Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 14:34, курсовая работа
С помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения, необходимо также раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия. Следует также описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS, доказать их необходимость и значимость для современного общества, рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий – равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России
Введение 3
1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 5
1.1 Модель совокупного спроса 5
1.2 Модель совокупного предложения 8
1.3 Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и предложения 12
2 Особенности макроэкономического равновесия в современной
России 15
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического
равновесия 15
2.2 Изменение совокупного спроса и предложения на
российском рынке 19
Заключение 26
писок использованных источников и литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
1.1 Модель совокупного спроса 5
1.2 Модель совокупного предложения
1.3 Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и предложения
2 Особенности макроэкономического равновесия в современной
России
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического
равновесия
2.2 Изменение совокупного спроса и предложения на
российском рынке
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Совокупные спрос и предложение - это нестатистические понятия макроэкономики, предназначенные для изучения всего круга явлений и процессов, влекущих стоимостный небаланс между объемом покупок и объемом производства товаров, поступающих на один и тот же рынок в одно и то же время. Эти понятия не вписываются в классификацию научных экономических понятий, отличаясь отчасти противоречивыми, отчасти расплывчатыми особенностями: 1) они не являются объектами экономической статистики; 2) в основу понятий положено представление об экономических намерениях совокупного покупателя, с одной стороны, и совокупного продавца, с другой. В качестве покупателя выступают как конечный потребитель (множество физических лиц), так и производитель (множество юридических лиц), покупающий средства производства. В качестве продавца выступают как производитель товара (вся сфера производства вещей и услуг), так и посредник (сфера торговли).
Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важней задачей для экономистов любой страны. Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?
Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен. Например, на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.
Целью данной курсовой работы является изучение динамики совокупного спроса и предложения на российском рынке.
Модель совокупного спроса и предложения является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений.
Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения, необходимо также раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия. Следует также описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS, доказать их необходимость и значимость для современного общества, рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий – равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России.
Объектом данной курсовой является совокупный спрос и предложение. Предметом динамика совокупного спроса и предложения на российском рынке.
Совокупным спросом называется сумма всех товаров и услуг, которые могут быть куплены при заданном уровне цен. Под совокупным спросом обычно понимают какой-либо показатель макроэкономики. Чаще всего это валовой внутренний продукт. Совокупный спрос отражает функциональную связь количества продукции, которое может быть куплено, от цены. К расходам, определяемым совокупным спросом, относят:
- потребительские расходы домохозяйств;
- расходы на частные внутренние инвестиции;
- государственные закупки;
- чистый экспорт[1].
Потребительские расходы домохозяйств определяются величиной личного дохода частных лиц за вычетом уплаченных доходов. В России эти расходы составляют 50% общих расходов, в США - 67%.
К расходам на частные внутренние инвестиции в макроэкономике относят затраты на покупку недвижимости, оборудования, запасов.
Государственные закупки включают расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг, например, образования и здравоохранения, выплату заработной платы государственным чиновникам. Сюда же относится закупка оружия. Доля государственных закупок зависит от степени участия государства в перераспределении доходов, от размеров налоговых платежей.
Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом.
Функция совокупного спроса (AD) , показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при различных уровнях цен. При повышении цен совокупное количество купленных товаров понижается, т.е. понижается спрос.
Поэтому функция спроса от цены будет невозрастающей.
Формула для связи количества денег в экономике М, уровня цен Р и объема выпуска Y в натуральном исчислении, полученная представителями классической кембриджской школы, имеет вид:
где k – коэффициент пропорциональности.
Отсюда можно найти выражение для связи уровня цен P и объема выпуска Y :
Эта формула подтверждает, что функция совокупного спроса является убывающей. То есть при постоянном количестве денег в экономике при росте цен P возможное количество проданных товаров сокращается[2].
Теория Кейнса объясняет эффект убывания функции совокупного спроса при помощи процентной ставки, определяющей последовательностью рассуждений:
1)с ростом цен растет спрос на деньги;
2)при неизменном количестве инвестиций в экономику;
3)потребители не хотят заимствовать под высокие процентные ставки;
4)снижается объем совокупного спроса, т.е. функция убывает.
Еще одно объяснение убывания функции совокупного спроса связано с уменьшением богатства людей из-за повышения цен. В этом случае люди начинают меньше потреблять, а значит, уменьшается спрос.
На форму графика функции совокупного спроса оказывает влияние также эффект импортных закупок. Повышение цен в стране способствует увеличению импорта в эту страну. С другой стороны, из-за роста цен иностранные потребители воздержаться от покупок товаров рассматриваемой страны, т.е. снизится экспорт. Значит чистый экспорт уменьшится, а это приведет к сокращению совокупного спроса.
График функции совокупного спроса Y(P)
Рисунок 1 – Совокупный спрос
На совокупный спрос помимо цены влияют также неценовые факторы. На изменение спроса могут влиять изменения благосостояния потребителей, например, повышение их дохода за счет снижения подоходного налога. Снижение налоговых ставок увеличивает инвестиционный и потребительский спрос. Кривая AD сдвинется вправо, т.е. из положения AD0 перейдет в положение AD2. Увеличение налоговых ставок приведет к смещению кривой влево. Кривая AD0 займет положение AD1.
Рисунок 2 – Изменение совокупного спроса
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся также изменения в предпочтениях потребителя, изменение инфляционных ожиданий потребителей, изменения в условиях предоставления кредита[3].
Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено, или произведено, при разном уровне цен. Совокупным предложением может являться валовой внутренний продукт.
Кривая совокупного предложения AS показывает объем совокупного выпуска, который может быть предложен на рынке производителями при различных значениях общего уровня цен.
Рисунок 3 – Совокупное предложение
Рассматривают модель совокупного предложения для долгосрочного и краткосрочного периодов. Долгосрочная модель, называемая классической (неоклассической), рассматривает ситуацию, когда в течение исследуемого периода цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, что в экономике поддерживается полная занятость. Это происходит тогда, когда государство не вмешивается в работу рыночного механизма. Экономика функционирует на уровне, соответствующем потенциальным возможностям. Достигается такое предельное значение выпуска, что в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения экономики в долгосрочном плане больше нет, так как используются все возможные ресурсы. Поэтому реакция производителей товаров и услуг на повышение совокупного предложения будет заключаться в повышении цен. А это значит, что ВВП остается на том же уровне, а цены растут, то есть графиком функции спроса является прямая линия, параллельная оси 0Р. График функции совокупного предложения для классической модели в системе координат Y0P:
Рисунок 4 – Кривая совокупного спроса
Вид графика функции совокупного предложения для долгосрочного периода в экономической теории объясняется динамикой издержек на ресурсы. Основным ресурсом является рабочая сила. Рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату рабочих. Это вызывает трудности с набором новых работников. Спрос на труд превысит предложения рынка труда. В результате реальная заработанная повысится до исходной, что восстановит равновесие на рынке труда и прежний уровень занятости, но практически не изменит выпуск. Возможны лишь незначительные краткосрочные колебания.
Сдвиги графика функции совокупного предложения для долгосрочного периода возможны только при изменении факторов производства или
технологии[4].
Рассмотрим теперь краткосрочную модель совокупного предложения, названную по имени ее создателя кейнсианской. Эта модель основана на следующих положениях:
- неполная занятость в экономике;
- цены на товары и заработная плата не изменяются во времени.
Эти положения определяются тем, что экономика находится в состоянии депрессии. Поэтому мощности загружены не полностью, много свободной рабочей силы (безработица). Такая экономика в ответ на увеличение совокупного спроса за счет привлечения уровня цен. Это происходит потому, что вовлечение в производство незанятой рабочей силы не будет сопровождаться требованиями о повышении заработной платы. Инвесторы в таких условиях также не будут требовать повышения доходности[5].
Информация о работе Динамика совокупного спроса и предложения