Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
понять, что собой представляет денежно-кредитная политика государства;
изучить инструменты денежно-кредитной политики;
обозначить эффективность этих инструментов и возможности их реализации;
рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики России
Цели и задачи……………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика……….4
1.1.Денежно-кредитная система…………………………………….…....4
1.2. Денежно-кредитная политика………………………………………...5
1.3. Денежная масса ………………………………….……………………8
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики……………………...…10
2.1.Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)……………………………………………………….11
2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)…….….…15
2.3. Изменение нормы обязательных резервов………….………………17
2.4. Политика дешевых и дорогих денег.………………………………..19
2.5. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………20
Глава 3. Денежно-кредитная политика России……………………………..…22
3.1.Основые направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов……………………..22
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики России…….………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Приложение 2…………………………………………………………………….33
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.1.Денежно-кредитная система…………………………………….…....4
1.2. Денежно-кредитная политика………………………………………...5
1.3. Денежная масса ………………………………….……………………8
2.1.Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)………………………………………………………
2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)…….….…15
2.3. Изменение нормы обязательных резервов………….………………17
2.4. Политика дешевых и дорогих денег.………………………………..19
2.5. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………20
Глава 3. Денежно-кредитная политика России……………………………..…22
3.1.Основые направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов……………………..22
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики России…….………..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Приложение 2…………………………………………………………………….33
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
понять, что собой представляет денежно-кредитная политика государства;
изучить инструменты денежно-кредитной политики;
обозначить эффективность этих инструментов и возможности их реализации;
рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики России
ВВЕДЕНИЕ
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В связи с этим нам выбранная тема представляется чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой Центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а вторая - на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.
1. 1. Денежно-кредитная система.
Денежно-кредитная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами.
«Кредит (лат. creditum – ссуда, долг) – сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента». [1, с.524]
Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные общественные организации.
Денежно-кредитная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности. [1, с.526]
Структура кредитно-денежной системы представлена на данной Схеме 1: [3, с.174]
Схема 1: «Денежно-кредитная система»
1.2. Денежно-кредитная политика.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и Центрального банка. Центральный банк занимает первый уровень банковской системы РФ. Он является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции:
эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятия на территории РФ; регулирование величины предложения денег;
общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции;
выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание государственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций;
регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных методов воздействия на активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов;
регламентация валютного обращения в стране и контроль за валютными операциями экономических субъектов.
Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.
Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов. Основные цели денежно - кредитной политики
государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
достижение уровня производства, характеризующегося минимальной
безработицей;
создание безинфляционной экономики.
Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги.
1.3. Денежная масса.
Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность кругооборота доходов и расходов.
При реализации кредитно-денежной политики Центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.
Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на Схеме 2: [3, с.176]
Схема 2: «Денежные агрегаты»
В распоряжении Центрального банка имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов).
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
Инструменты денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать в зависимости с поставленной целью на:
Инструменты прямого действия (прямые методы) — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Инструменты косвенного (косвенные методы) регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.