Деньги и денежная система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что товарно-денежные отношения требовали устойчивости денежной системы, гибкой и эластичной, относительного постоянства денежной единицы. Поэтому только государство могло упорядочить денежное обращение, создав единую и централизованную регламентацию выпуска денег центральным банком.

Содержание работы

Введение
1 Денежная система государства.
1.1 Виды денежных систем.
1.2 Принципы организации денежной системы.
1.3 Элементы денежной системы РФ.
2 Деньги как развитая форма товарных отношений.
2.1 Рационалистическая, эволюционная концепции. Историческое развитие форм стоимости.
2.2 Функция денег как меры стоимости и масштаб цен.
3 Эволюция денег в денежной системе индустриального общества.
3.1 Современная эволюция денег.
3.2 Девальвация и деноминация.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 111.88 Кб (Скачать файл)

   В условиях неустойчивости  экономической, политической, валютной  золото выступает в качестве  сокровищ, как своеобразный страховой  фонд государства и частных  лиц.

   Золотые резервы  гарантируют государствам, частным  лицам относительную экономическую  независимость. Государственные  и частные золотые запасы выступают  в качестве всеобщего богатства.  На рынках золота происходит  размен кредитных денег на  золото. Огромные масштабы накопления  золота – подтверждение роли золота как средства образования сокровищ.

   Кредитные и бумажные  деньги не могут выполнять  функцию средства образования  сокровищ, так как не имеют  собственной стоимости. Но они  обладают представительной стоимостью  и выступают в роли функции  средства накопления. В условиях  товарного производства накопление  происходит в денежной форме.  Деньги в функции накопления  обслуживают процесс воспроизводства  (производство, распределение, обмен,  потребление).

   Что касается мировых  денег, в современных условиях  в них произошли изменения:

  1. в качестве функциональных форм мировых денег широко используются конвертируемые (обмениваемые на иностранные валюты) национальные кредитные деньги и международные счетные денежные единицы (СДР) и ЭКЮ;
  2. золото используется лишь в крайних случаях для погашения сальдо платежного баланса и опосредованно путем предварительной продажи на национальные валюты, в которых выражены международные обстоятельства.

Существовавшая еще в 16 и 17 веках металлическая теория денег отождествляла деньги с  благородными металлами, рассматривая золото и серебро как единственный вид денег, и признавала лишь те функции, для выполнения которых требовались  лишь металлические деньги (мера стоимости, средство накопления, мировые деньги). Сторонники современной металлической  теории отстаивают необходимость золотого стандарта, доказывая, что и сегодня  роль золота как денежного товара якобы не падает, о чем свидетельствует  стремление центральных банков собрать  в своих запасниках как можно  больше золота. Эта идея возврата к  золотому стандарту нереальна, ибо  развитие экономики немыслимо без широкой системы государственного регулирования сферы денежного обращения и кредита. Последнее – не совместимо с системой золотого стандарта.

   Таким образом,  несмотря на огромный поток  исследований во всей многовековой  истории человеческой мысли, вопросы  природы, сущности и эффективности  использования денег продолжают  оставаться невыясненными до  конца. Известный английский экономист  У. Джевонс по этому поводу образно выразился так: « Деньги для экономической науки – это то же, что квадратура круга в геометрии».

   Анализом денег мы завершаем исследование основных экономических форм (товарной и денежной) товарного богатства в рыночной экономике.  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

 

 

Современные денежные системы развитых стран, несмотря на свои особенности, имеют общие черты. В первую очередь это относится к принципам организации денежной системы. К числу принципов организации современной денежной системы относятся:

- централизованное управление  денежной системой. Данный принцип  существует и в денежной системе,  свойственной административно-командной  модели экономики. Однако при  этой модели управление осуществлялось  с помощью директивных актов  правительства, которые были обязательны  для выполнения государственными  банками и их филиалами во  всех регионах разных стран.

В условиях рыночных отношений управление денежными системами характеризуется  тем, что здесь на первый план выступают  не административные методы (хотя и  они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат  центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения;

  • прогнозное планирование денежного оборота. Это означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей разрабатываются не как директивные планы, обязательные для конкретных органов, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
  • устойчивость и эластичность денежного оборота. Суть этого принципа заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой — расширять де нежный оборот, если возрастают потребности экономики в денежных средствах, и сужать его, если уменьшаются эти потребности;
  • кредитный характер денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно толь ко в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны;
  • обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и иными долговыми обязательствами;
  • неподчиненность центрального банка правительству и подотчетность парламенту страны. Принцип связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет использовать средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  он должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который  выступает третейским судьей при  возникновении разногласий между  центральным банком и правительством;

- предоставление правительству  денежных средств только в  порядке кредитования. Обычно в  законодательстве стран с рыночной  экономикой имеется положение о том, что центральный банк должен не финансировать правительство, а предоставлять ему средства только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству), государственные ценные бумаги, принадлежащие государству. Применение данного принципа позволяет не вкладывать деньги в постоянное финансирование дефицита федеральных и местных бюджетов и не стимулировать тем самым развитие инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов;

  • комплексное использование инструментов денежно- кредитного регулирования. Сущность принципа заключается в том, что центральный банк должен не ограничиваться каким- либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
  • надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельным денежными потоками в экономике. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.
  • функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.(см 1. Стр. 133-137)

Список использованных источников

 

 

  1. Белотелова Н.П., Белотелов Ж.С. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник. – "Дашков и к˚", 2008.
  2. Деньги. Кредит. Банки.: учебник / кол. авторов; под. ред. засл. деят. науки РФ. Д-ра экон. Наук, проф. О.И. Лаврушина . – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  3. Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
  4. Лучшие рефераты. Финансы, денежное обращение, кредит /сост. Г.И. Иванов. –М.: Феникс, 2002.
  5. Корчагин Ю.А. Деньги, кредит, банки / под ред. Ю.А. Корчагин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
  6. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Е.И. Кузнецова ; под ред. Н.Д. Эриашвили. — М. : ЮНИТИ, 2007.

 


Информация о работе Деньги и денежная система государства