Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, контрольная работа
Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».
Наиболее полная современная
интерпретация социал-
Характерные черты
социал-демократической
- социализм – общественной
строй, который достигается
- в экономической сфере
– сохранение частной
- государственное регулирование экономикой;
- национализация крупнейших компаний;
- самоуправление рабочих коллективов и фермеров;
- участие профсоюзов в
разработке национальной
- участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;
- разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;
- в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире.
Как следует из основополагающих
документов Социнтерна, демократический
социализма – это "общественная
модель, которая на базе парламентской
демократии и правового
На современном этапе
социал-демократическая
Почему неолиберализм как направление экономической мысли имеет такое название и когда он возник?
Неолиберали́зм (англ. neoliber
Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.
Известный либеральный публицист Марио Варгас Льоса считает что никакого самостоятельного явления под названием «неолиберализм» не существует, а термин был придуман противниками либерализма «с целью семантически обесценить теорию либерализма»[1].
Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом, а также трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга и других. Его ведущая идея может быть сформулирована следующим образом: интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно — в международном масштабе, так и интенсивно — на все сферы жизни общества. Таким образом, неолиберализм проявляет принципиальное родство с глобализацией, особенно в экономической сфере.
Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.
Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Согласно теории неолиберализма, нации и государства тоже на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.
Критики неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, поддержания социальной справедливости, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде. Эта критика особенно усилилась после крупных неудач политики неолиберализма в Аргентине[2], Восточной Европе, Юго-Восточной Азии и в Северной Африке.
Список использованной литературы
1. Історія економічних учень:
Підручник / Л.Я.Корнійчук, Н.О. Татаренко,
А.М. Поручник та ін.; За ред. Л.Я. Корнійчук,
Н.О. Татаренко. - К.: КНЕУ, 1999.
2. Мочерний С.В. Політична економія: Навч.
посіб. - К.: Знання-Прес, 2002. - 687 с. – с.с.
332-340
3. Основи економічної теорії: Політекономічний
аспект: Підручник / Г.Н. Климко, В.П.Нестеренко,
Л.О Каніщенко та ін.; За ред Г.Н.Климка,
В.П.Нестеренка. – 3-тє вид., перероб. і допов.
- К.: Вища шк. - Знання, 2002.
4. Основи економічної теорії: Підручник:
У 2 кн. / За ред. Ю. В. Ніколенка. – 3-тє вид.
перероб. і доп. - К.: Либідь, 2003.
5. Піндайк Р. С., Рубінфельд Д. Л. Мікроекономіка
/ Пер. з англ. А. Олійника та Р. Скільського.
- К.: Основи, 1996. - 646 с.
6. Політична економія: Навч. посібник /
К.Т. Кривенко, В.С. Савчук, О.О. Бєляєв та
ін.; За ред. д-ра екон. наук, проф. К.Т.Кривенка.
- К.: КНЕУ, 2001.- 508 с.
Информация о работе Цивилизационный подход к периодизации экономической истории