Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:23, курсовая работа
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Понятие денежной массы как макроэкономического регулятора, является едва ли не самым основным, фундаментальным понятием. Деньги, как особый товар выполняют титаническую работу, по организации функционирования экономики в любом из субъектов мирового хозяйства. Правительства этих субъектов, помимо своей политической власти, осуществляют администрирование такой важной составляющей всей экономики как кредитно-денежная система.
Рисунок 1. Классификация инструментов денежно-кредитной политики по форме организации использования регуляторов
По степени периодичности
Рисунок 2. Классификация инструментов денежно-кредитной политики по степени периодичности использования регуляторов
Перечисленный инструментарий уже
известен в мировой практике, Банк
России не изобретает новые виды, но
существуют определенные особенности
и проблемы в их применении, исходя
из специфики российского
Кроме того, использование первоклассных корпоративных и муниципальных облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы. Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной структурой российской экономики, зависимой от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства. ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования. Кроме того, ЦБ РФ приспособился в условиях изменчивой ликвидности чередовать депозитные аукционы с аукционами по рефинансированию. В таких условиях постепенно начинает работать процентная ставка.
Пополнение ликвидности через
механизм рефинансирования должно сочетаться
с нормализацией структуры дене
Роль кредитных операций Банка России невелика по сравнению со стерилизационными мерами. Депозитные операции преобладают над рефинансированием банковской системы. Это ограничивает возможности Банка России по оперативному регулированию ликвидности, основных пропорций денежного рынка, усиливает институциональные и системные риски российского денежного рынка.
Актуальным и эффективным
На наш взгляд, необходимо кардинально
реструктурировать
Более грубым, не избирательным, но действенным инструментом являются обязательные резервы. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2004 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ и до нуля по обязательствам перед банками – нерезидентами РФ. Однако с 1 августа последняя ставка была повышена до 2%. Тем самым возможности обязательного резервирования у ЦБ РФ практически на современном этапе исчерпаны. Для обеспечения роста мультипликатора, остается процентная ставка по кредитам коммерческим банкам (операциям прямого РЕПО), но вероятно ее снижать ЦБ не будет. Таким образом, норматив обязательного резервирования достиг своего предела. Это еще раз подтверждает мысль о том, что Банк России должен активнее включать политику рефинансирования и операции на открытом рынке.
Необходимость проведения комплексной
денежно-кредитной политики как
составной части стратегии
Основной темой, которая в последние годы находилась в центре дискуссий по экономической политике в переходной экономике является проблема инфляции и ее значение для процесса трансформации, т.е. для взаимодействия между макроэкономической стабилизацией и системными изменениями. При этом сегодня на передний план выдвигается вопрос о том, каким образом можно создать долговременные институциональные рамки денежно-кредитной политики, которые бы систематически сдерживали прирост инфляции в народном хозяйстве.
Таблица 4. Динамика среднегодового уровня инфляции в России
Год |
% |
1990 |
5,3 |
1991 |
92,6 |
1992 |
2508,8 |
1993 |
844,2 |
1994 |
215 |
1995 |
131,3 |
1996 |
21,9 |
1997 |
11 |
1998 |
84,4 |
1999 |
36,5 |
2000 |
20,2 |
2001 |
18,6 |
2002 |
15,1 |
2003 |
12 |
2004 |
11,7 |
2005 |
10,9 |
2006 |
9 |
По итогам 2006 года инфляция составила в России 9 %. Это самый низкий уровень инфляции за последние несколько лет. Судя по показателям, в 2006 году удалось добиться снижения инфляции на 1.1 % по сравнению с 2005 годом.
По оценкам специалистов, в ближайшие годы в России темп инфляции будет относительно высоким, поскольку не создана система стабильного развития экономики и регулирования уровня внутренних цен. В Программе социально-экономического развития России на 2006-2008 гг., утвержденной правительством РФ в январе, поставлена задача снизить уровень инфляции в 2006 г. до 7-8,5%, в 2007 г. - до 6-7,5% и 2008 г. - до 5-6%. 6
Снижение темпов инфляции - сложный экономический процесс: быстрое снижение инфляции без адекватных мер по обеспечению сбалансированности текущих внешних платежей, бюджета, поддержания занятости населения привело к общей разбалансированности экономики. Основная задача в современных условиях - обеспечить сбалансированное развитие экономики при снижении темпов инфляции с учетом уровня эффективности производства, занятости и объема ВВП, что и обуславливает проведение более взвешенной денежно-кредитной политики в стране. В настоящее время для чрезмерно высокой инфляции нет оснований. Однако беспокоит отток из банков вкладов, особенно с конца 1998 года. Наличная масса денег на руках у населения возросла. Для РФ важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки.
Цель предлагаемой модели политики - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности страны.
Исходя из мирового опыта, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Для управления инфляционными процессами
важно учитывать
Особого внимания заслуживает изучение
внешних факторов инфляции. Экономика
страны уязвима по отношению к
эффекту импортируемой
Ведь стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения. Как показывает практика, в современных условиях непрерывный рост экономики обеспечивается только тогда, когда национальная валюта на протяжении длительного времени стабильна.
Мировой опыт свидетельствует, что для одновременного достижения устойчивости денег, инвестиционной активности и высокого уровня занятости очень важно, чтобы все участвующие в экономическом процессе субъекты преследовали цель стабильности и приспосабливали свои требования к финансово-экономическому потенциалу народного хозяйства. Нарушение этого требования приводит к неэффективности денежной политики. Если расходы государства, потребительские запросы частных лиц, капитальные вложения предприятий в сумме превосходят производственную мощность народного хозяйства, то неизбежны кризисы с отрицательными последствиями для развития цен, уровня занятости и роста экономики. Иными словами, не может быть долговременного роста экономики без стабильной национальной валюты.
Необходимо повышение