Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 01:15, курсовая работа
Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной.
Введение 5
1 Сущность административно-командной экономической системы 7
1.1Теория плановой экономики 7
1.2 Принципы командно-административной системы 11
1.3 Роль государства в экономике планового типа 13
2 Экономический анализ модели командно-административной системы СССР 15
2.1 Особенности советской плановой экономики 15
2.2 Воспроизводство дефицита в плановой системе экономики Советского Союза 17
Заключение 21
Список использованных источников
Основными формами заработной платы при административно-командной экономике являются повременная и сдельная, одновременно в колхозах могла использоваться и натуральная форма оплаты.
Экономический рост является одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики. Опыт внедрения плановой экономики показывает, что для этого типа экономической системы, экономический рост остался лишь количественным показателем. Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики.
В отличие от рыночной экономики, в плановой наиболее важной составляющей экономики государства считалась не сфера услуг, а производственная сфера деятельности.
Основным звеном всей структуры народного хозяйства государства с плановой экономикой являлось производственное предприятие (или кооператив). Оно являлось номинальным владельцем и реальным распорядителем средств производства. Предприятие наделяется функциями первичного звена разделения труда, основного звена экономики, обеспечивающего доведение благ до потребителя.
Посредничество, как одно из проявлений непроизводственной сферы, отсутствовало.
Как известно, спрос - это выражение потребности, подкреплённое платёжеспособностью, а предложение - это сумма товаров, находящихся на рынке. В административно-командной экономике, во избежание отрыва предложения от спроса, с вытекающим отсюда повышением цен, отставанием в качестве продукции и финансовой несбалансированности, использовались различные методы управления как спросом, так и предложением.
В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции, в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях.
1.2 Принципы командно-административной системы
Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков” и т. д.
Следующей чертой командно-административной
системы является то, что всё
управление народным хозяйством осуществляется
из единого Центра. Центр берёт
на себя ответственность решать
основные экономические проблемы
общества: что производить, как
производить и для кого
производить. Следовательно, по отношению
к производителю Центр должен являться
в своём роде крупным информационным
генератором, он должен обладать
информацией о том, какому предприятию
нужны какие ресурсы и какому
потребителю нужны какие товары
и в каком количестве. Здесь
появляется государственный план, который представляет собой обязательные
к выполнению распоряжения Центра,
направленные конкретным субъектам
хозяйства - предприятиям,
организациям народного хозяйства.
Упрощённо процесс планирования
можно описать следующим образом:
на самом верху государственной
пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует
произвести в масштабах всей страны за
год. Затем специальный плановый орган
(в СССР это был Госплан)
рассчитывает, сколько потребуется
стали, пластмасс, резины и прочих материалов
для выпуска запланированного
объёма автомобилей. Следующий этап - расчет
потребностей в электроэнергии,
угле, нефти и другом сырье для производства
исходных материалов. Такая процедура
повторяется с каждым из видов
продукции. Затем подсчитывается,
сколько должно быть произведено, скажем,
стали для выпуска всех продуктов,
и эта цифра доводится до Министерства
черной металлургии. То же самое
происходит и со всеми остальными ресурсами.
Дальше процесс планирования спускается
из Госплана в отраслевые министерства.
Предположим, Министерство
черной металлургии получает задание
выпустить за год определенное
количество чугуна, стали, проката
разных видов. Министерство,
в свою очередь, расписывает
производственные задания по всем
подчиняющимся ему заводам, указывая,
сколько какой продукции каждый завод
должен поставить в каждый квартал
будущего года. Директор завода распределяет
свой план по цехам, цех -- по участкам
и так далее вплоть до работника-сталевара. К принципам командно-административной
системы (если рассматривать идеальную
модель социализма) можно также отнести
то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма
как децентрализованной системы
связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию
денежной системы. Отсюда вытекает
и следующий принцип плановой экономики
- определение доли каждого участника процесса производства осуществляется
на основе трудовых затрат,
что удостоверяется квитанциями, «трудовыми
чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по
мнению теоретиков социализма,
уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию.
Как пишет профессор Альберт Ерёмин в своей книге “Объективные
источники экономического развития
при социализме”, «за годы строительства
социализма экономический счет
еще не пришел к естественному мерилу труда - времени (если не считать, как уже отмечалось выше, периода с 1930 года
до середины 1950-х годов, когда
в колхозах началось широкое распространение
трудодней - прим. автора)»,
но «по сути процесс шел именно к этому:
существовал прямой учет затрат
труда на выпуск той или иной продукции непосредственно
в рабочем времени, который был первичной основой для денежной формы
учета [12,с.45]; [http://kohet.narod.ru/eremin.
Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность и жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».
1.3 Роль государства в экономике планового типа
Как известно, государство - это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию - оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.
Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.
Социалистическое государство впервые в истории начинает в полном объеме руководить и управлять развитием народного хозяйства. Такое управления вытекает из природы социалистического государства. Оно выражает экономические и политические интересы всех членов общества. Государство осуществляет от их лица владение и распоряжение собственностью на общенародные средства производства и созданные на их основе продукты коллективного труда.
Государство при социализме обеспечивает согласование экономических интересов различных классов и социальных групп трудящихся. Оно подчиняет планомерное развитие народного хозяйства осуществлению экономических интересов всех членов общества, и прежде всего общенародных экономических интересов.
В основе управления народным хозяйством и экономической политики Советского государства лежит политика Коммунистической партии. В период развития коммунистического строительства возрастает значение экономических функций государства. Их осуществление направлено на создание материально-технической базы коммунизма, подъем жизненного уровня советского народа.
Экономические функции социалистического государства состоят в планомерной организации и управлении народным хозяйством. Планирование народного хозяйства охватывает все процессы производства, распределения, обмена и потребления. Государство планирует развитие производства материальных благ, капитальное строительство, распределение материальных, трудовых финансовых ресурсов.
Государство осуществляет контроль за всей хозяйственной деятельностью. Оно организует общественное производство, обеспечивает управление, заботится о рациональном размещении производительных сил по территории страны. Через своих уполномоченных государственные органы управляют предприятиями, организуют их хозрасчетные связи друг с другом. Эти органы осуществляют планомерную подготовку и использование квалифицированной рабочей силы.
Государство осуществляет в общественном масштабе контроль за мерой труда каждого работника и мерой его потребления. Оно проводит единую политику в области заработной платы, устанавливает систему и порядок оплаты труда в соответствии с экономическим законом распределения по труду. Государство проявляет заботу о развитии и использовании общественных фондов потребления.
Управление выражается в организации и контроле за деятельностью финансово-кредитной системы, установлении цен на продукцию предприятий и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Государство осуществляет исполнение бюджета, регулирует денежное обращение. Оно организует внутреннюю и внешнюю торговлю.
Экономическая деятельность социалистического государства по планированию и регулированию общественного производства основывается на учете требований основного экономического закона, закона планомерного развития народного хозяйства и других экономических законов социализма.
2. Экономический анализ модели командно-административной системы СССР
2.1 Особенности советской плановой экономики
Советская экономическая модель стала самым значительным мировым экспериментом социальной инженерии - построения научно-обоснованной плановой социалистической экономики.
Неизменной чертой всего советского периода, начиная с эпохи военного коммунизма, являлась «ведущая роль» Коммунистической партии. При гегемонии КПСС советская экономическая система должна была соответствовать основным провозглашенным ею ценностям: однопартийное руководство, плановая экономика, государственная собственность, высокие темпы накопления, ради достижения которых возможно применение методов внеэкономического принуждения (коллективизация, труд каторжников ГУЛАГа, драконовские трудовые законы и т.д.).
Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства. Она возникла и утвердилась в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 и построения социализма в СССР. Рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством под руководством Коммунистической партии ликвидировал политическую власть буржуазии и помещиков; путём национализации и обобществления основных средств производства в важнейших отраслях народного хозяйства завоевал экономические позиции в стране. Опираясь на социалистическую собственность в этих решающих сферах экономики, рабочий класс под руководством Коммунистической партии преобразовал мелкотоварное крестьянское хозяйство в крупное социалистическое путём кооперирования. Мелкая частная крестьянская собственность была заменена крупной социалистической колхозно-кооперативной собственностью. В результате к середине 30-х гг. XX века социалистическая собственность в двух формах -- государственной и колхозно-кооперативной -- стала безраздельно господствующей в экономике страны.
Это обусловило коренное изменение цели производства, которая стала определяться основным экономическим законом социализма, -- обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей, достигаемого путём непрерывного роста и совершенствования общественного производства на базе научно-технического прогресса. Социалистическая собственность, действие экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства открыли впервые в истории общества возможность развивать всё народное хозяйство по единому государственному плану.
Движущей силой экономического развития страны стало массовое социалистическое соревнование, повышает сознательность и патриотизм трудящихся в интересах дальнейшего быстрого развития экономики, роста эффективности производства, производительности труда.
Плановое развитие экономики обеспечивает рациональное размещение производительных сил по территории страны. За годы Советской власти произошли коренные изменения в размещении производительных сил, связанные с ростом промышленного производства в союзных республиках и общим продвижением производства в восточные районы страны, богатые природными ресурсами чёрных и цветных металлов, угля, нефти и газа, леса, гидроэнергии.
Экономика СССР представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Экономика СССР объединяет экономики всех союзных республик и экономических районов страны. Единый народно-хозяйственный комплекс СССР сформировался путём специализации экономики союзных республик и их кооперирования. На основе народно-хозяйственного плана отрасли и производства размещаются по республикам в соответствии с природными богатствами, климатическими условиями возделывания сельскохозяйственных культур, наличием естественных ресурсов, полезных ископаемых, с учётом трудовых ресурсов, сокращения расстояний перевозок сырья и топлива, а также готовой продукции.
Современные обществоведы предпочитают пользоваться для объяснения места советской экономики в развитии общества более идеологически нейтральной теорией смешанной экономики.
Если попытаться с помощью концепции смешанной экономики выделить основные этапы экономического Советского Союза, то в нем прослеживается чередование «приливов» и «отливов» огосударствления экономики. Можно выделить такие этапы советской экономики:
I-ой этап: 1914-1920 - командная экономика военного времени.
Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административной системы