Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать особенности денежного рынка России и методы его регулирования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть происхождение, сущность, функции, форму денег;
рассмотреть структуру денежного рынка;
проанализировать динамику развития денежного рынка России;
привести прогнозы и перспективы развития денежного рынка России.
В результате банковских реформ конца 20-х годов ХХ века и кредитной реформы 1930—1932 годов произошло сращивание банковской системы с государством. Банки превратились в составные элементы государственно-бюрократической структуры, окончательно утратив собственно коммерческий характер и роль самостоятельного регулятора денежного обращения. Деятельность банков подчинялась инструкциям и распоряжениям партийно-государственного аппарата. Монополизация банковского дела государством превратила банки в особый элемент политической надстройки над экономикой. Использование денег и кредита определялось идеологическими и политическими целями, а не задачей повышения экономической эффективности производства.
Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.
В середине ХХ века в России, так же как и в середине XIХ века, отсутствовала система коммерческих банков. Кроме того, одним из направлений экономической политики того времени было максимальное сжатие налично-денежного обращения. Происходило это за счет сохранения в деревне практически натурального хозяйства, низкой заработной платы рабочих и служащих и карточной системы в городах. Поэтому при проведении денежной реформы 1947 г. требовался сравнительно небольшой объем наличных денег.
Одной из первоочередных задач при переходе России в начале 90-х гг. ХХ в. от централизованного управляемого национального хозяйства к рыночной экономике было создание двухуровневой банковской системы в качестве основы современных денежно-кредитных отношений. Формально возникновение этой системы можно датировать декабрем 1990 г., когда Верховным Советом РФ были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Коммерческие банки получили право привлекать во вклады деньги домашних хозяйств и предприятий, размещать собранные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц. При наличии соответствующих лицензий коммерческие банки получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами. К запрещенным для банков видам деятельности относится производство, торговля и страхование.
Не меньшую роль в создании благоприятных условий для успешного становления денежной системы России сыграла ускоренная массовая приватизация государственных предприятий. Хотя первый (ваучерный) ее этап не дал предприятиям подлинных хозяев и стратегических инвесторов, но в результате ликвидации отраслевых министерств и других органов централизованного управления деньги стали играть совершенно иную роль в экономике.
В результате отмеченных
преобразований в России в первой
половине 1990-х гг. число коммерческих
банков быстро увеличивалось, о чем
свидетельствуют следующие
Таблица 1. Число кредитных организаций в России в первой половине 1990-х гг.
Дата |
01.01.93 |
01.01.94 |
01.01.95 |
Число кредитных организаций |
1713 |
2019 |
2457 |
К середине 1990-х гг. Россия в 2—4 раза опережала ведущие европейские страны по числу жителей, приходящихся на один банк, но существенно отставала от США, где в конце 1990-х гг. было около 12 тыс. коммерческих банков и 2 тыс. судно-сберегательных ассоциаций.
Основным источником банковских активов в начале 1990-х гг. служили остатки средств на расчетных и текущих счетах предприятий. Пополнялись активы коммерческих банков также за счет широко практиковавшегося на протяжении 1992—1994 гг. льготного кредитования и субсидирования предприятий для поддержания производства в условиях перехода к рынку; большинство этих кредитов не было возвращено.
Значительную долю своих доходов банки получали в результате присвоения части эмиссионного дохода государства (сеньоража). Это достигалось за счет того, что темпы инфляции существенно превышали ставки процента по депозитам. По оценке экспертов, банковский доход от сеньоража в 1994 — начале 1995 г. достигал 9—10% ВВП. Существенные изменения в условиях деятельности российских коммерческих банков начали происходить с 1995 г. В этом году Правительство РФ отказалось от финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитов Центрального банка РФ, что наряду с другими мерами денежно-кредитной политики обеспечило устойчивую тенденцию к снижению инфляции.
Однако и во второй половине 1990-х гг. низкая рентабельность работы предприятий реального сектора, с одной стороны, и большие размеры заимствования государства на денежном рынке, с другой, сохраняли существенное превышение доходности операций в финансовом секторе над доходностью кредитов производству. Доходы и расходы коммерческих банков в процентах к сумме активов по отдельным видам операций представлены в приложении 1.
В 1996—1997 гг. из-за высокой
доходности ГКО—ОФЗ и удержания
обменного курса рубля в
Таблица 2. Некоторые статьи баланса российской банковской системы (на конец года), млрд дол.
Статьи баланса |
Годы | ||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Активы в иностранной валюте |
12,7 |
13,5 |
9,9 |
13,3 |
11,4 |
Обязательства в иностранной валюте |
13,5 |
14,2 |
18,4 |
23,9 |
32,4 |
Сальдо |
- 0,8 |
- 0,7 |
- 8,5 |
- 10,6 |
- 21,0 |
Кроме того, значительные доходы российские банки стали получать от форвардных контрактов на поставку валюты по твердой цене. При этом имела место явная недооценка валютного риска, проявившаяся в неоправданно большом объеме валютных обязательств перед банками-нерезидентами. Их совокупный объем на начало августа 1998 г. составил более 26 млрд. долларов.
Поскольку Правительство РФ не имело средств для полной оплаты всех подлежащих погашению облигаций, оно приняло решение 17 августа 1998 г. приостановить выполнение своих обязательств по внутреннему долгу с последующим переоформлением государственных ценных бумаг в новые. В результате банковская система лишилась основной части ликвидных активов.
За август—декабрь 1998 г. убытки банков (без Сбербанка РФ) составили 35 млрд руб.; их капиталы сократились на 30%. За это же время рублевые вклады населения уменьшились на 17%, а валютные — на 55%.
Мероприятия Центрального банка РФ по рекапитализации коммерческих банков и проведение им активной политики по отзыву лицензий у банков с отрицательным капиталом, с одной стороны, и подъем отечественного производства вследствие резкого сокращения импорта после четырехкратного повышения обменного курса рубля, с другой, способствовали восстановлению банковской системы в 1999 г. За год соотношение совокупного капитала банковской системы и ВВП возросло с 2,9 до 3,8%. Число проблемных кредитных организаций в 1999 г. сократилось с 480 до 199.
Однако структура пассивов свидетельствовала о сохранении основных недостатков российских коммерческих банков. В то же время коммерческие банки сохранили интерес к операциям с долговыми обязательствами Российской Федерации, номинированными в иностранной валюте.
В 2000 г. рост российской экономики не только продолжился, но и достиг рекордной отметки — ВВП России увеличился за год на 7,6%. Резко возросшие в это же время мировые цены на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта позволили удвоить золотовалютные резервы страны. На этой основе российской банковской системе в основном удалось достичь уровня первой половины 1998 г. Однако ни в середине 1998 г., ни в середине 2002 г. в России еще не сложилась эффективная банковская система, способная успешно выполнять свою основную функцию — трансформировать сбережения населения в производственные инвестиции.
3.2. Сценарии макроэкономического
развития на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
и прогноз платежного баланса.
В 2010 году улучшились внешние условия
для российской экономики. Международные
финансовые институты и экономические
организации прогнозируют продолжение
в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики
темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году
показателям (не менее 4%). Восстановление
внешнего спроса будет поддерживать положительную
динамику отечественного производства
и экспорта товаров. Однако не исключаются
более пессимистичные сценарии выхода
мировой экономики из рецессии и развития
международной торговли.
В экономике европейских стран - торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее, сохраняется риск оттока капитала.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской
экономики, является цена на нефть. В этой
связи Банк России рассмотрел три варианта
условий проведения денежно-кредитной
политики в 2011 - 2013 годах, один из которых
соответствует прогнозу Правительства
Российской Федерации.
В рамках первого варианта Банк России
предполагает снижение в 2011 году среднегодовой
цены на российскую нефть на мировом рынке
до 60 долларов США за баррель.
В этом случае в 2011 году темп
прироста реальных располагаемых денежных
доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции
в основной капитал могут возрасти на
2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.
В качестве второго варианта рассматривается
прогноз Правительства Российской Федерации,
положенный в основу проекта федерального
бюджета. Предполагается, что в 2011 году
цена на российскую нефть может составить
75 долларов США за баррель.
Предполагается также,
что меры по стимулированию экономического
роста и модернизации, рост банковского
кредитования будут способствовать
восстановительным процессам в экономике.
Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется
увеличение реальных располагаемых денежных
доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций
в основной капитал ожидается
на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП
может возрасти на 4,2%.
В рамках третьего варианта Банк России
предусматривает повышение в 2011 году цены
на нефть сорта "Юралс" до 90 долларов
США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта
российских товаров ожидается повышение
инвестиционной активности. В 2011 году
прирост инвестиций в основной капитал
может составить 11,0%, прирост реальных
располагаемых денежных доходов населения
- 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться
на 4,8%.
В 2012 - 2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7 - 5,0%.
В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию.
Таблица ???? Предполагаемый уровень инфляции в 2010-2012 гг.
2010 |
2011 |
2012 | |
Общий уровень инфляции на потребительском рынке |
9 – 10 % |
7 – 8 % |
5 – 7 % |
Базовая инфляция |
8,5 – 9,5 % |
6,5 – 7,5 % |
4,5 – 6,5 % |
Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно. Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.
Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в в 2011 году – 11-19%, в 2012 году –13-19%.
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
Информация о работе Денежный рынок России и методы его регулирования