Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 14:34, курсовая работа
С помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения, необходимо также раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия. Следует также описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS, доказать их необходимость и значимость для современного общества, рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий – равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России
Введение 3
1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 5
1.1 Модель совокупного спроса 5
1.2 Модель совокупного предложения 8
1.3 Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и предложения 12
2 Особенности макроэкономического равновесия в современной
России 15
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического
равновесия 15
2.2 Изменение совокупного спроса и предложения на
российском рынке 19
Заключение 26
писок использованных источников и литературы 29
Услуги | Март 2010г. | Март 2009г. | Фев.2010г к янв. 2010г.
| ||||
Февр. 2010г. | Дек. 2009г. | Мар. 2009г | Февр. 2009г. | Дек. 2008г. | Мар. 2008г | ||
Бытовые | 100,6 | 120,1 | 107,4 | 101,0 | 104,4 | 117,2 | 100,5 |
Связи | 100,1 | 102,9 | 103,4 | 102,4 | 102,3 | 104,6 | 102,4 |
Медицин-ие | 101,1 | 103,1 | 111,9 | 101,4 | 104,9 | 116,0 | 100,6 |
Образования | 100,1 | 100,6 | 106,0 | 99,9 | 102,7 | 115,4 | 100,1 |
Страхования | 100,3 | 101,0 | 100,9 | 100,6 | 102,2 | 104,4 | 100,4 |
Из бытовых услуг значительно дороже стали обходиться замена элементов питания в наручных часах (на 1,7%), ремонт обуви, химчистка мужского костюма, услуги парикмахерских, бань и душевых (на 0,9-1,1%).
В группе услуг связи на 3,9% увеличились тарифы на услуги телеграфной связи, на 2,2% - проводного вещания, на 0,8% - городской телефонной связи. В то же время абонентская плата за доступ к сети Интернет снизилась на 1,3%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 2,4-2,8% дороже стали обходиться первичный консультативный прием у врача специалиста, отдельные виды услуг правового характера и посреднических услуг. Кроме того, на 0,6-1,0% стали дороже билеты в кинотеатры, путевки в санатории, дома отдыха и пансионаты, а также услуги гостиниц и газ сжиженный (за месяц с человека).
Совокупный спрос — стоимость всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос в течение определённого промежутка времени. Составляющими совокупного спроса являются – потребительский, потенциальный и спрос на инвестиции.
Потребительский спрос - спрос населения на товары и услуги. Согласно источнику « Ведомости» от 23 марта 2009 г. потребительский спрос в России упал. Товарооборот продовольственными товарами упал на 2,1% к февралю 2008 г., непродовольственными — на 3%. За квартал падение составит 0,5%, ожидает Минэкономразвития. Товарооборот не падал с сентября 1999 г., последние девять лет он рос в среднем на 12%.
Падает не только объем, но и качество потребления, люди стали
предпочитать магазинам рынки. В годы потребительского бума стационарная торговля вытесняла уличную: за январь — февраль 2008 г. ее оборот вырос на 21,3%, уличной — упал на 4,5%. За два месяца 2009 г. они почти сравнялись: 0,4% и 0,1% соответственно.
Теперь рассмотрим более подробно потенциальный спрос. Потенциальный спрос - спрос, определяемый числом потенциальных потребителей и их покупательной способностью. Примером будет служить
Общий потенциальный спрос на телевизоры АО "Мастер ТВ.
Первый этап полевого опроса показал общий покупательский спрос на
телевизионную технику в 9 выбранных перспективных регионах: 23,5% населения имели намерение приобретать телевизор в период с III квартала 2006 г. по IV квартал 2007 г.
Выяснилось, что большинство этой группы населения имело телевизоры устаревших моделей со средним сроком службы 8 лет. Две трети таких семей имели небольшой доход. Более 65% из них ничего не знали об АО "Мастер ТВ" и его продукции.
По результатам первого этапа исследования были выделены наиболее перспективные регионы для проведения дальнейшего исследования на втором этапе: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Ростовская область, Волгоградская область, Краснодарский край. По результатам первого и второго этапа полевого исследования намерение приобретать телевизоры АО "Мастер ТВ" в период с III квартала 2006 г. по IV квартал 2007 г. высказали более 60% респондентов, имеющих потребность в приобретении телевизора. Это потенциальный спрос на телевизоры АО "Мастер ТВ", который может стать реальным только в том случае, если технические характеристики, надежность, качество телевизоров и условия продажи будут соответствовать требованиям потребителей. Этот спрос следует считать максимальным и достижимым только в случае удовлетворения всех требований потенциальных покупателей к продукции. В городе Москва, Московской области и Республике Татарстан оказалось сконцентрировано более 70% совокупного спроса конечных потребителей (населения) на телевизоры АО "Мастер ТВ".
Анализ показал, что наибольшим спросом из ныне выпускаемых АО "Мастер ТВ" телевизоров в обследованных регионах пользовался спросом телевизор марки Мастер 55 ТЦ 5064 - около 150 тыс. шт. на период с III квартала 1996 г. По IV квартал 1997 г. включительно. Черно-белый телевизор Мастер 127Ч 50 имел второй по величине уровень спроса - более 80 тыс. шт. На третьем месте телевизоры с размером диагонали 61 см. и самый популярный из них - Мастер 66 ТЦ 5050 (около 75 тыс. шт.).
Наибольший спрос в стоимостном выражении приходился на телевизор марки Мастер 55 ТЦ 5064 - около 180 млрд. руб. Далее шли телевизоры с размером диагонали экрана 61 см - около 100 млрд. руб. на каждую марку. Несмотря на то что, величина спроса на черно-белый телевизор Мастер 127Ч 50 в натуральном выражении занимал второе место, платежеспособный спрос в стоимостном выражении на этот телевизор занимал восьмое место и составлял около 60 млрд. руб.
На положение кривой спроса также влияют инвестиции. Формирование инвестиционного предложения имеет ряд отличительных особенностей. С одной стороны, как предложение товаров, оно обусловлено такими основными факторами, как цена, а также неценовые составляющие: издержки, совершенствование технологии, налоговая политика, ожидания, уровень конкуренции и др. С другой стороны, инвестиционное предложение выступает как специфическое товарное предложение, поскольку инвестиционные товары отличает способность приносить доход. Это определяет качественную особенность такого фактора, как цена на инвестиционные товары, которая складывается в зависимости от нормы доходности.
Норма доходности лежит в основе цены финансовых инструментов, опосредствующих движение реального капитала. Рыночная цена финансовых активов свидетельствует о степени привлекательности вложений в инвестиционные товары.
Существенное воздействие на инвестиционное предложение оказывает ставка процента по депозитным вкладам в банковскую систему, величина которой определяет сбережения домашних хозяйств. Развитие фондового рынка и рынка ссудных капиталов выступает, таким образом, важным условием стимулирования инвестиционного предложения.
Поскольку при определенном составе инвестиционного предложения инвестиционный спрос ориентирован на более доходные активы, объем и структура инвестиционного предложения воздействуют на объем и структуру инвестиционного спроса. Инвестиционное предложение является основным фактором, определяющим масштабы функционирования инвестиционного рынка, поскольку оно вызывает изменение спроса на инвестиционные товары. Механизм обратной связи не столь выражен; он проявляется лишь в условиях свободного конкурентного рынка.
Для того чтобы построить кривую спроса нам следует перейти от микро – к макроэкономике, то есть от инвестиционных решений отдельной фирмы к пониманию общего спроса на инвестиционные товары всего предпринимательского сектора. Допустим, каждая отдельная фирма произвела оценку ожидаемой нормы чистой прибыли от всех соответствующих инвестиционных объектов и все эти данные сведены воедино. Теперь эти оценки можно суммировать, то есть последовательно сложить, и задать вопрос: какова должна быть суммарная стоимость инвестиционных проектов, способных принести ожидаемую норму чистой прибыли, равную скажем, 16% и более; или 14% и более; или 12% и более? И так далее. Предположим, что вообще нет перспективных инвестиций, которые бы давали ожидаемую норму чистой прибыли, равную 16 и более процентам. Но есть возможность инвестировать 5 млрд. дол. при ожидаемой прибыли между 16% и 14%; дополнительные 5 млрд. дол. обеспечат норму чистой прибыли между 14% и 12%; еще дополнительные 5 млрд. дол. - между 12% и 10%; и каждые последующие дополнительные 5 млрд. дол. - на 2% меньше до интервала от 0 до 2%. Суммируя все эти величины, получаем данные таблицы 2, которые и могут быть представлены в виде кривой спроса на инвестиции на рисунке 10.
Рисунок 10 – Кривая спроса на инвестиции
Различные возможные значения "цен" инвестиций (различные значения реальной ставки процента) даны на оси абсцисс, а соответствующие значения спроса на инвестиционные товары откладывается по оси ординат. По своей сути любая прямая или кривая, построенная с учетом таких данных, и есть кривая спроса на инвестиции. Анализируя кривую спроса можно увидеть обратную зависимость между ставкой процента и величиной расходов на инвестиционные товары. При анализе кредитно-денежной политики можно увидеть, что государство может изменять ставку процента, меняя предложение денег. Это делается главным образом для того, чтобы изменить уровень расходов на инвестиции. В любой момент в распоряжении всех фирм имеется широкий выбор инвестиционных проектов. При высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит, уровень инвестиций будет не большим. При снижении ставки процента становятся коммерчески выгодными также проекты, ожидаемая норма чистой прибыли от которых меньше. И соответственно уровень инвестиций возрастает.
Изучение проблемы совокупного спроса и совокупного предложения позволило ответить на поставленные в начале работы вопросы.
Совокупный спрос – категория макроэкономики, характеризующая планируемые расходы на конечные товары и услуги в экономике в целом. Совокупный спрос зависит от уровня цен, размера доходов населения, намерений на будущее, налогов, правительственных расходов и денежного предложения.
Совокупный спрос включает в себя:
- спрос домохозяйств;
- спрос на инвестиции;
- спрос на товары и услуги со стороны государства;
- спрос на экспортно-импортные товары.
Совокупное предложение – категория макроэкономики, характеризующая полное количество товаров и услуг, которое может быть предложено на рынке при различных уровнях цен. Совокупное предложение приблизительно оценивается величиной ВВП. Среди факторов, которые влияют на совокупный спрос и совокупное предложение выделяют ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторы – это такие факторы, которые влияют на совокупный спрос и совокупное предложение в результате изменения общего уровня цен. Так, рост уровень цен неизбежно ведёт к падению спроса и к росту предложения, и наоборот, снижение цен ведёт к росту спроса и снижению предложения. Неценовые факторы – это такие факторы, которые не связаны с изменением общего уровня цен. Конечно, среди таковых факторов имеются факторы роста цен, но это частичный (на определённые товары и ресурсы), рост цен, которые не влияет существенно на изменение общего уровня цен. Совокупный спрос и совокупное предложение находят своё графическое представление в виде кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Проведённые исследования показали, что сами по себе совокупный спрос и совокупное предложение не являются объектами макроэкономического анализа. Интерес экономистов к данным категориям выражен в первую очередь условиями установления равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Графически это проявляется в пересечении кривых. Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономики, при котором произведённый в стране ВНП полностью приобретается.
Проблема макроэкономического равновесия проявляется в том, что при росте объемов реального производства в стране наблюдается рост цен на продукцию.
Выход из существующей тенденции предлагают многие течения в экономической науке. Наиболее распространёнными являются классическая модель макроэкономического равновесия и кейнсианская модель управления спросом. Сторонники классической модели утверждали, что рост совокупного предложения в условиях свободной конкуренции автоматически ведёт к росту совокупного спроса, и при этом вмешательство со стороны государства в данный процесс не требуется. Но применение данной модели привело к глубочайшему экономическому кризису, который поразил многие экономически развитые страны в 30-х годах (времена «Великой депрессии»). Основная причина кризиса – неконтролируемый рост объёмов производства.
В качестве выхода из сложившейся ситуации была принята кейнсианская модель управления спроса. Суть данной модели определяется существенной ролью государства в процессе регулирования совокупного спроса. Кейнс предположил, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережениям. Кейнс утверждал, что по мере роста национального дохода доля потребления в нём относительно сокращается, и чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям, что в свою очередь ведёт к ограничению объёма производимой продукции и масштабов занятости. Именно поэтому государство должно регулировать совокупный спрос посредством стимулирования инвестиций. Современные модели макроэкономического равновесия разнообразны. Правильнее будет утверждать, что не существует универсальной модели, и что вопрос выбора направления развития совокупного спроса зависит от экономического состояния конкретного государства и от многих факторов, которые не могут принимать одинаковое сочетание дважды.
Информация о работе Динамика совокупного спроса и предложения