Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:23, курсовая работа
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Понятие денежной массы как макроэкономического регулятора, является едва ли не самым основным, фундаментальным понятием. Деньги, как особый товар выполняют титаническую работу, по организации функционирования экономики в любом из субъектов мирового хозяйства. Правительства этих субъектов, помимо своей политической власти, осуществляют администрирование такой важной составляющей всей экономики как кредитно-денежная система.
Таблица 5. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса) (млрд. долларов США)
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором, всего (2+5) |
Чистый ввоз/вывоз капитала банками (3+4) |
в том числе: |
Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами (6+7+8) |
в том числе: | ||||
иностранные активы |
иностранные пассивы |
иностранные активы |
иностранные пассивы |
"чистые ошибки и пропуски" платежного баланса* | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1994 год |
-14,4 |
-2 |
-3 |
1 |
-12,4 |
-13,6 |
1,2 |
0 |
1995 год |
-3,9 |
6,8 |
4 |
2,9 |
-10,7 |
-5,4 |
3,8 |
-9,1 |
1996 год |
-23,8 |
1,3 |
-2,9 |
4,2 |
-25,1 |
-25,5 |
8,1 |
-7,7 |
1997 год |
-18,2 |
7,6 |
-1,3 |
8,9 |
-25,9 |
-29,8 |
12,7 |
-8,8 |
1998 год |
-21,7 |
-6 |
0,3 |
-6,3 |
-15,7 |
-14,2 |
8,3 |
-9,8 |
1999 год |
-20,8 |
-4,3 |
-3,4 |
-0,9 |
-16,5 |
-10,1 |
2,1 |
-8,6 |
2000 год |
-24,8 |
-2,1 |
-3,5 |
1,4 |
-22,8 |
-14,9 |
1,8 |
-9,7 |
2001 год |
-15 |
1,3 |
-1,4 |
2,7 |
-16,2 |
-10 |
3,7 |
-10 |
I квартал 2001 года |
-7 |
-3,3 |
-3,5 |
0,2 |
-3,6 |
-1,2 |
0,2 |
-2,7 |
II квартал 2001 года |
-2,9 |
-0,3 |
-1,9 |
1,6 |
-2,6 |
-1,7 |
0,7 |
-1,6 |
III квартал 2001 года |
-1,5 |
2,2 |
1,3 |
0,9 |
-3,7 |
-1,9 |
1 |
-2,8 |
IV квартал 2001 года |
-3,6 |
2,7 |
2,7 |
0 |
-6,3 |
-5,2 |
1,7 |
-2,8 |
2002 год |
-8,1 |
2,5 |
-1,1 |
3,6 |
-10,6 |
-18,5 |
14,3 |
-6,5 |
I квартал 2002 года |
-3,2 |
-0,9 |
-0,9 |
0 |
-2,4 |
-3,6 |
2,3 |
-1,1 |
II квартал 2002 года |
1,2 |
1,6 |
0,1 |
1,5 |
-0,5 |
-3,4 |
4 |
-1 |
III квартал 2002 года |
-2,3 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
-2,6 |
-3 |
2,5 |
-2,1 |
IV квартал 2002 года |
-3,8 |
1,4 |
-0,4 |
1,8 |
-5,2 |
-8,5 |
5,5 |
-2,2 |
2003 год |
-1,9 |
10,3 |
-1 |
11,3 |
-12,2 |
-24,6 |
22,1 |
-9,7 |
I квартал 2003 года |
-0,2 |
0,9 |
0,2 |
0,6 |
-1,1 |
-5,6 |
6,3 |
-1,8 |
II квартал 2003 года |
4,2 |
3,4 |
0,6 |
2,7 |
0,9 |
-2,8 |
5,6 |
-2 |
III квартал 2003 года |
-7,6 |
-2,3 |
-4,2 |
1,9 |
-5,3 |
-7,8 |
6 |
-3,5 |
IV квартал 2003 года |
1,7 |
8,4 |
2,4 |
6 |
-6,6 |
-8,4 |
4,1 |
-2,4 |
2004 год |
-8,4 |
3,5 |
-3,6 |
7,1 |
-11,9 |
-37,2 |
31,7 |
-6,4 |
I квартал 2004 года |
-4,1 |
-3,4 |
-3,6 |
0,2 |
-0,7 |
-7,3 |
9,4 |
-2,8 |
II квартал 2004 года |
-6,1 |
-3,3 |
-2,3 |
-1 |
-2,8 |
-8,3 |
5,9 |
-0,5 |
III квартал 2004 года |
-6,8 |
0,9 |
-0,5 |
1,4 |
-7,7 |
-10,6 |
3,2 |
-0,3 |
IV квартал 2004 года |
8,6 |
9,3 |
2,8 |
6,5 |
-0,7 |
-11,1 |
13,2 |
-2,9 |
2005 год |
0,7 |
5,9 |
-13,4 |
19,2 |
-5,2 |
-48,8 |
52,3 |
-8,8 |
I квартал 2005 года |
1,8 |
-2,7 |
-4,8 |
2,2 |
4,5 |
-7,8 |
14,4 |
-2,1 |
II квартал 2005 года |
-5,1 |
-2,5 |
-6,8 |
4,3 |
-2,6 |
-12,9 |
12,3 |
-2 |
III квартал 2005 года |
8,2 |
6,4 |
0,9 |
5,5 |
1,8 |
-10,9 |
13,6 |
-0,9 |
IV квартал 2005 года |
-4,3 |
4,6 |
-2,7 |
7,3 |
-8,9 |
-17,2 |
12 |
-3,7 |
2006 год |
41,7 |
27,5 |
-23,9 |
51,3 |
14,3 |
-41 |
54,2 |
1,1 |
I квартал 2006 года |
-5,8 |
-3 |
-9,7 |
6,7 |
-2,7 |
-12,9 |
12 |
-1,8 |
II квартал 2006 года |
20,4 |
9,9 |
0,6 |
9,3 |
10,5 |
-3,6 |
15 |
-0,9 |
III квартал 2006 года |
12,8 |
8,8 |
-3 |
11,8 |
4 |
-12,1 |
12,9 |
3,2 |
IV квартал 2006 года |
14,3 |
11,8 |
-11,8 |
23,6 |
2,5 |
-12,4 |
14,3 |
0,6 |
2007 год |
||||||||
I квартал 2007 года |
13 |
-8,9 |
-19,2 |
10,3 |
21,9 |
-11,3 |
33,5 |
-0,3 |
(оценка) |
Итак, требуют решения следующие первоочередные задачи: четкое построение управления и регулирования валютных отношений, налаживание денежных расчетов и восстановление расчетной системы, проведение последовательной инвестиционной политики. В настоящее время валютная составляющая денежной массы такова, что количество переросло в качество, т.е. на руках у населения долларовый (евро) компонент растет быстрее, чем рублевый. Основной путь решения проблемы долларизации – дальнейшее укрепление рубля. А это требует восстановления платежной системы, при существующих условиях бюджет несет крупные потери от деформации денежных отношений. В настоящее время большая часть хозяйственного оборота производится в форме бартера, взаимозачетов, "черным налом" и совсем небольшая часть проходит через банки. Таким образом, уменьшается налогооблагаемый оборот и растет государственный долг. Возможность эмитирования участниками хозяйственного оборота платежных средств (векселей).
Главное условие подъема экономики - нормализация денежного оборота, должны работать "живые" деньги. Уровень процентных ставок должен формироваться не на рынке государственных ценных бумаг, а во взаимоотношениях банком с реальным сектором. Одной из важных проблем - отрыв ссудного процента от реального сектора, что не дает возможностей для развития производства.
Снижение темпов инфляции не всегда влечет за собой уменьшение темпов экономического спада. Что действительно можно утверждать относительно влияния инфляции на темп экономического роста, это тот факт, что снижение темпа инфляции создает предпосылки для переключения на траекторию экономического роста. Вместе с тем для начала экономического роста, помимо снижения темпа инфляции, необходима адекватная налоговая политика государства в отношении предприятий реального сектора, а также отсутствие резких ценовых диспропорций в различных секторах производства. Быстрого экономического подъема добиваются те страны, в которых налоговая нагрузка на предприятия реального сектора сведена к минимуму.
Вместе с тем снижение темпов инфляции в России до 10-14% годовых объективно способствует уменьшению темпов спада объемов промышленного производства и создает предпосылки для переключения на траекторию экономического роста. Реальный экономический рост может начаться с экспортно-ориентированных отраслей при условии снижения ставок налогов на производство. Только после этого, вследствие постепенного повышения платежеспособного спроса населения, экономический подъем может распространиться на внутренне-ориентированные отрасли. Структура переходной экономики является значительно более сложной и поэтому взаимосвязь инфляции и экономического роста носит гораздо более опосредованный и многофакторный характер.
Концепция экономического роста подчеркивает важнейшую роль показателя темпа инфляции, наряду с динамикой тарифов на продукцию естественных монополий и ставкой налога на производство, определяющих траекторию эволюции экономической системы. Значение этого вывода для экономической политики состоит в том, что известный тезис "сначала стабилизация - затем экономический рост" должен быть переосмыслен в концепцию государственного стимулирования экономического роста (через создание благоприятного налогового и инвестиционного климата для реального сектора) одновременно с финансовой стабилизацией и снижением темпов инфляции.
Причина низких темпов инфляции в развитых странах - в проведении комплексной антиинфляционной политики. Она сочетает три основных направления: денежно-кредитная политика, финансовая политика с упором на сокращение бюджетных дефицитов и политика цен и заработной платы как составная часть регулирования трудовых отношений. Антиинфляционная политика базируется на рациональной структурной экономической политике и политике стимулирования научно-технического прогресса. Основной целью является достижение относительной устойчивости цен.
Усилия по снижению темпов инфляции
должны иметь комплексный характер
и сочетать мероприятия в денежно-
Центральным остается вопрос о значении институтов банковской системы для развития реального сектора экономики. Самой важной темой в этом смысле является способ финансирования предприятий и контроля менеджмента через банки и рынок капиталов. А ведь в качестве предпринимательских структур банки способны вывести страну на путь устойчивого экономического роста. Очевидным является решающее значение государства на создание климата, благоприятного для развития банковской системы, направления ее на подъем экономики.
В ходе трансформационного процесса, с одной стороны, обнаружилось отчетливое опережающее развитие банковского сектора, с другой - банки до сих пор играют ограниченную роль в реструктуризации компаний, даже если владеют определенным количеством их акций. Поскольку банки сами являются компаниями, то ситуация отражает явно двойственный характер так называемой проблемы агентских отношений: банки неудовлетворительно выполняют свою функцию по отношению к компаниям, а это само по себе наводит на мысль, что в банках преобладают неверные мотивационные структуры.
Основными мерами, требующими решения являются следующие:
Единство денег безналичного оборота и наличных денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги безналичного оборота и наличные деньги.
В данной работе была рассмотрена связь денежной массы и переходной экономики.
Переходная экономика России низко монетизирована, объем обращающегося капитала, денежной массы к ВВП незначителен, структура экономики такова, что основная прибыль создается в экспортно-ориентированных отраслях, поэтому у ЦБ доминирует внешний канал увеличения денежной массы.
Для регулирования денежной массы ЦБ РФ использует определенный набор инструментов. На разных этапах развития российской экономики он менялся, так как главная задача денежно-кредитных регуляторов – снимать или смягчать, проводить профилактику противоречий рыночного механизма. В условиях переходной экономики недостаточно использовать только косвенные регуляторы, они должны быть дополнены прямым регулированием со стороны государства. Арсенал средств денежно-кредитной политики должен активнее содействовать развитию производства.
Основной темой, которая в последние годы находилась в центре дискуссий по экономической политике в переходной экономике является проблема инфляции и ее значение для процесса трансформации, т.е. для взаимодействия между макроэкономической стабилизацией и системными изменениями. При этом сегодня на передний план выдвигается вопрос о том, каким образом можно создать долговременные институциональные рамки денежно-кредитной политики, которые бы систематически сдерживали прирост инфляции в народном хозяйстве.
По итогам 2006 года инфляция составила в России 9 %. Это самый низкий уровень инфляции за последние несколько лет. В 2006 году удалось добиться снижения инфляции на 1.1 % по сравнению с 2005 годом.
По оценкам специалистов, в ближайшие годы в России темп инфляции будет относительно высоким, поскольку не создана система стабильного развития экономики и регулирования уровня внутренних цен. В Программе социально-экономического развития России на 2006-2008 гг., утвержденной правительством РФ в январе, поставлена задача снизить уровень инфляции в 2006 г. до 7-8,5%, в 2007 г. - до 6-7,5% и 2008 г. - до 5-6%.
Снижение темпов инфляции - сложный экономический процесс. Основная задача в современных условиях - обеспечить сбалансированное развитие экономики при снижении темпов инфляции с учетом уровня эффективности производства, занятости и объема ВВП, что и обуславливает проведение более взвешенной денежно-кредитной политики в стране. В настоящее время для чрезмерно высокой инфляции нет оснований. Однако беспокоит отток из банков вкладов. Наличная масса денег на руках у населения с каждым годом растет. Для РФ важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки.
1 Алферова Л.А. Экономическая теория. - Томск, 1999.
2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1999.
3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 // Деньги и кредит. – 2004. – № 11.