Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:07, курсовая работа
Финансовые и денежные системы нуждаются в управлении. Правительственным органам, в том числе Центральному банку, приходится принимать фундаментальные решения, касающиеся формулирования денежного стандарта, определения величины денежной массы, находящейся в обращении, установления правил валютных курсов, управления международными финансовыми потоками, а также определения степени жесткости или мягкости своей кредитно-денежной политики.
Сегодня существуют разные мнения о предпочтительности того или иного метода управления денежной сферой. Некоторые специалисты верят в активную политику, когда при возникновении угрозы инфляции темпы роста денежной массы следует замедлять, и наоборот. Другие довольно скептически относятся к способности государственных чиновников использовать кредитно-денежную политику для "точной настройки" экономики, уровня инфляции и безработицы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Денежно-кредитная политика как система
1.2. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
1.3 Типы денежно-кредитной политики
1.4. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.5. Инструменты денежно-кредитной политики
1.6. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
2.3 Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитной политики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то, что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политики совпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным и не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель по уровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года, которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций в экономике.
Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:
Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционного таргетирования являются следующие:
1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, кроме темпов инфляции;
Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. [9, с.10]
Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагает установление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичное принятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целого ряда экономических индикаторов одностороннего характера промежуточных ориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банка на экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов и приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что позволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятия центральным банком тех или иных решений. В то же время инфляционное таргетирование характеризуется как политика с ограниченными дискреционными возможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира вне зависимости от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]
Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная цель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели.
Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.
В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.
В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпам роста ВВП).
В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]
Режим прямого инфляционного таргетирования реализует одну из основных конечных общеэкономических целей — стабильность цен, которая является существенным условием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя, но и внешняя стабильность национальной валюты. При этом проведение подобной политики считается наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]
В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляется многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:
Необходимы также законодательные меры для юридического закрепления позитивных общеэкономических тенденций, а также для создания центральному банку возможностей эффективно воздействовать своими инструментами на инфляционные процессы. Организационные меры предполагают существенное перераспределение функций экономических органов страны и центрального банка, в том числе по контролю за инфляцией и ценообразованием. Важным является совершенствование регламента прогнозирования и проведения решений в денежно-кредитном, реальном, налогово-бюджетном и внешнеэкономическом секторах экономики. Наконец, введение инфляционного таргетирования предполагает проведение серьезной методологической работы: описание трансмиссионного механизма влияния денежно-кредитной политики на инфляцию и экономические показатели; разработка методов и моделей прогнозирования инфляции, а также ее анализ на основе сформированной концепции трансмиссионного механизма; определение вида и характеристик целевого показателя инфляции; определение лага между моментом применения монетарных инструментов и времени их воздействия на инфляцию; оценка и формирование подходящего монетарного инструментария. [8, с.11]
Таким образом, режим прямого инфляционного таргетирования для Республики Беларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезной подготовительной работы, как со стороны органов экономического управления, так и научной общественности страны.
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2012 году
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2012 год
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков. С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых. Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.[12]
2.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2012г.
В первом полугодии 2012 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%.
Другой задачей является увеличение международных резервных активов. Задача минимум — не допустить снижения резервов по итогам 2012 г.
Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 г., являются:
● замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
● улучшение внешнеторгового сальдо и достижение его положительного уровня;
● превышение предложения над спросом на внутреннем валютном рынке;
● рост золотовалютных резервов государства;
● снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка (при сохранении положительных реальных ставок);
● значительный рост срочных рублевых депозитов населения в банках;
● снижение долларизации экономики.
В то же время наблюдалось:
● увеличение наличных денег в обращении;
● избыточные объемы ликвидности на денежном рынке.
Реализованные Национальным банком совместно с Правительством меры позволили снизить интенсивность инфляционных процессов. Уровень потребительских цен за шесть месяцев 2012 г. увеличился на 10,5%. Это соответствует инфляции 22% в годовом выражении — верхней границе целевого коридора.
Опережающими темпами с начала года росли административно регулируемые цены на товары и услуги (по оценкам Национального банка, прирост составил 13,8%).
Базовая инфляция, исключающая
изменения регулируемых цен и
цен на сезонную продукцию, за
шесть месяцев 2012 г. составила 9,5%. Учитывая
необходимость увеличения