Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.

Содержание работы

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙПОЛИТИКИ...........................12
2.1 Виды денежно-кредитной политики..................................................................12
2.2 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………….13
3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 18
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Официальный курс белорусского рубля 39
Приложение Б. Ставка рефинансирования в Республике Беларусь 42
Приложение В. Широкая денежная масса 44

Файлы: 1 файл

ДКП руденя.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

За январь – сентябрь 2011 г. объем операций на внутреннем валютном рынке сложился на уровне 72,24 млрд. долларов США, что на 12 % выше аналогичного периода 2010 г [25, с. 42].

В рамках выработанного  комплекса мер по выходу на единый обменный курс белорусского рубля с 14 сентября 2011 г. начала функционировать дополнительная торговая сессия ОАО «Белорусская валютно – фондовая биржа», как уже отмечалось выше. Объем сделок купли – продажи иностранной валюты на дополнительной торговой сессии за 13 дней сентября составил 619,1 млн. долларов США (47,6 млн. долларов США в день) [25, с.42]. При этом предложение было обеспечено за счет продажи валюты как субъектами хозяйствования – резидентами, так и банками, в то время как спрос сформировался за счет покупки иностранной валюты преимущественной субъектами хозяйствования – резидентами. Основной объем покупки иностранной валюты в январе – сентябре 2011 г. был направлен на погашение кредитов (3719,5 млн. долларов США), оплату топливно – энергетических ресурсов (3751,8 млн. долларов США), закупку сырья и материалов (2450,1 млн. долларов США), закупку оборудования и комплектующих (1391,7 млн. долларов США).

Основной объем чистой покупки иностранной валюты банками  – резидентами сформировался  в январе – феврале 2011 г. Сальдо покупки  – продажи иностранной валюты за указанный период составило 584,8 млн. долларов США В целом за январь – март 2011 г. ввиду резкого усиления девальвационных ожиданий и ажиотажного спроса на легковые автомобили населением на чистой основе было куплено 836,4 млн. долларов США. В апреле – сентябре 2011 г. чистая покупка сменилась продажей, которая составила 589,5 млн. долларов США.

В целях выравнивания внешних и внутренних дисбалансов экономики 24 мая 2011 г. было проведено единовременное снижение обменного курса белорусского рубля и корректировка центрального значения коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют. В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 188 «Об установлении обменных курсов при совершении валютно – обменных операций на внутреннем рынке» установлены:

  • центральное значение стоимости корзины иностранных валют на уровне 1810 белорусского рубля;
  • коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют в пределах плюс/минус 12 % от центрального значения;
  • официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США 4930 белорусских рублей за 1 доллар США, к евро – 6914,82 белорусского рубля за 1 евро, к российскому рублю 173,95 белорусского рубля за 1 российский рубль соответственно.

На 1 октября 2011 г. стоимость  корзины иностранных валют составила 1958,46 руб., увеличившись по сравнению с 24 мая 2011 г. на 8,2 % и на 85,7 % с начала года [25, с. 44].

 Изменение среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю за 2011 г. указано в приложении А3.

На фоне ускорения  инфляционных процессов с начала 2011 г. Национальным банкам были приняты  меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования. В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в январе – ноябре текущего года ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 % годовых до 40 % годовых соответственно). Изменение ставки рефинансирования с 2010 по 2011 г. представлено в приложении Б.

Среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском  рынке в сентябре текущего года составила 33,5 % годовых, увеличившись относительно декабря 2011 г. на 23 процентных пункта.

В периоды дефицита ликвидности, с целью обеспечения нормального платежного процесса и недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказал необходимую ресурсную поддержку банкам. При этом с 1 июня 2011 г. Национальный банк осуществляет рефинансирование банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях. В период избытка ликвидности Национальным банкам проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в сентябре 2011 г. сложилась на уровне 34,8 % годовых, увеличившись на 20,9 процентного пункта по сравнению с январем 2011 г. [25, с. 50].

В сентябре 2011 г. ставка по новым срочным депозитам в  рублях сложилась на уровне 31,3 % годовых, увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 20,3 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в сентябре составила 35,7 % годовых против 15,5 % годовых в январе 2011 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц увеличилась с 9,4 % годовых в январе 2011 г. до 30,7 % годовых в сентябре.

Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам  физических лиц в иностранной  валюте в сентябре 2011 г. увеличилась на 2,1 процентного пункта по сравнению с январем текущего года и составила 8,8 % годовых, по депозитам юридических лиц – на 1,9 процентного пункта до 6,2 % годовых.  

Изменение ставки рефинансирования привело не только изменение процентных ставок по кредитам и депозитам, но также вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы. Наглядное представление изменения денежной массы в 2011 г. представлено в приложении В3.

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 октября 2011 г. составил 38,6 трлн. рублей и за январь – сентябрь 2011 г. увеличился на 46,2 % (за январь – сентябрь 2010 г. – на 23,1 %). В годовом выражении темп ее прироста на 1 октября 2011 г. составил 51,3 % (на 1 октября 2010 г. – 43,6 %).

Денежный агрегат М2* с начала текущего года увеличился в результате роста наличных денег в обороте на 71,9 % (за январь – сентябрь 2010 г. – на 30,5 %), рублевых депозитов – на 38,1 % (за январь – сентябрь 2010 г. – на 18,4 %) и ценных бумаг, выпущенных банками – на 99,2 %. Определяющим фактором в увеличении рублевой денежной массы явились прирост срочных депозитов юридических лиц и наличных денег в оборот.

Рублевые депозиты на 1 октября 2011 г. сформировались в объеме 28,87 трлн. рублей (на 1 октября 2010 г. 19,58 трлн. рублей). В их составе срочные депозиты за январь – сентябрь 2011 г. увеличились на 49,9 процента (преимущественно на счет средств юридических лиц), переводные депозиты – на 23 % (главным образом за счет населения) [25, c.45].

Рублевые депозиты юридических  лиц в январе – сентябре 2011 г. возросли на 49 % (за январь – сентябрь 2010г. – 2,3 %), в том числе срочные депозиты – на 102,2 % (за январь – сентябрь 2010 г. – на 40,6 %), переводные депозиты – на 9 % (за январь – сентябрь 2010 г. снизились на 17,9 %) [25, с. 46]. В структуре рублевой денежной массы за январь – сентябрь 2011 г. доля наличных денег в обороте увеличилась на 3 процентных пункта, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 1,4 процентного пункта, срочных депозитов – на 1,1 процентного пункта.

В условиях существенного  ослабления белорусского рубля широкая  денежная масса за январь – сентябрь 2011 г. увеличилась на 57 % (за январь – сентябрь 2010 г. – н 20,2 %). За сентябрь 2011 г. широкая денежная масса возросла на 10,4 %.

Вследствие повышения интенсивности инфляционных процессов, постепенного снижения реальных денежных доходов субъектов хозяйствования и населения уровень монетизации экономики, рассчитанный по широкой денежной массе, снизился с 25,7 % на 1 октября 2010 г. до 24,6 % на 1 октября 2011 г. соответственно [25, с. 46].

Депозиты в иностранной  валюте в долларовом эквиваленте  на 1 октября 2011 г. сформировались в  объеме 6,71 млрд. долларов США и за январь – сентябрь снизились на 9 %. Основной удельный вес (53 %) в общем объеме депозитов в иностранной валюте на 1 октября 2011 г.  занимали сбережения населения. Прирост депозитов физических лиц за сентябрь составил 0,8 %.

Депозиты юридических  лиц в иностранной валюте  за январь – сентябрь 2011 г. возросли на 5,4 %, за сентябрь 2011 г. – на 1,8 %.

За январь – сентябрь 2011 г. доля рублевой составляющей в  структуре широкой денежной массе  сократилась на 3,6 процентного пункта (до 49 % на 1 октября 2011 г.) [25, с. 47].

Рублевая денежная база на 1 октября 2011 г. сложилась на уровне 15,71 трлн. рублей, увеличившись за январь – сентябрь 2011 г. на 54,4 % (или на 5,54 трлн. рублей). Ее прирост сложился за счет операций Правительства Республики Беларусь (включая расходование денежных ресурсов со счетов в национальном банке) в объеме 7,2 трлн. рублей при изъятии Национальным банком на чистой основе 1,66 трлн. рублей [25, с. 47]. С 1 июня 2011 г. национальный банк прекратил предоставлять ресурсы банкам для кредитования ими государственных программ, а также осуществлять рефинансирование банков с помощью стандартных инструментов на рыночных условиях.

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597, денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 г. должна быть направлена на формирование условий стабильного экономического развития страны, выполнение показателей социально – экономического развития, повышение благосостояния населения, прежде всего, путем защиты и обеспечения устойчивости рубля, его покупательской способности, и курса по отношению к иностранным валютам [27, с.2]. Однако следует заметить, что прирост индекса потребительских цен в январе – сентябре 2011 г. составил 74,5 % (6,4 % с среднем за месяц) против 6,8 % в январе – сентябре 2010 г. (0,7 % в среднем за месяц) [25, с. 37], что говорит о том, что одна из целей денежно – кредитной политики −поддержание стабильного уровня цен, не выполняется.

В экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний день в нашей стране, выполнение прогнозных  экономических показателей, в соответствии с указам Президента № 597, средствами денежно – кредитной политики труднодостижимо.  

3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь имеет свои особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития. Данные особенности характеризуются:

  • наличием значительной доли государственной собственности как в целом в экономике, так и в банковском секторе в частности;
  • использованием административных методов управления экономикой и банковской системой;
  • высоким уровнем монополизации экономики;
  • отсутствием развитого финансового рынка;
  • отсутствием масштабных трансграничных перемещений капитала.

На механизм осуществления  денежно-кредитной политики оказывает  влияние структура экономики, развитость финансового рынка, состояние банковской системы, степень долларизации, неоднородность платежного баланса, макроэкономические показатели. Значимое воздействие оказывает также степень вмешательства государства в работу финансовых рынков, которое обычно направлено на контролирование процентных ставок, объема или условий банковского кредитования.

Механизм денежно-кредитной  политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на иностранную валюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов хозяйствования, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике иностранных валют как средства сбережения и проведения сделок деформирует стратегию и тактику монетарной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.

Долларизация также  не позволяет в должной мере регулировать процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизированной экономике высок уровень оттока капитала, что не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность на высоком уровне.

Канал кредитования также  имеет особое значение. По причине  регулирования процентной ставки национальным банком и доминирования на рынке государства, следует неуклонно сокращать административное вмешательство на кредитный рынок, влияние не рыночных инструментов регулирования [3, с. 422].

К основной проблеме неэффективности денежно-кредитной политики следует отнести несбалансированность экономического роста, причинами которой являются:

  • повышение реального курса белорусского рубля;
  • несбалансированность экономической политики;
  • рост объемов целевого кредитования;
  • низкий уровень валютных резервов.

Во втором полугодии 2008 г. к внутренним причинам неэффективности  монетарной политики присоединилось изменение  внешних условий функционирования экономики РБ. В результате сокращение экспортной выручки в 1,5 раз и рост инфляционных и дефляционных ожиданий населения вызвали напряженность финансового состояния предприятий реального сектора. Немаловажную роль сыграло сокращение иностранных заимствований и повлекшее их соответствующее удорожание. В результате в октябре – декабре 2008 года страна ощутила недостаток банковской ликвидности, подпитанный высоким спросом предприятий и населения на кредиты.

Для выхода из сложившейся  ситуации в 2008 – 2009 гг. были предприняты меры, направленные на стабилизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, Национальным банком внедрен механизм исключительного безналогового кредитования банков. Во-вторых, были снижены нормы обязательных резервов, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов, в сумме около 500 млрд. бел. руб. В уставный фонд банков с преобладающей долей государственной собственности государством были внесены средства, которые увеличили банковский капитал примерно на 3 трлн. бел. руб.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ