Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙПОЛИТИКИ...........................12
2.1 Виды денежно-кредитной политики..................................................................12
2.2 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………….13
3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 18
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Официальный курс белорусского рубля 39
Приложение Б. Ставка рефинансирования в Республике Беларусь 42
Приложение В. Широкая денежная масса 44

Файлы: 1 файл

ДКП руденя.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать  скорее как индикатор общеэкономической  ситуации в стране: оно информирует  экономических агентов о направления  изменения инфляционной ситуации, воздействуя таким образом на инфляционные ожидания и через них – на величину номинальной процентной ставки в соответствии с уравнением Фишера:

i=r+π,        (1) 

 

где   i – номинальная процентная ставка;

r – реальная процентная ставка;

π – уровень ожидаемой инфляции.

Ставка рефинансирования является, таким образом, своего рода верхней границей процентных ставок на денежном рынке, оказывая косвенное влияние на их динамику [12, с. 226].

Еще одним инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Эффективность изменения нормы обязательных резервов заключается в том, что при снижении нормы минимальных резервов и при прежней величине денежной базы коммерческие банки увеличивают возможность предоставления кредитов. Если при этом существует избыточный спрос на кредиты, то объем кредитов действительно возрастает. Если же избыточного спроса на кредит нет, возросшее предложение кредита снижает рыночную ставку процента. Увеличение кредитов приводит к росту денежной массы.

Со снижением ставки минимального резервирования и при  прежней денежной базе возникают  свободные ликвидные резервы  в форме избыточных резервов, что увеличивает объем денег центрального банка [18, с. 409].

Повышение резервных  норм, как правило, осуществляется в период инфляции. В ответ на это коммерческие банки или оставляют сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы, или увеличивают ее согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. В результате, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках и потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков создавать деньги. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд [9, с. 139].

Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над  денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег, особенно в период инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, так как небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования.

Еще одним недостатком  использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.

Из-за того, что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческим банкам, банки ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы, например, выдавали эти деньги в ссуду. Тем не менее, полностью отказываться от обязательного резервирования не имеет смысла, поскольку его существование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег [10, с. 137–138].

Операции на открытом рынке — главный, наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент монетарной политики центрального банка в развитой экономике. Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (например, казначейские векселя), а также наиболее ликвидные ценные бумаги рынка капитала [18, с. 412].

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого  банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб кредитной эмиссии. Если центральный банк продает ценные бумаги, он «связывает» тем самым деньги других экономических агентов и объем денежного предложения уменьшается, соответственно, процентные ставки в условиях неизменного спроса на деньги увеличиваются [12, с. 227].

Необходимо отметить, что операции на открытом рынке, осуществляются не только с банками, но и в редких случаях с населением.

Таким образом, воздействуя  на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Иногда подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок.

Операции на открытом рынке ценных бумаг обладают значительными  преимуществами над другими инструментами денежно-кредитной политики. Во-первых, центральный банк полностью контролирует объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков. Во-вторых, операции на открытом рынке можно совершать в любых объемах, они гибки и довольно точны. В-третьих, ошибку, совершенную при операции, можно исправить проведением обратной операции, т.е. они обратимы. В-четвертых, нельзя не отметить быстроту совершения операций на открытом рынке, которая достигается благодаря действиям дилеров рынка ценных бумаг, оперативно выполняющим поступившие указания.

Для воздействия на денежную массу может быть использован  и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Цель данных мероприятий – воздействие на стоимость (курс) национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам, и тем самым на спрос и предложение денег. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к их уменьшению [9, с. 141].

 

2 РАЗНОВИДНОСТИ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Виды денежно-кредитной  политики

Существует два основных, противоположных друг другу вида денежно-кредитной политики, которые применяются в зависимости от сложившейся в экономике ситуации: политика «дешевых денег» (кредитная экспансия) и политика «дорогих денег» (кредитная реструкция).

Политика «дешевых денег» проводится в период спада производства и имеет своей целью стимулирование роста деловой активности, следовательно, используется как инструмент борьбы с бедностью. Ее основными инструментами являются:

  1. снижение нормы обязательных резервов;
  2. снижение учетной ставки процента;
  3. покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Реализация этих мероприятий  увеличивает предложение денег следующим образом: помимо расширения возможностей кредитования, население переводит часть депозитов в наличность. В результате увеличивается совокупный спрос, что в свою очередь обеспечивает рост выпуска и преодоление рецессии, и использование ресурсов на уровне их полной занятости [5, с. 141].

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется  проведением курса «мягких бюджетных  ограничений». Это означает, что  кредитная эмиссия центрального банка достаточно вольготно может использоваться для покрытия бюджетного дефицита. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы [7, с. 480].

Для преодоления инфляционных тенденций, вызванных стимулирующей политикой, применяется сдерживающая политика. Суть проведения данной политики заключается в том, чтобы ограничить возможности банковской системы вливания денежной массы в экономику. Для снижения деловой активности, которая наблюдается в периоды подъема, политика «дорогих денег» пытается сделать деньги более труднодоступными и использует методы, противоположные стимулирующей политике:

  1. повышение учетной ставки;
  2. увеличение нормы обязательных резервов;
  3. продажа центральным банком государственных облигаций коммерческим банкам и населению.

Результатом проведения сдерживающей политики становится сокращение предложения денег, т.е. кредиты становятся более дорогими, как следствие  – менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережению. Также можно ожидать появление в стране иностранного спекулятивного капитала, повышаются требования при отборе инвестиционных проектов [7, с. 480]. Все это уменьшает совокупный спрос и обеспечивает снижение уровня цен, который ведет к снижению производства.

Необходимо отметить, что выбор вариантов монетарной политики во многом определяется изменением спроса на деньги. Если спрос на деньги определен инфляционными процессами, то правительству необходимо проводить жесткую денежно-кредитную политику, т.е. поддерживать уровень денежной массы на определенном уровне при значительных колебаниях ставки процента.

В случае если изменение  спроса на деньги обусловлено изменениями  увеличения скорости обращения денег, то предпочтительнее поддерживать на определенном уровне ставку процента, которая определяет инвестиционную активность, и изменять предложение денег. Данный вариант денежно-кредитной политики называется гибким. Её проведение может привести к инфляции, поэтому реализация гибкой денежно-кредитной политики оправдана только в краткосрочном периоде [5, с. 141].

Так как центральному банку зачастую приходится выбирать между долгосрочными и краткосрочными интересами, он не может одновременно ограничивать денежную массу и снижать процентную ставку. Он может влиять на тот либо другой параметр, но не на оба сразу. Поэтому проводят эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности [9, с. 146].

 

2.2 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики

Для обоснования использования тех или иных инструментов монетарной политики используют два основных подхода: кейнсианскую модель, с одной стороны, и монетаристскую – с другой. Современные представители данных школ признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВВП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

Согласно кейнсианскому подходу  цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВВП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению номинального ВВП и уровня занятости.

Дж. М. Кейнс полагал, что с помощью  государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долгосрочной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос. Для этого он предлагал проводить политику дешевых денег. Согласно его теории, увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, что повышает потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Но модель, предложенная Дж. М. Кейнсом имеет свои недостатки. Во-первых, наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк снизил процентную ставку путем вливания дополнительной денежной массы и тем самым стимулировал национальный выпуск, то рост объемов производства в свою очередь вызовет рост спроса на деньги, и, следовательно, повышение ставки процента. В случае если правительство решит стабилизировать ее уровень, то оно будет вынуждено увеличить денежные «вливания». А так как экономика находится на грани инфляционного бума, это еще более усугубит ситуацию. Во-вторых, наличие временных лагов между изменением предложения денег и изменением выпуска национального продукта, которые могут длиться от 6 месяцев до 2 лет, по оценке М. Фридмена [11, с. 142].

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ