Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙПОЛИТИКИ...........................12
2.1 Виды денежно-кредитной политики..................................................................12
2.2 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………….13
3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 18
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Официальный курс белорусского рубля 39
Приложение Б. Ставка рефинансирования в Республике Беларусь 42
Приложение В. Широкая денежная масса 44
В 2009 г. в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и нарастания трудностей на внутреннем валютном рынке процентная политика была направлена на поддержание реальных ставок на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и экономической ситуации.
Увеличение ставки рефинансирования до 14 % повысило среднюю процентную ставку по новым кредитам банков в национальной валюте и в июне 2009 г. ее уровень установился на 20,9 % годовых, что на 3,4 процентных пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5 % годовых) [19, с. 8]
В течение первого полугодия 2009 г. были выданы кредиты на сумму 56,8 трлн. бел. руб., из них в рублях 37,7 трлн. бел. руб., а в иностранной валюте – 6,74 млрд. долл. США. Это сумма возросла на 20,6 % при запланированном приросте 36–44 %. Задолженность по кредитам на 1 июля 2009 г. выглядит следующим образом:
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в июне 2009 г. сложилась на уровне 17,3 % годовых, что на 2,1 процентный пункт выше по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2 % годовых).
На 1 июля 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 72,8 трлн. бел. руб. За полугодие сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 9,4 трлн. бел. руб., или на 14,9 %. На 1 января 2008 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 41,7 трлн. бел. руб., т.е. за 2007 год их сумма увеличилась на 12,7 трлн. бел. руб., или на 43,8 %. За 2008 год сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. бел. руб. и была равна 63,1 трлн. бел. руб., или на 51,3 %, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37 %).
Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой изменение ставок по кредитам и депозитам, вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы, наглядное представление которой приведено в приложении В.
Объем широкой денежной массы в Республике Беларусь на 1 октября 2009 г. составил 34254,5 млрд. бел. руб., увеличившись на 4334,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 года (29919,6 млрд. бел. руб.) и на 13982,7 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2007 г. (20271,8 млрд. бел. руб.).
В октябре 2007 г. из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составлял 3149,1 млрд. бел. руб., затем на 1 октября 2008 г. сумма данного агрегата увеличилась до 4249,8 млрд. бел. руб. и, как видно, к октябрю 2009 г. произошло его уменьшение на 734,2 млрд. бел. руб. до 3515,8 млрд. бел. руб.
Активная рублевая денежная масса – денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 октября 2009 г. составил 8914,8 млрд. бел. руб., сократившись на 1630,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 г. Для сравнения, значение денежного агрегата в октябре 2007 г. составляло 7155,4 млрд. бел. руб.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за период с 1 октября 2008 г. сократилась с суммы 20536,2 млрд. бел. руб. до 17782,6 млрд. бел. руб. на 1 октября 2009 г. В октябре 2007 г. объем денежной массы составлял 13537,1 млрд. бел. руб.
Денежный агрегат М2 – денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) – на 1 октября 2009 г. составил 16959,7 млрд. бел. руб. Если сравнивать ее изменение с 1 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г., то ее прирост составил 5893,5 млрд. бел. руб., и следовательно в октябре 2008 г. сумма денежного агрегат М2 достигла 19430,8 млрд. бел. руб. С конца 2008 г. произошло сокращение денежной массы на 2472,9 млрд. бел. руб.
Также одним из важнейших показателей насыщенности экономики деньгами, ее монетизации, является коэффициент монетизации (отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах). Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе возрос с 18,5 % на начало 2007 г. до 19,9 % на начало 2008 г. На конец 2008 г. коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе составил 21,3. Таким образом, по совокупности признаков, отражающих ситуацию в денежно-кредитной сфере, внешней торговле и на валютном рынке, можно сделать вывод, политика, проводимая в 2007 году, направленная на стимулирование совокупного спроса, привела к «перегреву» экономики в 2008 году. Ситуацию усугубил мировой финансовый криз и рост цен на энергоносители и продовольствие. В 2009 г. в сложившейся ситуации приоритетом денежно-кредитной политики стала борьба с инфляцией, поскольку нарастание ее темпов смогли бы негативно отразиться на экономическом росте. Поэтому политика Национального банка была направлена на снижение темпов совокупного спроса за счет повышения ставки рефинансирования, сокращения денежного предложения, и на поддержание стабильности обменного курса белорусского рубля к доллару США, причем реализация последнего не удалась. Также попытки сокращения льготного кредитования, меры по сокращению задолженности перед банками и сокращению государственных расходов также оказались безуспешными.
Функционирование денежно – кредитной сферы в 2010 году характеризовалось следующими процессами:
Курсовая политика 2010 года была направлена на поддержание курса белорусского рубля к корзине иностранных валют вблизи паритетного значения с целью ограничить инфляционные процессы в экономике и сдержать девальвационные ожидания субъектов экономических отношений. На 1 января 2011 г. стоимость корзины иностранных валют составил 1054,68 руб., увеличившись за 2010 г. на 1,8 при установленном коридоре возможных колебаний стоимости в пределах плюс/минус 10 %. За год курс белорусского рубля к доллару США снизился на 4,8 % до 3000 руб. за 1 доллар США, к российскому рублю – на 4,8% до 98,4 руб. за 1 российский рубля, к евро – вырос на 3,3 % до 3972,6 руб. за 1 евро [23, с. 45]. Изменение среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю за 2010 г. указано в приложении А2.
Функционирование внутреннего валютного рынка определялось состоянием платежного баланса страны и характеризовалось, прежде всего, сохранением значительного дисбаланса между спросом и предложением иностранной валюты в сегменте операций субъектов хозяйствования – резидентов. В 2010 г. резидентами страны было продано 15,11 млрд. долларов США, куплено – 21,99 млрд. долларов, что выше уровня 2009 г. на 15,4 % (2,02 млрд. долларов США) и на 31,5 % (5,27 млрд. долларов США) соответственно. Чистый спрос на иностранную валюту составил 6,87 млрд. долларов США, превысив уровень 2009 года на 89,5 % [23, с. 45]. Значительный объем купленной иностранной валюты в 2010 г. был направлен на:
В 2010 году чистая продажа иностранной валюты банками – резидентами составила 494,1 млн. долларов США (782,1 млн. долларов США в 2009 г.). Чистая продажа валюты нерезидентам сложилась в объеме 671,6 млн. долларов США против 65,3 млн. долларов США в 2009 году, что связано с проведением в ноябре 2010 г. сделки СВОП с Народным банком Китая в размере 6 млрд. юаней, что эквивалентно 900 млн. долларов США.
Процентная политика в 2010 г. была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике в целях повышения доступности кредитных ресурсов при сохранении депозитов в банках. Национальный банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования, установив ее с 15 сентября 2010 г. на уровне 10,5 % годовых, при 13,5 % годовых на начало 2010 г. В целом ситуация на денежных рынках в январе – декабре 2010 г. характеризовалась дефицитом ликвидности.
В целях обеспечения
нормального платежного
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в декабре 2010 г. сложилась на уровне 13,4% годовых, снизившись по сравнению с январем на 7,1 процентного пункта, в том числе для юридических лиц – 13 % и 7,6 процентного пункта, для физических лиц – 15,4 % и 4,4 процентного пункта соответственно.
Ставка же по
новым срочным депозитам
Рублевые депозиты на 1 января 2011 г. сформировались в объеме 20,9 трлн. рублей и за 2010 год возросла на 26,4 процента. В составе рублевых депозитов опережающими темпами росли срочные депозиты. Их удельный вес за 2010 год составил 55,5 %.
Рублевые депозиты физических лиц за 2010 год увеличились на 1,8 трлн. рублей и на 1 января 2011 г. достигли 9810,9 млрд. рублей. Основной их прирост (59,6 процента) за 2010 г. и наибольший удельный вес (71,1 процента) в их объеме на 1 января 2011 г. пришелся на срочные депозиты, которые за 2010 г. выросли на 18,1 % [23, с. 47]. Их увеличение было обусловлено высокой привлекательностью сбережений в национальной валюте.
Рублевые депозиты юридических лиц за 2010 г. увеличились на 30 процентов, или на 2563,6 млрд. рублей и на 1 января 2011 г. составили 11094,5 млрд. рублей. Их прирост на 65,6 % был сформирован за счет срочных депозитов юридических лиц, а увеличение объема на 58,3% - за счет средств на переводных счетах.
Определяющее влияние на динамику депозитов юридических лиц оказало напряженное финансовое состояние многих предприятий. В январе – ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. произошло снижение рентабельности организаций [23, с. 50]. Это привело к снижению остатков денежных средств на счетах организаций. Также сохранился спрос на иностранную валюту у субъектов хозяйствования – резидентов для оплаты импорта сырья, материалов, топливно – энергетических ресурсов, погашения кредитов.
Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой не только изменение процентных ставок по кредитам и депозитам, но также вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы. Наглядное представление изменения денежной массы в 2010 г. представлено в приложении В2.
Широкая денежная масса за 2010 г. в целом увеличилась на 31,9 процента (за 2009 год – на 23,1 %) и к началу 2011 года составила 50,3 трлн. рублей. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой широкой денежной массе, в 2010 году составил 25,9% против 24,6 % в 2009 г.
За 2010 г. депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте увеличились на 30,2 % и на 1 января 2011 г. составили 7,37 млрд. долларов США. В их объеме наибольший удельный вес (59,4%) заняли средства физических лиц [23, с.48].
Исходя из вышеперечисленных данных, можно сказать, что денежно – кредитная политика 2010 г. содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения страны.
В январе – сентябре 2011 г. функционирование денежно – кредитной сферы характеризовалось следующими процессами: