Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа
Денежно-кредитная политика государства. Цель. Инструменты. Субъекты. Функции ЦБ. Функции коммерческих банков. Виды ДКП. Методы ДКП.
Денежно-кредитная политика государства
«Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую
роль и занимает монопольное положение
не только в сфере эмиссии банкнот,
но и в сфере проведения денежной
политики государства, которая рассчитана
на краткосрочные периоды и
Осуществляя эмиссию и
кредитование экономики, банки выполняют
полезную и необходимую для развития
страны роль. Денежные инструменты
обслуживают экономический
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой — кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
«По своему содержанию кредитная
политика — совокупность мероприятий
центрального банка в области
денежного обращения и кредита
по воздействию на макроэкономический
процесс». Цель данных мер – «частное
преломление общей
Выделяют следующие цели:
1. Экономические цели.
После длительного периода
экономического роста и полной занятости
цели государства в области
2. Монетарные цели контроля над кредитом.
Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.
3. Согласование целей
ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия.. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).
Схема 1. Структура мер кредитной политики
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Прямые методы
Косвенные методы
Ограничение динамики кредитования
· Учетная (дисконтная) политика
· Операции на открытом рынке
· Политика минимальных резервов
· Добровольные соглашения
Ограничения динамики кредитования.
Названные методы
В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.
Учетная (дисконтная) политика.
Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.
Определяемый центральным
банком уровень "цены кредита" получил
в экономической науке и
Операции на открытом рынке.
Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств.
Политика минимальных резервов.
Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.
Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка.
Добровольные соглашения.
Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.
На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Наибольшая эффективность регулирующего действия центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Необходимо учесть, что возможности центральных банков в разных странах неодинаковы вследствие различных причин. Например, Немецкий федеральный банк использует более разнообразные методы по сравнению с Национальным банком Швейцарии. Действия Российского Центрального банка тоже пока ограничены. Практикуются лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики обстоятельств.
Проведение кредитного регулирования
объективно осложняется двумя
Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия центральным банком наиболее рациональных мер).
Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.
Например, проводя рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.
Осуществляя регулирование,
ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи
в рамках мировой экономики, но и
взаимозависимость звеньев
Отметим следующие проблемные случаи.
1. Учетная политика
оказывает влияние не только
на банки, но и на другие
секторы экономики. Негативное
воздействие процентных
2. Процентная политика
приводит к растущему ценовому
эффекту. Субъекты экономики
В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.
3. Административное
предписание уровня процента "сверху"
не является рыночно
В условиях России система
ограничений и предписаний
4. Воздействие центрального
банка на экономику с помощью
политики процента имеет свои
ограничения, поскольку
Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.
С точки зрения экономики
и денежного обращения контроль
над кредитом призван ориентировать
эмиссию денег на достижение экономических
и финансовых задач правительства;
в целом государственные органы
призваны обеспечить распределение
кредитов в пользу частных лиц, предприятий
и при необходимости
В рыночной системе государство — не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили — через налоги — другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.
Ценные бумаги и их виды. Доходность ЦБ
В современной рыночной
экономике рынок ценных бумаг
(РЦБ) занимает особое и
Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентам ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.
Ценные бумаги могут быть классифицированы по нескольким различным признакам. Один из таких признаков – порядок подтверждения прав владельца ценной бумаги. В соответствии с ним ценные бумаги могут быть трех видов:
ценные бумаги на предъявителя.
Это ценные бумаги, на которых не
указано имя владельца. Чаще всего
выпускаются маленьким