в промышленный в ходе урбанизации, рост грамотности населения;  
- развитие гражданского общества, стимулирующего общественные и частные инициативы в хозяйственно-экономической, политической и духовной сферах; 
- построение правового государства и институтов парламентской демократии, способствующих принятию решений на основе участия населения – политических партий, парламента, избирательного права тайного голосования;  
- обеспечение политико-экономических и правовых условий для предпринимательской деятельности, прежде всего, соблюдение принципов частной собственности на средства производства, рыночной конкуренции и свободы принятия решений хозяйственными субъектами; 
- секуляризация общественного сознания благодаря формированию общественного идеала автономной личности и идеологии национализма. 
Вызревание исторических предпосылок перехода к постиндустриальной стадии циви-лизации обществоведы связывают с понятием научно-технической революции.

Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью является стремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т.д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных прежде всего с непроработанностью основных терминов. Например, понятие "цивилизация" характеризует как стадию развития общества, так и культурно-исторический тип.

В настоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названного подхода привело к быстрому оформлению нового циклического направления в анализе проблемы периодизации.

 В соответствии с  теорией экономических циклов  в истории экономики можно  выделить их четыре основных  вида:

- среднесрочные с десятилетней амплитудой колебания;

-полувековые (циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политических отношениях;

- вековые, отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;

- тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций. 

В результате современная  периодизация истории экономики  приобрела более строгую и  точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1).

Таблица 1

Циклическая периодизация истории экономики

Суперцикл

Цивилизации

Временные рамки

 

1. Неолитическая

7-4 тыс. до н. э.

Доиндустриальный

2. Восточно-рабовладельческая

3-первая половина  
1 тыс. до н. э.

 

3. Античная

7 в. до н.э.- 5 в. н.  э.

 

1. Раннефеодальная

6-13 вв.

Индустриальный

2. Прединдустри-альная.

18 вв.

 

3. Индустриальная

60-е гг. 18 в.-70-е гг. 20 в.

Постиндустриаль-ный

1.Постиндустри-альная

80-е гг. 20 в.-10-е гг. 22 в.


 

 

Как показывает анализ, каждый последующий цикл в 1,5 раза короче предыдущего. Это дает возможность определить примерные границы не только новой  постиндустриальной цивилизации, но и  всего постиндустриального суперцикла (до середины 30 в.).

Составной частью цивилизационных  циклов являются циклы Кондратьева. Установлено, что они в рудиментарной  форме зародились в Китае на рубеже I и II тыс. н.э. и по Великому шелковому  пути переместились в Европу в 11-12 вв. Первоначально механизм распространения  этих циклов был связан с экзогенными ( внешними) факторами, прежде всего  с торговлей. С развитием промышленного  переворота центр тяжести был  перенесен на эндогенные (внутренние) факторы.

Циклический подход позволяет  по-новому взглянуть на проблемы, происходящие сегодня в мире в целом и  в Украине в частности.

 Состояние мировой  и отечественной экономики – это результат естественного хода развития человеческого общества, а переход к рыночной экономике – объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной. Продолжительность переходного периода, если его понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам В. И. Кузьмина и А. В. Жирмундского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Украина в новую цивилизацию войдет в 2010 г. Так как наша страна в силу разных причин позднее вступала во все суперциклы, но проходила их быстрее, нельзя однозначно говорить о прогрессе или регрессе ее развития.

 

  1. Вторая техническая революция в конце XIX в. и ее социально-экономические последствия.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход  от капитализма, основанного на свободной  конкуренции отдельных самостоятельных  предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения  в производительных силах, вызванные  бурным развитием науки и техники  в конце XIX — начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первойтехнологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (1914—1918).В связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в возникли муниципальная собственность и хозяйство. Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства — монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми — картель, синдикат, трест, концерн. Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т. д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирование патентного права, различного рода махинаций и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал.

 

Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали  над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих  представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал  электрик»), телеграфно- телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал  моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным  оборотом — «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Усиление позиций финансового капитала приводило  к образованию финансовой олигархии  из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей. Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки  подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в  руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом. Рост масштабов производства, наращивание  объемов производимой продукции  неизбежно требовали расширения рынка. Возросло значение внешней торговли: с 1891 по 1910г. вся международная торговля выросла в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали  биржи крупнейших городов мира, ежедневно  регистрирующие изменение мировых  цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен  превращался в необходимое условие  дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей  силы (эмиграция и миграция) и  капитала. Экспорт капитала осуществлялся  в различных формах: государственные  и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту  страну называли «мировым ростовщиком». Помимо процентов с займа страна-экспортер  получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала  влияние на работу главного банка  страны — Оттоманского.Турция фактически превратилась в полуколонию Франции. Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долларов США, Франция вывезла 10 млрд, Германия — 5 млрд, США — лишь 0,5 млрд долларов.

Информация о работе Цивилизационный подход к периодизации экономической истории