Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной.

Содержание работы

Введение 5
1 Сущность административно-командной экономической системы 7
1.1Теория плановой экономики 7
1.2 Принципы командно-административной системы 11
1.3 Роль государства в экономике планового типа 13
2 Экономический анализ модели командно-административной системы СССР 15
2.1 Особенности советской плановой экономики 15
2.2 Воспроизводство дефицита в плановой системе экономики Советского Союза 17
Заключение 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭК. ТЕОРИИ (2) - копия.rtf

— 238.13 Кб (Скачать файл)

II-й этап: 1921-1928 - смешанная экономика НЭПа.

III -й этап: 1929-1988 - командная экономика мирного (в 1939-1945 - военного) времени.

IV-й этап: с 1988 - формирование смешанной экономики.

Советская экономика стала достоянием прошлого, однако по поводу причин ее возникновения, механизмов развития, степени эффективности и причин гибели еще долго будут идти дискуссии. Для одних обществоведов советская модель - это тупик, 70 потерянных лет, унесшие жизнь миллионов людей. Их оппоненты указывают на то, что именно в Советской России завершилась индустриализация и был накоплен огромный экономический потенциал, позволивший нашей стране играть какое-то время роль одного из мировых лидеров. Те, кто далек от крайностей, признают определенные положительные эффекты советской модели и одновременно ее органическую неспособность к самоподдерживающемуся экономическому росту.

 

2.2 Воспроизводство дефицита в плановой системе экономики Советского Союза

 

В народном хозяйстве бывшего СССР в силу специфических природных и исторических причин признаки дефицитности развивались медленнее и обнаружились значительно позже, чем в восточноевропейских странах. Но и в то время, когда дефицит обозначился достаточно отчетливо и не замечать его, казалось, было невозможно, о нем было не принято говорить всерьез. В неожиданном исчезновении с прилавков магазинов то одного, то другого товара не усматривалось значительного изъяна хозяйственного механизма. Если в публикациях и упоминалось об этом явлении, то непременно как о каком-то случайном и легко поправимом сбое в ритме производства. Полагали, что стоит только центральным ведомствам чуть-чуть лучше планировать и распределять созданное, сфере обращения - не припрятывать товары под прилавки и не создавать искусственных дефицитов, а правоохранительным органам внимательнее опекать "черный рынок", как равновесие в плановой экономике немедленно восстановится.

Одной из важнейших причин такого легковесного подхода была исключительная приверженность сложившегося аппарата управления к идеологическим догмам, и в первую очередь, слепая вера в безусловную невозможность возникновения крупных диспропорций в экономике, развивающейся по единому государственному плану, устанавливаемому в централизованном порядке.

Считалось, что складывающиеся неблагоприятные тенденции не представляет большой опасности. Время от времени принимались государственные программы их преодоления (совершенствовались планирование и материальное стимулирование, делались попытки модернизировать материально-техническую базу промышленности и сельского хозяйства, изменялась структура внешнеэкономических отношений и др.). И хотя заметных на деле успехов не было, серьезных усилий для изучения ситуации в народном хозяйстве не предпринималось.

Руководство в СССР неизменно верило в широкие управленческие возможности центра, не обращая должного внимания на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

Дефициту, таким образом, если рассматривать его как объект исследования экономики "социализма", крупно не повезло. Слишком долго он игнорировался как явление макроуровня, не мог привлечь к себе внимание ни квалифицированных обществоведов, ни компетентных хозяйственных руководителей несмотря на порождаемые им и прямо бросающиеся в глаза на каждом шагу негативные проявления в народном хозяйстве и бесплодность всех попыток путем совершенствования планирования и централизованного регулирования экономики устранить их из жизни общества.

Между тем дефицит возрастал, охватывая все новые виды потребностей, а вместе с ним усиливалось и его деструктивное влияние на все стороны общественной жизни. С объективной неизбежностью он сопровождался приоритетом производителя по отношению к потребителю, снижением качества товаров и тенденцией цен к систематическому росту, нежелательными сдвигами в структуре выпуска товаров и "вымыванию" дешевого ассортимента, большими потерями свободного времени в связи с поисками и приобретением необходимых продуктов, возникновением "черного рынка" и спекуляцией, возрастающими возможностями нетрудового обогащения и расслоением населения по уровню обеспеченности средствами существования, злоупотреблениями служебным положением и многими другими негативными явлениями.

Раздражение общественности по поводу систематического исчезновения из свободной продажи почти всех товаров народного потребления от автомобилей до зубных щеток и мыла вызвали ряд публикаций о разного рода беспорядках в экономике и нарастающий вал требований принять решительные меры по их устранению.

Дефицит в СССР пережил несколько пиков, обычно сопровождавшихся введением элементов нормированного распределения (карточная система, талонная система):

Первый пик был вызван индустриализацией, сворачиванием НЭПа и внедрением новой организации экономики; этот пик, как утверждала официальная идеология, постепенно сошёл на нет к концу 1930-х годов с подъёмом стахановского движения.

Второй пик был вызван Великой Отечественной войной, и закончился с завершением послевоенного восстановления экономики.

Третий пик товарного дефицита в СССР был вызван последствиями экономических реформ 60-х годов (крах и свертывание «косыгинской реформы») и, в дальнейшем, после некоторой стабилизации, в период Перестройки (особенно в последние, 1989--1991-е годы), когда в результате неэффективного хозяйственного руководства, а также саботажа работников торговли, появления элементов свободного рынка и связанной с этим массовой спекуляции, дефицитными стали практически все пользующиеся хоть каким-либо спросом товары.  Страну лихорадило от постоянного дефицита и на промтовары, и на продукты питания, и на медикаменты. Сокращение производства и хронический дефицит важнейших потребительских товаров сопровождались ростом денежных доходов и сбережений населения. За шесть лет перестройки первые возросли на 56 %, а вторые - на 72 %. Как итог - излишки денежной массы увеличились на 97 %.

К этой теме, оказавшейся самой злободневной, накануне и в период горбачевской "перестройке", да и сейчас тоже почти ежедневно возвращаются средства массовой информации. Для всех стало уже более чем очевидно, что товарно-денежная несбалансированность занимает первое место среди причин, прямо ввергающих общество в кризисное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном курсовом проекте, целью которого было полное и всестороннее рассмотрение административно-командной экономической системы, так же рассмотрено действие плановой экономики на примере СССР.

Работа включает два раздела, в первом из которых рассматривается собственно теория плановой экономики. Здесь выделяется цель социалистического производства, состоящая в наиболее полном удовлетворении общественных и личных потребностей, критерии его эффективности. Здесь даётся определение планомерности, как скоординированности экономических процессов, рассматривается роль государства в экономических процессах, которая является для этой системы определяющей, функции государства по распределению производимых благ, отношения собственности в такой системе, а так же спрос, предложение и их регулирование с помощью командных механизмов. Эти основные составляющие плановой экономической системы определяют её как систему, руководимую государством, с государственной формой собственности, в качестве основополагающей, и целостной системой инструментов управления народным хозяйством.

Следующий раздел представляет собой рассмотрение действия плановой экономики в СССР на протяжении всей истории её существования и её особенности.

Здесь поясняется, что на протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающая все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку на ряду с политикой и правом она определяет основу государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. Во втором пункте было  рассмотрено воспроизводство дефицита в плановой экономике Советского Союза. Так как плановое задание не учитывало объективно потребности населения и предприятий, то возник дефицит, что стало причиной развития теневого сектора.

                                     Список использованных источников

 

1. Абрамов И.М. Циклы в развитии экономики СССР/ М. 1990. 158 с.

2. Афанасьев  М. Логика дефицитной экономики/ М. 1999. С. 57-59.

3. Беседин В.Ф. Организация и планирование отраслей народного                    хозяйства/ Киев: Изд-во Киев ун-та. 1990. 135 с.

4. Борисов Е.Ф. Проблемы развития экономики нашей страны// Социально-политический журнал. 1993. №3. 21 с.

5. Борисов Е.Ф. Наша социалистическая экономика/  М: Московский рабочий. 1972. 79 с.

6. Бруцкус  Б. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского  опыта/ Москва. 1999.

7. Будавей В.Ю. Дисциплина планового хозяйствования/ Будавей В.Ю., Пекарский Л.С.   М: Экономика.  1980. 80 с.

8. Видяпин В.И. Экономическая теория/  Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П.  М.: ИНФРА-М, 2003.  164 с.

9. Грязнова А.Г. Экономическая теория/ М.: Экзамен. 2003. 12 с.

10.  Ерёмин  А. Объективные  источники  экономического  развития  при социализме/ М. 1994. 45 с.

11. Иохин В.Я. Экономическая теория./М. Юристъ. 2001. 13 с.

12.  Корнаи Я. Дефицит/  М. 1990г. 276 с.

13. Макаревич Л. Проблемы экономики постсоветской России и их мировой фон// Общество и экономика. 2000. №3-№4.

14. Маневич В.А. О закономерностях  становления рынка// Вопросы экономики. 1993. №3. 49 с.

15. Мартынов А. О теоретических вопросах исследования рыночной деформации// Общество и экономика. 2001. №11-№12.

16. Мизес Л. Социализм/ М. 1994. С. 44-45.

17. Сидорович А.В. Курс  экономической теории/М.,: «ДИС».  1997.

18. Смирнов В. Реформирование российской экономики: исходное состояние и его последствия//Общество и экономика. 2002. №6. 33 с.

19.  Тимошина Т.М. Экономическая история России/М.: 3-е изд. 1999.

20. Фаульман В.К. Основы микроэкономики/ М. 1992. 17 с.

21. Хайек Ф.А. Путь к рабству/ М. 1992. 12 с.

22. Чепурин М.Н.Курс  экономической теории/ Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Киров:  АСА. 2003.  136 с.

23. Явлинский Г.А. Плановая экономика СССР: особенности, эволюция, причины краха// Экономическая наука современной России. 2005. №1. С. 25-38.

24. Ядгаров Я.С. История экономических учений/ М.: изд. ИНФРА-М. 1999. С. 89-90.

25. www.ebiblioteca.ru

26. http://kohet.narod.ru/eremin.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административной системы