Денежная кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Финансовые и денежные системы нуждаются в управлении. Правительственным органам, в том числе Центральному банку, приходится принимать фундаментальные решения, касающиеся формулирования денежного стандарта, определения величины денежной массы, находящейся в обращении, установления правил валютных курсов, управления международными финансовыми потоками, а также определения степени жесткости или мягкости своей кредитно-денежной политики.
Сегодня существуют разные мнения о предпочтительности того или иного метода управления денежной сферой. Некоторые специалисты верят в активную политику, когда при возникновении угрозы инфляции темпы роста денежной массы следует замедлять, и наоборот. Другие довольно скептически относятся к способности государственных чиновников использовать кредитно-денежную политику для "точной настройки" экономики, уровня инфляции и безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Денежно-кредитная политика как система
1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
1.3 Типы денежно-кредитной политики
1.4. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.5. Инструменты денежно-кредитной политики
1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

оригинал 2012.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

денежная кредитная политика

ВВЕДЕНИЕ 

1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Денежно-кредитная политика как система

1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной  политики

1.3 Типы  денежно-кредитной политики

1.4. Методы  регулирования денежно-кредитной  политики

1.5.  Инструменты денежно-кредитной политики

1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году

2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год

2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.

2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Введение

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.

На сегодняшний день тема курсовой работы весьма актуальна, так как денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

    Нельзя забывать  и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный  инструмент. С ее помощью можно  выйти из кризиса, но и не  исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике  негативных тенденций. Лишь очень  взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного  анализа ситуации, рассмотрения  альтернативных путей воздействия  денежно-кредитной политики на  экономику государства, дадут положительные  результаты.

Финансовые и денежные системы нуждаются в управлении. Правительственным органам, в том числе Центральному банку, приходится принимать фундаментальные решения, касающиеся формулирования денежного стандарта, определения величины денежной массы, находящейся в обращении, установления правил валютных курсов, управления международными финансовыми потоками, а также определения степени жесткости или мягкости своей кредитно-денежной политики.

Сегодня существуют разные мнения о предпочтительности того или иного метода управления денежной сферой. Некоторые специалисты верят в активную политику, когда при возникновении угрозы инфляции темпы роста денежной массы следует замедлять, и наоборот. Другие довольно скептически относятся к способности государственных чиновников использовать кредитно-денежную политику для "точной настройки" экономики, уровня инфляции и безработицы. И наконец, есть монетаристы, которые полагают, что волевая кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся определенным правилам.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

 

 

1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Денежно-кредитная политика как система

 

      Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]

Для решения практических и методологических задач разработки и реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутую характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов:

1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций экономики страны). [2, с.36]

В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых — финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:

  • центральный банк, осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами, предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
  • другие депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы;
  • другие финансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);
  • вспомогательные финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и предоставлению финансовых гарантий.

2. Субъектами  денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.

Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций. [2, с.37]

3. При  рассмотрении целей денежно-кредитной  политики наиболее принципиальным  представляется разделение их  на конечные, промежуточные и  тактические.

Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:

  • экономический рост;
  • обеспечение занятости населения;
  • формирование равновесия платежного баланса страны;
  • стабильность цен как внутренних, так и внешних;
  • стабильность ставки процента;
  • стабильность на финансовых рынках;
  • стабильность валютного рынка.

Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.

Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы

Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]

4. Для  достижения поставленных целей  субъекты денежно-кредитной политики  используют имеющиеся у них  инструменты. Структура инструментов  может быть представлена в  виде набора операционных, нормативных  и организационных элементов. При  этом операции являются одной  из наиболее значимых групп  инструментов наряду с двумя  другими: нормативными (правила, экономические  нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]

К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

  • рефинансирование банков;
  • процентные ставки по операциям центрального банка;
  • обязательное резервирование;
  • валютные операции;
  • операции на открытом рынке;
  • прямые количественные ограничения;
  • установление ориентиров роста денежной массы. [4, с.364]

5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования.

В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [5, c.12]

Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2, с.39]

 

 

1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [15].

Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.

Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь:

- четкое ее определение, раскрытие  конечной цели или промежуточных  целевых ориентиров;

- обеспечение прозрачности денежно-кредитной  политики, что предполагает ясность  функций и задач Национального  банка, процедуры принятия и доведения  до сведения общественности решений  Национального банка о денежно-кредитной  политике, доступность для общественности  информации о результатах этой  политики;

- самостоятельное  определение Национальным банком  механизма применения инструментов  денежно-кредитной политики, направленных  на достижении ее целей, а также  своевременное разъяснение участникам  экономических отношений, широкой  общественности изменений параметров  и структуры инструментов денежно-кредитной  политики.

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [4, с.361].

Информация о работе Денежная кредитная политика