Динамика валютных курсов и факторы, на нее влияющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Экономические, политические, культурные и другие формы связей между отдельными странами порождают денежные отношения между ними, связанные с оплатой получаемых товаров и услуг. Эти денежные отношения между странами составляют содержание валютных отношений. Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...….3
1.Валютный курс: понятие, и виды….…………………………………….…..6
1.1.Понятие валютного курса … ………..……………………………………..6
1.2.Виды валютных курсов……………………………………………………..9
2.Факторы, влияющие на формирование валютных курсов………………...15
2.1.Основные факторы, влияющие на формирование валютных курсов…..15
2.2.Режимы валютных курсов…………………………………………………17
3 Анализ динамики курса рубля..……………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.96 Кб (Скачать файл)

- данный режим может  обеспечить эффективность валютной  политики при регулировании со  стороны государства, а также  принятии валютно-финансовых и  фискальных мер; 

- следует признать непривлекательность  для иностранных инвесторов и  торговых партнеров условий неопределенности  при данном режиме;

- существует угроза правительственного  манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов  рынка; 

- если страна имеет  наличие крупных спекулятивных  потоков капитала, то определение  обменных курсов в значительной  степени ограничивает валютно-финансовую  независимость. 

 Использование данного  режима наиболее эффективно в  условиях слабой развитости международных  коммерческих связей, т.е., когда  состояние производства не находится  в большой зависимости от внешней  торговли.

 Для введения плавающих  валютных курсов главенствующими  условиями являются наличие развитого  финансового рынка, степень интеграции  с мировой системой, взаимозаменяемость  национальных и иностранных денежных  активов, а также степень развитости  финансового посредничества. Тем  не менее, несмотря на отсутствие  данных факторов, многие государства  перешли на режим плавающих  курсов. Причинами этого являются  неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных  валютных резервов для поддержки  фиксируемых курсов, желание блокировать  "черные" валютные рынки. Первыми  на данный режим преимущественно  перешли промышленно развитые  государства, а затем и развивающиеся.

 Однако ввод плавающих  курсив национальных валют происходил  в рамках стабилизационных программ  МВФ и при наличии технической  помощи. Это вызывало необходимость  проведения комплекса экономических  мер, таких, как структурная  перестройка экономики, либерализация  валютных и таможенных режимов,  ограничения спроса и т.д. В  условиях же отсутствия этих  предпосылок многие государства  используют режим сочетания фиксируемых  и плавающих курсов. Модифицированной  его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого  состоит в проведении мелких  и частных корректировок обменной  стоимости валюты, которые повторяются  1 -2 раза в месяц..

 К преимуществам ползающей  зацепки можно отнести:

- предварительное объявление  темпов "ползания", что увеличивает  доверие экспортеров и потенциальных  инвесторов;

- наличие возможности  поддержания реально фиксируемого  валютного курса. Так, например, при внутренней инфляции в  10% в год и инфляции у торгового  партнера в 5% в год темп "ползания" фиксируется в 5% обесценивания  в год. 

 

 

 Недостатки ползающей  зацепки следующие:

- оптимальный обменный  курс может изменяться в течение  времени, что вызывает постоянную  необходимость корректировки темпов "ползания" во избежание дестабилизации  экономики; 

- режим может привести  к более высокой инфляции, чем  при фиксируемом обменном курсе. 

Промежуточные варианты режима валютного курса

 К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:

 режим «скользящей  фиксации», при котором центральный  банк ежедневно устанавливает  валютный курс исходя из определенных  показателей: уровня инфляции, состояния  платежного баланса, изменения  величины официальных золотовалютных  резервов и др.;

 режим «валютного коридора»,  при котором центральный банк  устанавливает верхний и нижний  пределы колебания валютного  курса. Режим «валютного коридора»  называют как режим «мягкой  фиксации» (если установлены узкие  пределы колебания), так и режимом  «управляемого плавания» (если  коридор достаточно широк). Чем  шире «коридор», тем в большей  степени движение валютного курса  соответствует реальному соотношению  рыночного спроса и предложения  на валюту;

 режим «совместного»,  или «коллективного плавания»,  валют, при котором курсы валют  стран – членов валютной группировки  поддерживаются по отношению  друг к другу в пределах  «валютного коридора» и «совместно  плавают» вокруг валют, не входящих  в группировку.

 Критерии выбора оптимального  режима валютного курса

 Выбор валютного режима  определяется в немалой степени  экономическими целями правительства,  причинами кризиса экономики:  режим фиксированных валютных  курсов в большей мере сдерживает  правительства с отрицательным  сальдо в международных расчетах. Следовательно, при переходе к  режиму плавающих валютных курсов  страны с дефицитом платежного баланса получают больше свободы; для стран с дефицитом платежного баланса рекомендуется дефляционная политика, для стран с активным сальдо – инфляционная. При этом отказ от фиксированных курсов и переход на режим плавающих приводит к инфляционной политике. В случае кризисных явлений экономики внутри страны необходимо рассматривать и учитывать причины их возникновения – в финансовой сфере, либо в сфере товарного производства. В случае если кризисные явления вызваны потрясениями на финансовых рынках в результате краткосрочных конъюнктурных колебаний, как правило, применение валютного режима фиксированного курса позволит в течение краткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условии наличия сильной валютно-резервной позиции Центрального банка. В случае возникновения причин кризиса в сфере материального производства, применение режима фиксированного курса без кардинальной структурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощению валютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорций в форме дефицита платежного баланса.

 Можно заключить, что  выбор оптимального варианта  режима валютного курса должен  осуществляться с учетом национальных  особенностей состояния экономики:  система фиксированных валютных  курсов является более эффективной  в деле стабилизации денежного  обращения и денежного рынка,  в то время как гибкие валютные  курсы имеют преимущества при  стабилизации производства и  улучшении платежного баланса;  валютный режим Валютного Совета  и единой валютной зоны, фиксированного  валютно-обменного курса, как  правило, применяются в периоды  краткосрочных конъюнктурных колебаний  на внутреннем финансовом рынке.  Длительное использование режима  фиксированного обменного курса  может привести к неоправданным  расходам государства по поддержанию  зафиксированного уровня обменного  курса и усилению внешнеэкономических  диспропорций.

 

 Кроме того, при выборе  системы валютных курсов важно  учитывать степень инфляции и  уровень состояния резерва иностранной  валюты: если уровень инфляции  в стране незначительно превышает  уровень инфляции за рубежом,  то должно быть проведено снижение  курса собственной валюты. Но, если  разница в уровнях инфляции  значительна, и дисбаланс в  структуре стоимости и цен  достиг огромных значений, то  для выхода из сложившегося  кризиса применяется система  плавающих валютных курсов как на краткосрочный, так и на долгосрочный период;

 если запасы иностранной  валюты сильно истощены, а внешний  долг достиг очень значительного  уровня, то необходимо большее  регулирование валютного курса  для того, чтобы не только поддержать  международную конкурентоспособность,  но и для накопления запасов,  необходимых для корректировки  неустойчивости платежного баланса.

 Ни один оптимальный  валютный режим в полной мере  не может защитить национальную  экономику от проявлений внешних  кризисных явлений. Валютный режим  является только дополнением  главному элементу национальной  валютной системы – механизму  валютного регулирования (в условиях  экономики переходного периодана принципах «валютного контроля»). Только эффективный механизм валютного регулирования, построенный на четко определенных в законодательном порядке принципах, через который предупреждаются и минимизируются последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках, в полной мере может защитить внутренний валютный рынок от внешних потрясений в краткосрочном периоде. Директивные меры валютного регулирования в определенном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для производства капиталовложений не в иностранные предприятия, а внутри страны, что является не маловажным фактором в условиях недостаточной поддержки со стороны инвесторов из-за недоверия к политике своего правительства. Вместе с тем, директивное регулирование в целом не может заменить экономической политики, ориентированной на стабилизацию цен. Валютные ограничения не могут обеспечить долгосрочной стабильности обменного курса и валютной политики. Такой результат возможен только при условии направления механизма денежно-кредитного регулирования на стабилизацию цен и установление прочного внешнеторгового равновесия.

 

 Таким образом, соотношение  рыночного и государственного  регулирования валютного курса  влияет на его динамику. Формирование  валютного курса на валютных  рынках через механизм спроса  и предложения валюты обычно  сопровождается резкими колебаниями  курсовых соотношений. На рынке  складывается реальный валютный  курс – показатель состояния  экономики, денежного обращения,  финансов, кредита и степени доверия  к определенной валюте. Государственное  регулирование валютного курса  направлено на его повышение  либо понижение исходя из валютно-экономической  политики. С этой целью проводится  определенная валютная политика

 

 

3.Анализ динамики курса  рубля

Динамика валютного курса  рубля по отношению к доллару  США (как к мировой резервной  валюте, это – ключевое соотношение) в 1995 – 2009 гг. приведена в таблице 1.  
 
Таблица 1. Динамика среднегодового курса рубля к доллару США

Показатель

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Валютный курс

4,56

5,12

5,78

9,71

24,62

28,13

29,17

31,35

30,69

28,82

28,28

27,19

25,58

24,85

31,74

Ослабление рубля (+), усиление рубля (-), % к предыдущему году

 

+108

 

+12

 

+13

 

+68

 

+154

 

+14

 

+4

 

+7

 

-2

 

-6

 

-1

 

-4

 

-6

 

-3

 

+28


 
Расчет по IMF International Financial Statistics. Валютный курс округлен до сотых, показатели динамики валютного курса, в процентах – до целых значений  
 
Как следует из таблицы 1, в 1996 – 2009 гг. была сформирована «сглаженная» динамика валютного курса рубля, прерываемая вспышками волатильности и резкими ослаблениями рубля в периоды кризисов. По оценке, действия монетарных властей искусственно ограничивают волатильность его валютного курса (таблицы 2 – 3).  
 
Таблица 2. Сравнительный анализ волатильности валют стран мира (по отношению к доллару США, коэффициент вариации)

Коэффициент вариации, 
2003 - 2009, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся  экономики

Число стран

0

   

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман, Катар, Иордания, Ливан, Сирия, Панама, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Мальдивы, Микронезия

 

18

>0 - 1

Гонконг

1

Гайана

1

>1 - 2

   

Афганистан, Камбоджа, Суринам

3

>2- 4

Словения

1

Гватемала, Гондурас, Кувейт, Ливия, Тунис, Республика Йемен, Вьетнам, Бирма, Руанда

9

>4- 6

   

Индия, Малайзия, Нигерия, Алжир, Египет, Непал, Бутан, Боливия, Гаити, Ангола, Кения, Мавритания, Мозамбик

13

>6 - 8

Япония, Сингапур, Швеция, Норвегия, Швейцария, Кипр, Мальта

7

Латвия, Перу, Бангладеш, Бурунди, Либерия, Индонезия, Иран, Турция, Кыргызстан, Марокко, Маврикий, Уганда, Шри Ланка

13

>8 - 10

Австралия, Великобритания, Еврозона, Австрия, Бельгия, Португалия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Израиль, Нидерланды, Новая Зеландия, Сан-Марино, Испания

18

Китай, Аргентина, Мексика, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия,Россия, Казахстан, Азербайджан, Литва, Эстония, Молдова, Македония, Черногория, Монголия, Филиппины, Лаос, Таиланд, Республика Конго,  Кот-д'Ивуар, Бенин, Габон, Камерун, Чад, Буркина-Фасо, ЦАР, Мали, Сенегал, Сербия, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Нигер

33

>10 - 12

Канада, Южная Корея

2

Беларусь, Грузия, Румыния, Хорватия, Чили, Никарагуа, Коста-Рика, Венесуэла, Доминиканская Республика, Уругвай, Гамбия, Ирак, Лесото, Намибия, Южная  Африка, Судан, Таджикистан

17

>12 - 14

   

Албания, Пакистан, Парагвай, Колумбия, Эфиопия, Замбия

6

>14 - 17

   

Польша, Ботсвана, Ямайка, Мадагаскар, Малави, Свазиленд

6

>17 - 22

Словакия, Чехия

2

Бразилия, Украина, Гана

3

>22 - 30

Исландия

1

Армения

1

>30 - 45

   

Гвинея

1

>45

   

Зимбабве

1

Итого стран

32

Итого стран

125


Расчет по IMF International Financial Statistics. По странам, перешедшим в 2000-е гг. на евро – расчет только за годы, в которые использовалась национальная валюта (Кипр, Мальта, Словакия, Словения 
Таблица 3. Сравнительный анализ волатильности валют стран мира (по отношению к доллару США, коэффициент осцилляции)

Коэффициент осцилляции, 
2003 - 2009, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся  экономики

Число стран

0

   

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман, Катар, Иордания, Ливан, Сирия, Панама, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Мальдивы, Микронезия

18

>0 - 3

Гонконг

1

Гайана

1

>3 - 6

   

Афганистан, Камбоджа, Суринам

3

>6- 12

Словения

1

Гватемала, Гондурас, Кувейт, Ливия, Египет, Нигерия, Мавритания, Тунис, Республика Йемен, Вьетнам, Бирма, Руанда

12

>12- 18

   

Латвия, Индия, Малайзия, Турция, Бангладеш, Маврикий, Алжир, Уганда, Непал, Бутан, Шри Ланка, Боливия, Гаити, Ангола, Кения, Мозамбик, Перу

17

>18 - 24

Япония, Сингапур, Швеция, Норвегия, Швейцария, Кипр, Мальта, Новая Зеландия, Израиль

9

Китай, Азербайджан, Бурунди, Либерия, Сьерра-Леоне, Индонезия, Иран, Ирак, Сербия, Казахстан, Кыргызстан, Марокко, Таиланд, Танзания, Лаос, Филиппины, Мексика

17

>24 - 30

Австралия, Великобритания, Еврозона, Австрия, Бельгия, Португалия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Сан-Марино, Испания, Канада

17

Аргентина, Чили, Никарагуа, Венесуэла, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Россия, Литва, Эстония, Молдова, Македония, Черногория, Монголия, Республика Конго,  Кот-д'Ивуар, Бенин, Габон, Камерун, Чад, Буркина-Фасо, ЦАР, Мали, Сенегал, Гамбия, Того, Нигер, Южная Африка, Судан, Лесото

30

>30 - 36

Южная Корея

1

Беларусь, Румыния, Хорватия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Уругвай, Намибия, Эфиопия, Замбия, Малави, Таджикистан

11

>36 - 42

   

Албания, Грузия, Пакистан, Парагвай, Колумбия

5

>42 - 51

Чехия

1

Польша, Украина, Ботсвана, Ямайка, Мадагаскар

5

>51 - 66

Словакия

1

Бразилия, Армения, Гана, Свазиленд

4

>66 - 90

Исландия

1

   

>90 - 135

   

Гвинея

1

>135

   

Зимбабве

1

Итого стран

32

Итого стран

125

Информация о работе Динамика валютных курсов и факторы, на нее влияющие