Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ



 понять, что собой представляет денежно-кредитная политика государства;

 изучить инструменты денежно-кредитной политики;

 обозначить эффективность этих инструментов и возможности их реализации;

 рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики России

Содержание работы

Цели и задачи……………………………………………………………………...2

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика……….4

1.1.Денежно-кредитная система…………………………………….…....4

1.2. Денежно-кредитная политика………………………………………...5

1.3. Денежная масса ………………………………….……………………8
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики……………………...…10

2.1.Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)……………………………………………………….11

2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)…….….…15

2.3. Изменение нормы обязательных резервов………….………………17

2.4. Политика дешевых и дорогих денег.………………………………..19

2.5. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………20

Глава 3. Денежно-кредитная политика России……………………………..…22

3.1.Основые направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов……………………..22

3.2. Инструменты денежно-кредитной политики России…….………..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение 1…………………………………………………………………….28

Приложение 2…………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых. Он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых. Он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направленных на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике. Что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению и сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых. Он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью является понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость». [1, с.536-537]

 

2.5. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

 

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.


ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

 

3.1. Основые направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. (УТВ. ЦБ РФ)

 

Банком России определены принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

Центральным банком РФ представлены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов". «В Основных направлениях отмечается, что в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9 - 10 процентов в 2010 году и 5 - 7 процентов в 2012 году. На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств». [7] По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков. В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. «При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе». [7]

 

 

 

3.2. Инструменты денежно-кредитной политики России.

 

а)  Ставки по операциям на открытом рынке c 17.05.2010 по 17.05.2010 представлены в Схеме 3: [7]

 

 Схема 3: «Ставки по операциям на открытом рынке в России»

 

Дата

Ставка по аукционам прямого РЕПО, % годовых

Ставка по облигациям Банка России, % годовых

17.05.2010

5,62

-

 

б)  Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с 2000 по 2010 годы представлены в Приложении 2.

 

в)  Норма обязательных резервов.

С 01 ноября 2009 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ составляет:

      По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 2,5 %

      По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 2,5 %

      По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 2,5 %

      Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) — 0,6

      Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) — 1

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке гражданином РФ или юридическим лицом, банк хранит 2,5 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.

Кроме того, норма обязательных резервов влияет на объем выдачи кредитов коммерческими банками. Размер выданных кредитов коммерческими банками не может превысить ((100 % / 1,5 %) * (100 % — 1,5 %))=6566 % от общей суммы резерва в ЦБ. То есть на каждый 1 рубль, осевший в резерве ЦБ, коммерческие банки могут выдать кредиты на общую сумму не более 65,66 рублей.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет нам сделать вывод, что первоочередной задачей государственного сектора является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. На предстоящий 2000 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции.

Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.                              Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы.

Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия

соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов

экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Экономическая теория, учебник под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, ИНФРА-М. Москва, 2008г.

2.      Экономическая теория, учебник для вузов под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, ПИТЕР, 2008г.

3.      3. Кэмпбелл Р. МакКоннелл, Стэнли Л. Брю: Экономикс: принципы, проблемы и политика, Москва, 1996г.

4.      Николаева Л.А., Черная И.П.: Экономическая теория: учебно-методическое пособие. – Владивосток: ВГУЭС, 1999г.

5.      (Электронный ресурс) www.institutiones.com/general/971-denezhno-kreditnaja-politika.html С. Андрюшин, В. Бурлачков, Статья «Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России», 13.03.2009г.

6.      (Электронный ресурс) www.consultant.ru

7.      (Электронный ресурс) www.cbr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

         «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». [5]

 

Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Информация о работе Денежно-кредитная политика