Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
понять, что собой представляет денежно-кредитная политика государства;
изучить инструменты денежно-кредитной политики;
обозначить эффективность этих инструментов и возможности их реализации;
рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики России
Цели и задачи……………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика……….4
1.1.Денежно-кредитная система…………………………………….…....4
1.2. Денежно-кредитная политика………………………………………...5
1.3. Денежная масса ………………………………….……………………8
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики……………………...…10
2.1.Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)……………………………………………………….11
2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)…….….…15
2.3. Изменение нормы обязательных резервов………….………………17
2.4. Политика дешевых и дорогих денег.………………………………..19
2.5. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы………20
Глава 3. Денежно-кредитная политика России……………………………..…22
3.1.Основые направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов……………………..22
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики России…….………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Приложение 2…………………………………………………………………….33
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
Статья 39. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
(в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Статья 45. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
– концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
– краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
– прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
– количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
– сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
– прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
– целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
– основные показатели денежной программы на предстоящий год;
– варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
– план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ставки рефинансирования ЦБ РФ за 2000-2010гг. [6]
Ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации | ||
Период действия | % | Нормативный документ |
30 апреля 2010 г. - | 8 | Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. | 8,25 | Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010г. | 8,5 | Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. | 8,75 | Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
25 ноября - 27 декабря 2009 г. | 9,0 | Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 октября 2009 г. - 24 ноября | 9,5 | Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 сентября 2009 г. –29 октября 2009 г. | 10,0 | Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
15 сентября 2009 г. –29 сентября 2009 г. | 10,5 | Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 августа 2009 г.– 14 сентября 2009 г. | 10,75 | Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. | 11,0 | Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. | 11,5 | Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. | 12,0 | Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 апреля 2009г - 13 мая 2009 г. | 12,5 | Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. | 13,00 | Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. | 12,00 | Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г | 11,00 | Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. | 10,75 | Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
29 апреля 2008г. – 9 июня 2008 г. | 10,5 | Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
04 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. | 10,25 | Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. | 10,0 | Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У |
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. | 10,5 | Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У |
23 октября 2006 г. – 22 января 2007 г. | 11 | Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У |
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. | 11,5 | Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У |
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. | 12 | Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У |
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. | 13 | Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У |
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. | 14 | Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. | 16 | Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. | 18 | Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. | 21 | Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У |
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. | 23 | Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У |
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. | 25 | Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У |
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. | 28 | Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У |
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. | 33 | Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У |
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. | 38 | Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У |
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. | 45 | Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У |
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. | 55 | Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.99 № 574-У |
34