Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, контрольная работа
Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».
Понятие цивилизации как
состояние общества, воплощающее
в себе его вершинные достижения, появилось
ещё в античную эпоху, когда этим понятием
пользовались для определения качественного
отличия античного общества от варварского
окружения. Позднее, в эпоху Просвещения
и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться
как универсальная высшая стадия в историческом
развитии всех человеческих обществ согласно
утвердившейся в то время в науке трехзвенной
периодизации мировой истории, предполагающей
последовательную смену трех стадий: «дикости»,
«варварства», «цивилизации». Концепция
восходящего движения общества от одной
стадии к другой означает поступательное
наращивание им своих достижений в сфере
хозяйства, социальной самоорганизации
и духовной культуры. В этой связи необходимо
кратко рассмотреть основные содержательные
характеристики этих стадий, отражающих
хозяйственную, социальную и духовную
эволюцию общества.
Признаки стадии «дикости».
- Хозяйство присваивающего типа, основанное
на занятиях, представляющих собой экстенсивное
взаимодействие с природой: собирательстве
и охоте.
- Социальная самоорганизация в виде небольших
автономных общин (в несколько сот человек),
имеющих кровно-родственную основу и жёсткую
половозрастную стратификацию.
- Духовная культура, главными и высшими
формами выражения которой являются ритуал
и ранние формы религии (тотемизм фетишизм,
магия, анимизм), что обусловлено господством
мифологического мировоззрения и отсутствием
индивидуального сознания.
Признаки стадии «варварства».
- Хозяйственный уклад общества характеризуется
переходом от экстенсивного взаимодействия
с природой к интенсивному, в связи с чем
присваивающая хозяйственная деятельности
(собирательство и охота) сочетаются с
элементами зарождающегося производящего
хозяйства, включающего в себя земледелие,
скотоводство, ремесло и торговлю. Важную
особенность составляет то, что главным
источником формирования материальных
благ для общества является не внутрихозяйственная,
а внешняя военная деятельность, направленная
на перераспределение богатства соседних
регионов в свою пользу (военно-грабительские
и военно-торговые экспедиции, наёмническая
деятельность, контроль над транзитами
международной торговли и т.д.).
- Социальная самоорганизация характеризуется
переходом от кровнородственных к территориально-политическим
основам, складыванием масштабных межплеменных
объединений, связанных «союзническо-данническими»
отношениями и, прежде всего, единой фиксально-мобилизационной
системой, обеспечивающей совокупную
военную мощь всех её участников. Наиболее
развитие формы такой самоорганизации
в научной литературе часто называют «варварским
государством».
Исторической особенностью
такого государства является
его внутренняя непрочность,
- Духовная культура характеризуется появлением
патриархальных семейно-родовых культов
предка, культа вождей, культа племенных
богов и формированием на этой основе
политеизма (язычества), появлением рисуночного
письма (пиктография).
Признаки стадии цивилизации.
- Развитая хозяйственная система, обеспечивающая
интенсивное взаимодействие общества
с природной средой и означающая складывание
на определённой обширной территории
разветвлённого общественного разделения
труда в виде выделения в самостоятельные
специализированные, виды хозяйственной
деятельности земледелия, скотоводства,
ремесленного производства, торговли.
- Устойчивый институт государства, значительно
повышающий эффективность социальной
самоорганизации, прежде всего, благодаря
фискальным и мобилизационным механизмам,
позволяющим аккумулировать на обширной
территории материальные и людские ресурсы
и направлять их на решении задач исторически
значимых в масштабе всего населения этой
территории.
- Духовная культура, базирующаяся на развитой
письменной традиции, календарном летоисчислении
и индивидуальном сознании. Значительную
роль в установлении цивилизации играет
появление монотеистической религии,
основанной на идее единого «бога-творца»,
создавшего всё существующее живое и неживое
и в качестве такового апеллирующего к
отдельной личности «священным текстом»,
в котором устанавливается то, как она
должна пользоваться собственной жизнью
и окружающим миром.
- Город как новый тип поселения, выполняющий
функции центра экономической, политической
и культурной жизни общества. Например,
в древности и в средневековье город –
это, прежде всего, центр ремесленного
производства и хозяйственного обмена
(торговли), центр государственной власти
(место хранения казны, размещения военного
гарнизона и тюрьмы), центр воспроизводства
и сохранения духовной культуры (система
образования, библиотека).
Во второй половине XX века вышеуказанная
трехзвенная периодизация мировой истории
получила дальнейшее развитие. В современном
обществознании она представлена более
развернуто в следующем виде:
а) доцивилизационный период, который
включает в себя уже рассмотренные выше
стадии «дикости» и «варварства»;
б) период цивилизации, в
котором выделяют агарную, индустриальную
и постиндустриальную стадии, или агарную,
индустриальную и постиндустриальную
цивилизации.
Для того, чтобы лучше понять логику исторических
изменений, связанных с поступательным
движением общества от одной цивилизационной
стадии к другой, необходимо кратко рассмотреть
их содержание.
Признаки аграрной цивилизации:
- создание обществом основных богатств
в сфере аграрного производства (земледелии,
скотоводстве), которая охватывает большую
часть населения;
- использование в ремесленном производстве
простых орудий труда и технологий, основанных
на ручном труде;
- преобладание натуральных форм хозяйства;
- эмпирическое познание, господство мифов
и религий;
- сохранение господства коллективистского
сознания и связанной с ним сословной
и патриархальной социальной самоорганизации.
Признаки индустриальной цивилизации:
- создание обществом основной доли богатств
в сфере промышленного производства, где
сосредотачивается основная часть населения;
- использование в промышленном производстве
машинной технологии и фабричной организации
труда;
- превращение массового рыночного производства
в основу экономической жизни;
- рациональное восприятие мира и применение
научного знания, центральная роль научно-технической
деятельности;
- переход от коллективистского к индивидуализированному
сознанию, тенденция к стиранию наследственных
социальных различий, традиционных сословных
привилегий и установлению равных гражданских
прав и всеобщего равенства перед законом.
Признаки постиндустриальной цивилизации:
- появление принципиально новых технологий
– ядерных, информационных, космических;
превращение производства и использования
научно-технической и других видов информации
в главный фактор общественного развития;
- замена массового стандартизованного
производства системой индивидуального
производства, в основе которого лежит
умственный труд, основанный на информации
и супертехнологиях;
- новая система ценностей, ориентированная
на децентрализацию, независимость, многообразие,
индивидуализм.
В рамках цивлизационного подхода не существует
единой концепции переходов от одной стадии
цивилизаций к другой. Однако в науке разработаны
некоторые понятия относительно исторически
переходных эпох.
Так, формирование предпосылок
перехода от доцивилизационного периода
к периоду цивилизации историки связывают
с понятием неолитической революции, ставшей
крупнейшим технологическим прорывом
человечества, предопределившим всё его
последующее развитие.
Концептуально наиболее разработан переход
от аграрной цивилизации к индустриальной,
который принято обозначать термином
«модернизация». Исторический процес
этого перехода предполагает взаимообусловленные
изменения в хозяйственно-экономическом,
политическом и духовном укладе общества:
- переход от мануфактурного производства
к промышленной индустрии и связанное
с этим перераспределение основной массы
трудовых ресурсов из аграрного сектора
в промышленный в ходе урбанизации, рост
грамотности населения;
- развитие гражданского общества, стимулирующего
общественные и частные инициативы в хозяйственно-экономической,
политической и духовной сферах;
- построение правового государства и
институтов парламентской демократии,
способствующих принятию решений на основе
участия населения – политических партий,
парламента, избирательного права тайного
голосования;
- обеспечение политико-экономических
и правовых условий для предпринимательской
деятельности, прежде всего, соблюдение
принципов частной собственности на средства
производства, рыночной конкуренции и
свободы принятия решений хозяйственными
субъектами;
- секуляризация общественного сознания
благодаря формированию общественного
идеала автономной личности и идеологии
национализма.
Вызревание исторических предпосылок
перехода к постиндустриальной стадии
циви-лизации обществоведы связывают
с понятием научно-технической революции.
Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью является стремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т.д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных прежде всего с непроработанностью основных терминов. Например, понятие "цивилизация" характеризует как стадию развития общества, так и культурно-исторический тип.
В настоящее время стремление
ученых избежать крайностей и противоречий
названного подхода привело к быстрому
оформлению нового циклического направлени
В соответствии с теорией экономических циклов в истории экономики можно выделить их четыре основных вида:
- среднесрочные с десятилетней амплитудой колебания;
-полувековые (циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политических отношениях;
- вековые, отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;
- тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций.
В результате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую и точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1).
Таблица 1
Циклическая периодизация истории экономики
Суперцикл |
Цивилизации |
Временные рамки |
1. Неолитическая |
7-4 тыс. до н. э. | |
Доиндустриальный |
2. Восточно-рабовладельческая |
3-первая половина |
3. Античная |
7 в. до н.э.- 5 в. н. э. | |
1. Раннефеодальная |
6-13 вв. | |
Индустриальный |
2. Прединдустри-альная. |
18 вв. |
3. Индустриальная |
60-е гг. 18 в.-70-е гг. 20 в. | |
Постиндустриаль-ный |
1.Постиндустри-альная |
80-е гг. 20 в.-10-е гг. 22 в. |
Как показывает анализ, каждый
последующий цикл в 1,5 раза короче предыдущего.
Это дает возможность определить
примерные границы не только новой
постиндустриальной цивилизации, но и
всего постиндустриального
Составной частью цивилизационных циклов являются циклы Кондратьева. Установлено, что они в рудиментарной форме зародились в Китае на рубеже I и II тыс. н.э. и по Великому шелковому пути переместились в Европу в 11-12 вв. Первоначально механизм распространения этих циклов был связан с экзогенными ( внешними) факторами, прежде всего с торговлей. С развитием промышленного переворота центр тяжести был перенесен на эндогенные (внутренние) факторы.
Циклический подход позволяет по-новому взглянуть на проблемы, происходящие сегодня в мире в целом и в Украине в частности.
Состояние мировой и отечественной экономики – это результат естественного хода развития человеческого общества, а переход к рыночной экономике – объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной. Продолжительность переходного периода, если его понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам В. И. Кузьмина и А. В. Жирмундского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Украина в новую цивилизацию войдет в 2010 г. Так как наша страна в силу разных причин позднее вступала во все суперциклы, но проходила их быстрее, нельзя однозначно говорить о прогрессе или регрессе ее развития.
Главной тенденцией развития
экономики в конце XIX в. стал переход
от капитализма, основанного на свободной
конкуренции отдельных
Особенно интенсивно этот
процесс проходил в США, где банки,
финансируя различные компании, устанавливали
над ними контроль, подчиняли их
путем скупки акций, делегировали своих
представителей в правления трестов,
а иногда образовывали новые тресты.
Например, под контроль банка Дж.
Моргана попали крупнейшие корпорации
в энергетике и электротехнике («Дженерал
электрик»), телеграфно- телефонной связи
(АТТ), автомобилестроении («Дженерал
моторе») и др. Морган создал первую
в мире компанию с миллиардным
оборотом — «Юнайтед стейтс стил»,
под контролем которой
Информация о работе Цивилизационный подход к периодизации экономической истории