Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 14:34, курсовая работа
С помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы - определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения, необходимо также раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия. Следует также описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS, доказать их необходимость и значимость для современного общества, рассмотреть одну из самых фундаментальных рыночных категорий – равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в России
Введение 3
1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 5
1.1 Модель совокупного спроса 5
1.2 Модель совокупного предложения 8
1.3 Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и предложения 12
2 Особенности макроэкономического равновесия в современной
России 15
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического
равновесия 15
2.2 Изменение совокупного спроса и предложения на
российском рынке 19
Заключение 26
писок использованных источников и литературы 29
Графиком функции совокупного предложения является прямая линия, параллельная оси 0Y. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не начнут нарушаться условия для краткосрочной модели совокупного предложения. После повышения выпуска начнет возникать дефицит в свободных ресурсах, и график начнет менять свой вид[6].
Рисунок 5 – График функции предложения для краткосрочного периода
Наиболее часто кейнсианский график функции совокупного предложения
представляют в виде возрастающей функции. К смещению графика
функции совокупного предложения приводят различные неценовые факторы.
Рисунок 6 – Влияние неценовых факторов на сдвиг графика функции совокупного предложения
Например, повышение заработной платы приводит к повышению цены с P1 до P2. А это, в свою очередь, приведет к смещению графика влево, т.е. из положения AS1 в положение AS3. Снижение заработной платы приведет к смещению графика вправо[7].
Так же как и для совокупного спроса, сдвиг кривой предложения в результате неожиданных изменений неценовых факторов называют шоком совокупного предложения.
График функции совокупного предложения будет смещаться также при изменении цен на сырье и материалы. Повышение этих цен смещает график влево, а повышение – вправо.
Причинами, вызывающими сдвиг графика, могут являться усиление (влево) или ослабление (вправо) монопольной власти поставщиков ресурсов. Усиление или ослабление налоговых ставок также вызывают сдвиг графика[8].
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой
общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов.
Макроэкономика находится в равновесии в точке пересечения кривых AD и AS. Равновесие – это такое состояние экономики, когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу. В модели AD – AS можно рассмотреть три варианта макроэкономического равновесия: в условиях полной занятости; депрессии; перехода от депрессии к полной занятости.
Для этих целей можно использовать объединенную модель совокупного предложения, график которой представлен на рисунке 7. Возможны три варианта равновесия, когда линия совокупного спроса пересекает линию совокупного предложения в области кейнсианской модели на интервале от 0 до YКейнс,, в области классической модели в точке Y Кл и на переходном интервале от YКейнс до Y Кл.
Рисунок 7 – Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS
Точка Е1 характеризует макроэкономическое равновесие при неполной занятости и при стабильном уровне цен и заработной платы, т.е. в отсутствии инфляции. Отклонение от точки равновесия в этом случае будет преодолеваться за счет колебаний выпуска при стабильном уровне цен.
Точка Е2 является точкой макроэкономического равновесия для нормального кейнсианского случая. Это условия, близкие к полной занятости. Возвращение в точку равновесия при возможных отклонениях от этой точки будут происходить как за счет изменения объема выпуска, так и за счет колебания цен.
Равновесие в точке Е3 характеризуется полной занятостью при изменении цен и заработной платы, т.е. за счет инфляции. Таким образом, при отклонениях от точки равновесия возвращение в эту точку возможно только за счет инфляции[9].
Рассмотрим пример шока, связанного с резким повышением цен на энергоносители. Пусть в экономике имеет место функция спроса, представленная на рисунке 8 линией AD 1 , и функция предложения, представленная линией AS 1 . Равновесие обеспечивается количеством товаров и услуг Y1, которое будет куплено при уровнях цен P1.
Рисунок 8 – Макроэкономическое равновесие
При неожиданном повышении цен на энергоносители линия совокупного предложения AS 1 сдвинется влево и займет положительное AS 2 Произойдет падение выпуска до Y2 , а цены поднимутся до P2. Если не предпринять никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска увеличится до прежнего. Экономика вернется в исходное состояние, т.е. в точку (Y1, P1)[10].
2 Особенности макроэкономического равновесия в современной России
2.1 Роль государства в достижении макроэкономического равновесия
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены[11].
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России.
Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 г. и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента[12].
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям,
обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
ФАС ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки.
Но только не в России.
После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже опустилась ниже 20 руб. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.
Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тыс. руб., и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начали их предоставлять с 2009 г.[13].
Отмечается, что в диапазон до 350 тыс. руб. попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тыс. руб. в скором времени может остаться только вазовская продукция.
В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное - поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) - это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.
Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей - это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.
В 2009 г. АВТОВАЗ рассчитывал занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планировал реализовать с 2009 г. на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 г. АВТОВАЗ рассчитывал занять 30% российского рынка легковых автомобилей.
Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 г.[14].
Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».
Тоже самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством
«Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 г. имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) - находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.
В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6%[15].
2.2 Изменение совокупного спроса и предложения на российском рынке
Как уже говорилось в первой главе, совокупное предложение (AS) — это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.
Таблица 1 - Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг в России, %
Информация о работе Динамика совокупного спроса и предложения