Денежная масса и способы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Понятие денежной массы как макроэкономического регулятора, является едва ли не самым основным, фундаментальным понятием. Деньги, как особый товар выполняют титаническую работу, по организации функционирования экономики в любом из субъектов мирового хозяйства. Правительства этих субъектов, помимо своей политической власти, осуществляют администрирование такой важной составляющей всей экономики как кредитно-денежная система.

Файлы: 1 файл

Денежная масса и переходная экономика.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1. Классификация инструментов денежно-кредитной политики по форме организации использования регуляторов

По степени периодичности использования  инструментов денежно-кредитной политики классификацию можно представить в следующем виде:

Рисунок 2. Классификация инструментов денежно-кредитной политики по степени периодичности использования регуляторов

Перечисленный инструментарий уже  известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного  рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Например, политика рефинансирования. В России ставки рефинансирования играют чисто фискальную роль и не оказывают влияния на рынок, тогда как именно они должны служить ориентиром для участников денежного рынка, влиять на формирование рыночного процента. Механизм рефинансирования должен обеспечивать деньгами участников рынка. К сожалению, данный инструмент практически не работал, он не воздействовал на участников рынка, а лишь отражал сложившуюся на рынке ситуацию. Вся система рефинансирования и финансирования связана и базируется на валютном курсе. Банковская система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это продажа валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

Кроме того, использование первоклассных  корпоративных и муниципальных  облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы. Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной структурой российской экономики, зависимой от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства. ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования. Кроме того, ЦБ РФ приспособился в условиях изменчивой ликвидности чередовать депозитные аукционы с аукционами по рефинансированию. В таких условиях постепенно начинает работать процентная ставка.

Пополнение ликвидности через  механизм рефинансирования должно сочетаться с нормализацией структуры денежной массы через постепенное вытеснение тех ее компонентов, которые возникли стихийно, минуя каналы ЦБ, а потому в меньшей степени поддаются централизованному регулированию, что снижает эффективность денежно-кредитной политики. На современном этапе ставка рефинансирования в России служит скорее индикатором, нежели реальным финансовым инструментом. Однако, несмотря на слабость постоянного механизма кредитования, ставка рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику через сигнальный эффект:   

  • служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
  • влияет на процентные ставки по банковским депозитам.

Роль кредитных операций Банка  России невелика по сравнению со стерилизационными  мерами. Депозитные операции преобладают над рефинансированием банковской системы. Это ограничивает возможности Банка России по оперативному регулированию ликвидности, основных пропорций денежного рынка, усиливает институциональные и системные риски российского денежного рынка. 

Актуальным и эффективным является инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке. После  августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок ГКО-ОФЗ  практически прекратил свое существование. Но по мере его возрождения в арсенале ЦБ РФ появился достаточно эффективный метод регулирования, настройки механизма денежного рынка. Современная система инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, «объем средств, предоставленных в 2004 году банковскому сектору посредством операций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2003 году (594 и 331 млрд. руб соответственно)]. Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2004 году среднегодовой объем задолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Таким образом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с целью стерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидности банковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена в связи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночными характеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговых обязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2003 году Минфин РФ провел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., из них только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2004 году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общей номинальной стоимостью 52 млрд. руб. 5

На наш взгляд, необходимо кардинально  реструктурировать задолженность  в рыночные ценные бумаги с целью  проведения более активных прямых операций на открытом рынке Банком России. Это  позволит более оперативнее влиять на состояние ликвидности банковской системы, корректировать в ту или иную сторону, принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики.

Более грубым, не избирательным, но действенным  инструментом являются обязательные резервы. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2004 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ и до нуля по обязательствам перед банками – нерезидентами РФ. Однако с 1 августа последняя ставка была повышена до 2%. Тем самым возможности обязательного резервирования у ЦБ РФ практически на современном этапе исчерпаны. Для обеспечения роста мультипликатора, остается процентная ставка по кредитам коммерческим банкам (операциям прямого РЕПО), но вероятно ее снижать ЦБ не будет. Таким образом, норматив обязательного резервирования достиг своего предела. Это еще раз подтверждает мысль о том, что Банк России должен активнее включать политику рефинансирования и операции на открытом рынке.

2.2. Проблемы регулирования инфляционного процесса и экономический рост  

Необходимость проведения комплексной  денежно-кредитной политики как  составной части стратегии устойчивого  экономического роста безусловна. Без  подъема национальной экономики  невозможно сдержать инфляцию, потенциал которой еще значителен.

Основной темой, которая в последние  годы находилась в центре дискуссий  по экономической политике в переходной экономике является проблема инфляции и ее значение для процесса трансформации, т.е. для взаимодействия между макроэкономической стабилизацией и системными изменениями. При этом сегодня на передний план выдвигается вопрос о том, каким образом можно создать долговременные институциональные рамки денежно-кредитной политики, которые бы систематически сдерживали прирост инфляции в народном хозяйстве.

Таблица 4. Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Год

%

1990

5,3

1991

92,6

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215

1995

131,3

1996

21,9

1997

11

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12

2004

11,7

2005

10,9

2006

9


 

По итогам 2006 года инфляция составила в России 9 %. Это самый низкий уровень инфляции за последние несколько лет. Судя по показателям, в 2006 году удалось добиться снижения инфляции на 1.1 % по сравнению с 2005 годом.

По оценкам специалистов, в ближайшие  годы в России темп инфляции будет  относительно высоким, поскольку не создана система стабильного  развития экономики и регулирования  уровня внутренних цен. В Программе  социально-экономического развития России на 2006-2008 гг., утвержденной правительством РФ в январе, поставлена задача снизить уровень инфляции в 2006 г. до 7-8,5%, в 2007 г. - до 6-7,5% и 2008 г. - до 5-6%. 6

Снижение темпов инфляции - сложный  экономический процесс: быстрое  снижение инфляции без адекватных мер по обеспечению сбалансированности текущих внешних платежей, бюджета, поддержания занятости населения привело к общей разбалансированности экономики. Основная задача в современных условиях - обеспечить сбалансированное развитие экономики при снижении темпов инфляции с учетом уровня эффективности производства, занятости и объема ВВП, что и обуславливает проведение более взвешенной денежно-кредитной политики в стране. В настоящее время для чрезмерно высокой инфляции нет оснований. Однако беспокоит отток из банков вкладов, особенно с конца 1998 года. Наличная масса денег на руках у населения возросла. Для РФ важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки.

Цель предлагаемой модели политики - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности страны.

Исходя из мирового опыта, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Для управления инфляционными процессами важно учитывать многофакторность инфляции, в том числе порождаемой  деформацией воспроизводства во всех сферах (а не только монетарными  факторами). Конечно, основные направления  политики, должны быть направлены на регулирование как внутренних, так и внешних факторов инфляции. В их числе: преодоление спада и поддержка приоритетных отраслей экономики, агропромышленного сектора, оздоровление бюджетной и банковской систем, развитие фондового рынка и т.д.

Особого внимания заслуживает изучение внешних факторов инфляции. Экономика  страны уязвима по отношению к  эффекту импортируемой инфляции, который возникает при снижении курса сома, поскольку значительная часть потребительского рынка приходится на иностранные товары, а потребительские цены зависят в большей мере от курса рубля к доллару. В свою очередь, возрастает влияние валютного курса сома на экономику и денежное обращение страны. Это связано со значительной внешней задолженностью, что формирует постоянный спрос на доллары, с зависимостью от импорта продовольственных и непродовольственных товаров. Поэтому валютное регулирование должно обеспечивать плавное, и главное, предсказуемое снижение курсовых соотношений рубля.

Ведь стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения. Как показывает практика, в современных условиях непрерывный рост экономики обеспечивается только тогда, когда национальная валюта на протяжении длительного времени стабильна.

Мировой опыт свидетельствует, что  для одновременного достижения устойчивости денег, инвестиционной активности и  высокого уровня занятости очень  важно, чтобы все участвующие в экономическом процессе субъекты преследовали цель стабильности и приспосабливали свои требования к финансово-экономическому потенциалу народного хозяйства. Нарушение этого требования приводит к неэффективности денежной политики. Если расходы государства, потребительские запросы частных лиц, капитальные вложения предприятий в сумме превосходят производственную мощность народного хозяйства, то неизбежны кризисы с отрицательными последствиями для развития цен, уровня занятости и роста экономики. Иными словами, не может быть долговременного роста экономики без стабильной национальной валюты.

Необходимо повышение монетизации (насыщенности ВВП денежной массой) экономики, в частности для вытеснения денежных суррогатов, используемых для  обслуживания хозяйственного оборота. Потенциальный источник ресурсов стабилизации экономики - сдерживание бегства капиталов за рубеж и их репатриация. Наиболее сложной проблемой является восстановление доверия населения к рублю и банкам.

Информация о работе Денежная масса и способы ее измерения