Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика государства. Цель. Инструменты. Субъекты. Функции ЦБ. Функции коммерческих банков. Виды ДКП. Методы ДКП.

Файлы: 1 файл

Денежно.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

 

Эмиссия ценных бумаг как  особая деятельность эмитента осуществляется в соответствии с требованиями нормативных  актов РФ или в порядке ими  установленном. Основные положения  и конкретные нормы права, регулирующие осуществление эмиссии ценных бумаг  содержатся в следующих нормативных  актах различного уровня:

 

•    Конституция  РФ;

•    Законы РСФСР  и Федеральные законы;

•    иные нормативные  акты - указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ;

•    нормативные  акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти.

Особое место в системе  регулирования процесса осуществления эмиссии ценных бумаг занимают акты поднормативного уровня. К ним можно отнести:

•    локальные акты эмитентов (уставы, иные внутренние документы, например Положение о Совете директоров);

•    конкретные решения  органов управления эмитентов (решение  общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала);

•    гражданско-правовые договоры, опосредующие реализацию отдельных  этапов эмиссии.

Указанные акты являются средством  индивидуального регулирования  правовых взаимоотношений участников эмиссионного процесса и основаны на нормативных предписаниях и диспозитивных  нормах законодательства РФ.

 

  Размещение ценных  бумаг

Размещение ценных бумаг  является одним из наиболее важных этапов процедуры эмиссии. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под размещением эмиссионных  ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем  заключения гражданско-правовых сделок. Существенный элемент указанного определения - «отчуждение» свидетельствует о  следующих аспектах размещения ценных бумаг:

 

•    результатом  заключения гражданско-правовых сделок (главным образом договоров) в  процессе размещения, а также реального  исполнения части обязательств данных сделок должно быть возникновение прав собственности на ценные бумаги у  первого приобретателя;

•    в качестве гражданско-правовых договоров, заключаемых в процессе размещения, могут выступать только те, которые опосредуют возникновение  у первых приобретателей прав собственности  на ценные бумаги.

Для того чтобы ценная бумага считалась размещенной, недостаточно появления гражданско-правовой обязанности  из сделки, в результате исполнения которой у первого приобретателя  возникнет право собственности. Необходимо реальное возникновение  прав собственности. Такой результат  достигается соблюдением нескольких условий, предусмотренных статьей 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг»:

•    приобретатель  ценной бумаги получил ее сертификат (в случае с предъявительской эмиссионной  ценной бумагой);

•    приобретатель  был внесен в реестр владельцев именных  эмиссионных ценных бумаг и получил  ее сертификат (в случае именных  эмиссионных документарных ценных бумаг);

•    приобретатель  был внесен в реестр владельцев именных  ценных бумаг (в случае именной эмиссионной  бездокументарной ценной бумаги).

 

В определении размещения ценных бумаг некорректным представляется то, что в качестве основного его  признака указывается отчуждение ценных бумаг. Отчуждение ценных бумаг, переход  прав собственности на них является только результатом совершения гражданско-правовых сделок. По мнению Синенко А.Ю. «именно  совершение сделок есть основание (первопричина) отчуждения ценных бумаг первым приобретателям и должно иметь ключевое значение в легальном определении понятия  «размещение ценных бумаг». Упущением  законодателя также следует считать  отсутствие указания на возникновение  иных вещных прав, помимо права собственности. Например, государственное (муниципальное) унитарное предприятие приобретает  ценные бумаги на праве хозяйственного ведения» .

Определение размещения эмиссионных  ценных бумаг – «совокупность  гражданско-правовых сделок, совершение и исполнение которых влечет возникновение  прав собственности (иных вещных прав) на эмиссионные ценные бумаги у первых приобретателей».

 

Можно выделить два существенных элемента процесса размещения ценных бумаг:

•    заключение гражданско-правовых сделок, результатом исполнения которых  является возникновение прав собственности (иных вещных прав) у первого приобретателя;

•    совершение действий, которые в соответствии с законом  влекут возникновение прав собственности  на эмиссионные ценные бумаги (включая  передачу сертификатов и (или) операции в учетной системе).

Заключительным этапом процедуры  эмиссии ценных бумаг является регистрация  отчета об итогах их выпуска.

Финансовая политика государства  и ее типы

   

    Финансовая политика  – совокупность методологических  принципов, практических форм  организаций и методов использования  финансов , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

    Финансовая политика  позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые  присущи финансам, с конкретными  формами и методами организацией  органов управления финансовой  системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется  через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

       - управление  финансами с учетом  специфики  звеньев системы финансов;   

- общность функций всех  финансовых учреждений;

    - общее руководство  центром при активном участии  всех нижестоящих органов управления.

    Основными методологическими  принципами  проведения финансовой  политики, т.е. управления финансами,  являются:

    - зависимость от  конечной цели;

    - макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

    - соответствие  интересам всех членов общества;

    - использование  экономических законов;   

    - учет внутренних  и внешних экономических условий  на основе реальных возможностей.

    Целью финансовой  политики является обеспечение  стабильного поступательного развитие  экономики государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового  потенциала5 (для достижения финансовой  устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется  в выполнении конкретных стратегических  задач и решении тактических  вопросов использования функционального  предназначения финансов. Конкретные  стратегические задачи финансовой  политики зависят от внешних   и внутренних условий, наличия  финансовых ресурсов, организации  товарно-денежных отношений, государственного  устройства и т.п. 

        Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений,  которая направлена на реализацию  государственной программы не  только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только  развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных  потребностей, но и социального  устройства общества.

 

1.2.Содержание финансовой  политики.

    Содержание финансовой  политики определяется:

- соответствующей  теоретической  базой и разработанной на ее  основе концепций,  регулирующей  роли государства в области  финансов.

- разработкой основных  направлений  и целей в достижении  макроэкономических показателей,  обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства  на текущий период  и перспективу.

- осуществлением практических  мер по реализации этих целей  всей совокупностью финансовых  инструментов и государственных  институтов.

 

 

1.2.1.Составные части финансовой  политики.

    Как правило,  в составе финансовой политики  выделяют как относительно самостоятельные  бюджетную и кредитно-денежную  политики.

    Бюджетная политика  государства определяется Конституцией  РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом  других законов, устанавливающих  функции отдельных органов власти  в бюджетном процессе и законотворчестве.

    Бюджетная политика  решает такие задачи, как определение:

- источников формирования  доходов государственного бюджета;

- структуры расходной  части бюджета;

- сумм расходов, распределяемых  между бюджетами разных уровней;

- доли федерального бюджета  из совокупной суммы консолидированного  бюджета;

- задач управления государственным  долгом;

- дефицита или профицита бюджета;

     В свою очередь,  в составе бюджетной политики  приобретают относительную самостоятельность:

- налоговая политика, которая  направлена на формирование налоговой  системы, определяет выбор состава  налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому  виду налогов. Она решает следующие  задачи: фискальные (мобилизация денежных  средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики  является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

- таможенная политика, которая  представляет собой специфическую  область налоговой и ценовой  политики со своими специфическими  формами и методами влияния  на экономику государства в  зависимости от конкретных экономических  целей при взаимодействии с  другими государствами. Государство,  используя определенный арсенал  инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять  доступ на внутренний рынок  импорт товаров и услуг и  сдерживать или поощрять экспорт  товаров и услуг из страны.

- инвестиционная политика;

- политика управления  государственным долгом;

- политика бюджетного  федерализма.

    В кредитно-денежной  политике относительную самостоятельность  приобретают: 

- денежная политика - обеспечение  устойчивости денежного обращения  (через управление эмиссией), регулирование  инфляции, стабилизацию национальной  валюты;

- кредитная политика –  обеспечение своевременности и  бесперебойности расчетов в народном  хозяйстве и в различных звеньях  финансовой системы (через регламентацию  и регулирование деятельности  банковской системы);

- финансовая политика  на рынке ценных бумаг –  управление деятельностью финансового  рынка (через регламентацию, эмиссию  и размещение государственных  и корпоративных ценных бумаг  и регулирование их оборота  (курс покупки и продажи); через  упреждающее повышение или понижение  Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности  на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование  уровня доходности при репатриации  капиталов нерезидентов);

- ценовая политика –  регулирование и корректировка  цен и тарифов на товары (работы  и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение  цен на использование или реализацию  естественных ресурсов страны  – недр, земли, водных, лесных  и других ресурсов.

   

1.3. Задачи финансовой  политики.

    Задачами финансовой  политики являются :

- обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального,  с точки зрения государства,  распределения и использования  финансовых ресурсов;

- организация, регулирование  и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами.

  

1.4. Типы финансовой политики.

 

    1. Классическая.

    Такая финансовая  политика была основана на  трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

    2. Регулирующая.

    В основу этого  типа финансовой политики положена  экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое     внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.   

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства