Динамика уровня бедности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка отразить картину бедности в России с точки зрения экономики. Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие бедности;
рассмотреть причины бедности в РФ;
рассмотреть методы измерения уровня бедности;
рассмотреть понятие прожиточного минимума в РФ;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие бедности. История изучения проблемы бедности 3
1.1 Причины возникновения бедности и её концепции 4
1.2 Дифференциация доходов населения и показатели бедности 8
1.3Прожиточный минимум в РФ 10
1.4 Состояние и динамика уровня доходов населения РФ в современных условиях 12
2.Динамика уровня бедности в РФ 17
2.1Влияние социальных выплат на бедность и неравенство в России 18
2.2Пути преодоления бедности в РФ 20
Заключение 22
Список используемой литературы: 23

Файлы: 1 файл

Бедность в России и пути её преодоления.docx

— 203.85 Кб (Скачать файл)

В обнародованном в октябре 2012г. докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России отмечалось, что  доля населения РФ, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, сократится с 12,8% в 2011г. до 12,2% в 2012г. и 12,3% в 2013г. По оценке ВБ, число бедных в РФ сократится с 18,1 млн. человек в 2011г. до 17,3 млн. человек  в 2012г. и 17,5 млн. человек в 2013г.

Необходимо отметить, что  критерии оценки бедности ВБ отличается от оценки Росстата, так как ВБ использует европейскую методику в ходе комплексного исследования жизни россиян. По данной методике к бедному населению относятся люли, получающие менее 60 % от среднего дохода в стране проживания.

В России с 1 января 2013 года вступила в  силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

По последним данным от 3 февраля 2013: «Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил правила вычисления прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Об этом сообщается на сайте правительства.»[13]

С 2013 года в России начал действовать  новый порядок вычисления потребительской  корзины, предполагающий, что количество продуктов питания измеряется в  натуральных показателях. При этом стоимость непродовольственных  товаров, входящих в потребительскую  корзину, определяется как половина стоимости продуктов питания. Еще  четверть от общей стоимости корзины  приходится на потребляемые услуги.

«Предлагаемый порядок расчёта  с использованием поправочных коэффициентов  позволяет учесть реальные изменения  стоимости непродовольственных  товаров и услуг в потребительской  корзине», — говорится в сообщении.

Ранее стоимость непродовольственных  товаров вычислялась в натуральных  показателях - например, сколько предметов  одежды человек должен использовать за год и т.д.

С 2013 года в годовой продуктовый  набор для трудоспособного населения  входит 126,5 килограмма хлебопродуктов (включая крупы), более 100 килограммов  картошки, 60 килограммов фруктов  и 114,6 килограмма овощей, 58,6 килограмма мяса и 18,5 килограмма рыбы, 290 литров молокопродуктов  и 21 десяток яиц.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин ранее заявлял, что стоимость потребительской корзины в 2013 году должна вырасти на 4,2 процента. Для трудоспособного населения она подорожала до 7108 рублей, для пенсионеров - до 5443 рублей, для детей - до 6407 рублей.

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что в год гражданин России потребляет: 126,5кг хлеба и хлебопродуктов, 100,4кг картофеля, 114,6кг овощей, 290кг молока и молочных продуктов и т.д.

 

 

Таблица 1. Объем потребления некоторых  продуктов питания разными группами населения

 

 

 

Наименование

 

Единица измерения

 

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

 

Трудоспособное население

 

Пенсионеры

 

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

 

кг

 

126,5

 

98,2

 

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в  пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете  на молоко

кг

 

290,0

 

257,8

 

360,7

Яйца

штук

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты( соль, чай, специи и т.п)

кг

4,9

4,2

3,6


 

 

Если провести расчёты, то можно  утверждать, что среднестатистический гражданин РФ должен употреблять  в день для нормального существования (+\-)  351,4г. хлеба и хлебопродуктов,  278,9г. картофеля, 318,3г. овощей, 805,6г. молока и молочных продуктов, ну а так  же 166,7г. свежих фруктов и раз в  два дня съедать яйцо.

Ну а что касается культурной жизни гражданина, то он, как мы видим  из таблицы (Таблица 3),  может себе позволить сходить один раз в  месяц в театр или кино, на большее  денег не предусмотрено.

 

Таблица 2- Непродовольственные товары

 

 

Наименование

 

Единица измерения

 

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

 

Трудоспособное население

 

Пенсионеры

 

Дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные  изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

17/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

 

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии  и лекарства

Процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в  месяц

10

15

12


 

Таблица 3- Услуги

 

Наименование

 

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Жилье

кв.м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение  и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб.м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт.ч в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15


 

2.Динамика уровня бедности в РФ

 

Уровень неравенства в России на данный момент выше, чем в остальных  странах Евросоюза и странах-членах ОЭСР, и сопоставим с показателями Турции и Мексики. За период рыночных преобразований уровень доходов  и уровень бедности значительно  колебались. В 1991г. 1/3 населения страны оказалась за чертой бедности, а дефицит доходов в это время составил 5,9% общего объёма денежных доходов населения (рис.3)

 

 

Рисунок 3- Уровень бедности в России, 1991-2009гг.,% от общей численности населения

 

Постепенно с приходом экономического кризиса 1998 г. снижение уровня бедности и дефицита денежного дохода сменилось  восходящей динамикой. Однако можно  наблюдать, что с 2001 г. происходит устойчивое изменение рассматриваемых показателей. В период от 2000 до 2007г. доля бедных сократилась  более чем в 2 раза. Так же видно, что кризис 2008 года сказался значительно  меньше на уровне бедности, чем кризис 1998г. При сравнении данных за первые 6месяцев 2008 и 2009гг. уровень бедности возрос с 14,7 до 15,0%. Годовые данные позволяют сделать вывод о том, что в 2009году уровень бедности составил минимальное значение за всю историю постсоветского периода.[17]

Показатель уровня бедности прост  как в понимании, так и в  применении, однако он не даёт представления  о том, насколько бедными являются те или иные группы населения. Например, в случае проведения политики, направленной на улучшение положения самых  бедных, мы можем не вывести их из-за черты бедности, однако существенным образом улучшить их материальное положение. В данном случае наиболее точную оценку бедности даёт показатель дефицита дохода, характеризующий её глубину.

Российская макростатистика оценивает глубину бедности как сумму доходов, которую необходимо доплатить всем бедным, чтобы они перестали быть таковыми, в процентном выражении от объёма доходов всего населения. С 1992 по 2009г. дефицит доходов снизился в 4,5 раза, в то время как уровень бедности снизился гораздо меньше, это свидетельствует о том, что существует чувствительность дефицита доходов не только к глубине бедности, но и к изменению общего уровня доходов населения.

Кроме этого, индикатор дефицита бедности важен для понимания роли и  места мер социальной поддержки  в общей стратегии содействия сокращению бедности. В сложившейся  системе социальной поддержке населения  приоритетными продолжают оставаться выплаты в натуральной и денежной форме отдельным категориям граждан.

2.1Влияние социальных выплат на бедность и неравенство в России

 

«На основе официальных данных выявлена корреляция между уровнем бедности и государственных социальных расходов, исследовано современное состояние  российских универсальных и адресных социальных выплат. Подтверждена закономерность влияние государственных социальных расходов на снижение бедности в России. Выявлено нарушение закономерности положительного влияния роста государственных  социальных расходов на снижение неравенства  по сравнению со странами ОЭСР.»[18,C.41]

На основе проведённых расчётов Всемирного банка и Федеральной  службы государственной статистики (Росстата) попытаемся определить, как  государственные социальные расходы  в нашей стране влияют на бедность и неравенство.

В настоящее время социальные трансферты осуществляются в двух видах универсальных  и целевых социальных выплатах. Первые сосредоточены на определённой категории  людей и предоставляются гражданам (независимо от уровня их благосостояния), которых общество относит к категории  социально незащищённых лиц(например пенсии по возрасту, пособия по инвалидности и т.д). А целевые программы напротив предполагают адресную помощь, предоставляемую на основе проверки уровня благосостояния как меры нуждаемости.

Можно предположить, что одной из причин консервации неравенства  выступает дисбаланс между универсальными и целевыми программами социальной защиты, а так же их не высокая  эффективность. Удельный вес социальных трансфертов в ВВП превышает 10% и составляет приблизительно 15% денежных доходов населения. Пенсии в сравнении  с пособиями оказывают наибольшее влияние на снижение уровня бедности, несмотря на то, что их удельный вес  снизился более чем до 66,5%. Хотя российские законодатели и пытаются усовершенствовать  систему адресной  социальной защиты, совокупные государственные расходы  на эти программы составляют менее  чем 0,5% ВВП и менее 5% денежных доходов  населения и это безусловно минимизирует влияние адресных программ на бедность и неравенство.

Напротив, почти 27% россиян получают пенсии, которые составляют от 5 до 7% ВВП и около трети всех государственных  социальных расходов. Около 80% всех пенсий составляют пенсии по возрасту, помимо того как  пенсии по инвалидности и  семейные пособия приблизительно 10% каждые.

Примечательно, что величина средней  пенсии очень мала по сравнению со средней зарплатой, в последние  годы постоянно ниже 30%. Поэтому число  пенсионеров, которые желают продолжать свою трудовую деятельность неуклонно  растёт.

Более того, действительно бедные получают малую долю социальных выплат, по данным международных сравнений. Главной проблемой остаётся то что, 90% расходов на социальную защиту в  России напрямую не адресовано бедным. Согласно оценкам Всемирного банка  только одна треть расходов на социальную защиту в России достигает беднейших  групп населения (а  например в Румынии 85%). Одним из главных последствий преобладания универсальных выплат является низкая величина средней выплаты, потому что финансовые ресурсы распределяются среди очень широкого круга получателей, не все из которых являются действительно бедными. Например, базовое ежемесячное пособие на ребёнка в регионах России редко превышает 200руб., в силу чего не способно оказать какого-либо влияния на уровень благосостояния.

Информация о работе Динамика уровня бедности в РФ