Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы курсовой работы. Проблемы рынка труда в любом обществе являются сложными и болезненными. Трансформационный переход в начале 90-х годов сформировал новую ситуацию в сфере занятости, естественной формой разрешения которой является развитый рынок труда. Его исследование является одной из важнейших задач экономической науки. Современный этап развития российского рынка труда связан с новым отношением к рабочей силе как к одному из ключевых ресурсов экономики. В современной России возрастает роль человеческого фактора в производстве товаров и услуг. Среди трех факторов производства – труд, земля, капитал – именно труд является главным источником экономического роста страны, поскольку позволяет повышать производительность труда, а значит и национальный доход.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3-6 Глава1. Понятие, виды, причины дискриминации на рынке труда……….7-12 . Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений………7-10 . Причины возникновения дискриминации……………………………11-12 Глава 2. Модели склонности, издержки дискриминации и её анализ на рынке труда России………………………………………………………………..13-31 2.1. Модели склонности к дискриминации……………………………….13-19 2.2. Издержки дискриминации…………………………………………….20-23 2.3. Дискриминация труда в России. Анализ по России………………..24-31 Глава 3. Пути улучшения ситуации на рынке труда……………………32-36 3.1.Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией……………………………………………………………32-33 3.2.Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации…………………………………………………………………34-36 Заключение………………………………………………………………37-38 Список литературы………
выпуска, равное сумме площадей А + В + С, выигрыш в
выпуске от дополнительной занятости
в отрасли 2 равен сумме площадей А + В. В итоге произойдет
снижение общего благосостояния на величину С. Таким образом,
из экономической теории дискриминации
следует, что независимо от конкретного
вида модели дискриминации, она связана
с падением общего благосостояния.
Рис. 8. 11. Влияние
дискриминации на заработную плату и прибыль:
общее равновесие
Рассмотрим эффекты дискриминации
в ситуации общего равновесия. На рис.
8.11 представлен ящик Эджуорта для двух
отраслей (одна (G) производит
капиталоемкие блага, другая (H) — трудоемкие
блага). Есть три фактора производства:
капитал К и два вида
труда L1 и L2. По вертикальной
оси на рис. 8.10 измеряется запас капитала,
по горизонтальной — запас труда. Предположим,
что труд неслучайным образом распределен
между двумя отраслями: все работники
группы 1 заняты в отрасли G, а все работники
группы 2 — в отрасли H. Начальная
точка общего равновесия А находится
на Парето-эффективной кривой контрактов.
Работники обеих групп получают заработную
плату, равную величине их предельного
продукта, одинакового в обеих отраслях,
а собственники капитала получают нормальную
прибыль.
Заработная плата не может быть
уменьшена в обоих секторах в большей
степени, чем соответствующие предельные
продукты. Также не может быть сокращена
занятость в обоих секторах. Таким образом,
дискриминация может быть введена только
снижением заработной платы ниже исходного
предельного продукта в одной отрасли
(например, H) или снижением
занятости в другой отрасли (G). Если будет
введен первый из двух предложенных вариантов
и уровень выпуска в отрасли G останется тем
же, то новое равновесие установится в
точке В. Точка В лежит на оригинальной
изокванте G0 для отрасли G, но на новой
контрактной кривой, расположенной дальше
от диагонали (кроме точек экстремума ОH и ОG). В точке В работники
из группы 2 проигрывают, (отношение капитал—труд
уменьшается), работники из группы 1 выигрывают
(отношение капитал—труд растет), а работодатели
могут как выиграть, так и проиграть, в
зависимости от количества благ H и G, которые они
теперь потребляют, так как относительная
цена благ Н и G изменилась.
Точка В — точка временного
равновесия. При изменениях дохода и цены,
вызванных изменениями заработной платы
и цен в отрасли H, производство
благ G упадет, тогда
как производство благ H может увеличиться
или уменьшиться в зависимости от величины
эффектов дохода и замещения. При этом
общий выпуск снижается, как это видно
на рис. 8.11. Новая точка равновесия будет
расположена левее на этой же контрактной
кривой. Работники 1 и 2 группы будут оплачиваться
относительно выше, чем в точке В (работники
2 группы даже выше, чем в точке А). Работодатели
в целом выиграют, если новая точка равновесия
не будет расположена далеко от точки В. Тогда, когда
равновесие сдвигается в точку С и дальше, то
заработная плата не только работников
группы 1, но и группы 2 будет больше, чем
в точке А. Распределение
ресурсов, производства и потребления
в постдискриминационной точке равновесия
не будет эффективным.
Таким образом, дискриминационные
различия благоприятствуют работникам
из недискриминируемой группы и приносят
потери или работодателям, или работникам
дискриминируемой группы. Необоснованные
дискриминационные различия в заработной
плате или занятости приводят к потерям
в благосостоянии и выигрыш от дискриминации
одних не компенсирует проигрыша других.
2.3 Дискриминация
труда в России. Анализ по России.
Многочисленные исследования
оценок дискриминации и со стороны работников,
и со стороны работодателей показывают,
что наиболее
актуальным видом дискриминации
на российском рынке труда является гендерная
дискриминация при найме и увольнении.
Исследование, проведенное в 2008 - 2009 годах
показало, что значительная часть объявлений
о вакансиях гендерно не нейтральны. Причем
это относилось к профессиям, в которых
не требуются профессиональные навыки,
связанные с биологическими различиями
качества рабочей силы мужчин и женщин.
За четыре года доля таких объявлений
о вакансиях выросла от 30% до 40%, несмотря
на то, что в российском трудовом законодательстве
существует запрет на дискриминацию при
найме по гендерному признаку. Распределение
гендерных предпочтений по профессиональным
группам показывает, что у работодателей
существуют устойчивые стереотипы о профессиональной
предпочтительности мужчин и женщин.
Таким образом, на рынке труда
в основном реализуется не прямая, а скрытая
дискриминация, которая проявляется в
политике найма и продвижения и отражает
гендерные предпочтения работодателей
по отношению к определенным рабочим местам
и видам деятельности. Такая скрытая дискриминация
способствует формированию горизонтальной
и вертикальной сегрегации на рынке труда.
Говоря о дискриминации на рынке
труда, можно выделить два типа
стереотипов, которые поддерживают
гендерное неравенство: стереотипы
положения и стереотипы поведения.
Стереотипы положения - это
стереотипы работодателя. Работодатель
воспринимает женщин как менее
полезную рабочую силу. Он исходит из
представлений о том, что женщине
надо сочетать трудовую деятельность
с
семейными обязанностями, поэтому
от нее в меньшей степени надо ожидать
сверхтрудовых усилий, ориентации
на карьерный рост и т.д. Такое поведение
работодателя, несомненно, является
дискриминационным.
Стереотип поведения - это, напротив,
стереотип работников. Так как
женщины знают, что к ним относятся
как к менее предпочтительным работникам,
то они исходят из того, что соревноваться
с мужчинами у них нет возможностей и выбирают
виды деятельности, которые требуют меньших
трудовых усилий.
Так, по данным РМЭЗ более половины
женщин считает, что у них мало
качеств, которые ценятся в
современной экономической ситуации.
Что касается мужчин, то их оценки были
более оптимистичными. В среднем
по сравнению с женщинами мужчин,
считавших, что у них недостаточно ценных
качеств, было на 10% меньше. Обратная тенденция
наблюдается тогда, когда речь идет об
оценке достаточности качеств. Здесь мужчин,
наоборот, на 10% больше. В среднем за эти
годы около 43% мужчин думали, что у них
много качеств, которые ценились на тот
момент на рынке труда. В 2010 году доля мужчин,
отметивших эти варианты ответов, снижалась
до 39,7%.
Таким образом, на рынке труда
действуют одновременно и дискриминация,
и механизм самоотбора женщин, которые
не позволяют им занимать положение, одинаковое
с мужчинами.
Для устранения экономических
основ гендерного неравенства недостаточно
обеспечить одинаковое участие мужчин
и женщин в трудовой деятельности. Для
этого необходимо изменить структуру
спроса на рынке труда, практику найма
и продвижения персонала, повысить значимость
и престижность занимаемых женщинами
должностей.
Также одной их самых распространенных
видов дискриминаций является дискриминация
представителей этнических меньшинств
на рынках труда.
Фобии, предрассудки - это мнения,
психологические установки принимающего
общества по отношению к мигрантам, тогда
как дискриминация - это фактическое поведение
по отношению к ним. Дискриминации в первую
очередь подвергаются самые бесправные
представители этнических меньшинств:
отсутствие гражданства, регистрации,
плохое знание русского языка, недостаточная
квалификация и пробелы в образовании
делают их неконкурентоспособными во
всех сферах социально- экономической
жизни принимающего общества. При этом
важен уровень толерантности к данному
конкретному меньшинству: неприятие меньшинства
провоцирует дискриминацию его представителей.
На рынке труда дискриминация
проявляется в ограничении доступа к
отдельным видам работ и сферам
занятости, оплате труда, условиях труда.
Эксперты-азербайджанцы отмечали,
например, что негативное отношение к
азербайджанцам часто усиливается именно
тогда, когда они начинают органично вписываться
в московскую среду: стремясь покинуть
старую
нишу (например, рыночную торговлю),
они не могут найти себе новую,
наталкиваясь на административные
и иные препятствия.
Дискриминация на рынке труда
не может быть объяснена однозначно,
являясь результирующей действия
нескольких факторов. Отсутствие законных
оснований для работы - законности проживания/пребывания
на территории области и разрешения на
работу для граждан других государств
СНГ, автоматически закрывает доступ к
занятости в бюджетной сфере, к рабочим
местам в частном секторе, связанным с
материальной и/или административной
ответственностью.
Определенную роль играют такие
объективные факторы, как недостаточный
уровень образования, квалификации, знания
русского языка.
Работодатель объективно заинтересован,
чтобы лицо, у него работающее,
было официально зарегистрировано.
Однако «в том случае, если работа сезонная,
неквалифицированная, временная, то больше
шансов - у незарегистрированных, так как
в этом случае возможен их наем без отчетности
перед контролирующими органами.
Часто встречается на рынке
труда России и дискриминация молодежи.
В настоящее время в системе
непрерывного образования молодежи отсутствует
целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная
работа, которая должна содействовать
личности в профессиональном самоопределении
с учетом не только потребностей и возможностей,
но и с учетом ситуации на рынке труда.
Молодежь уже сегодня во многом
определяет политические, экономические
и социальные структуры общества. Вместе
с тем она во всем мире является одной
из особо уязвимых групп на рынке труда,
особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность
перечисленных проблем, молодежи уделяется
мало внимания в научных исследованиях,
средствах массовой информации, правительственных
документах.
Нынешняя ситуация с подростковой
занятостью вызывает большую тревогу.
Чаще всего - это самозанятость вроде мойки
автомашин и торговли газетами или работа
в "теневом" секторе экономики. Поэтому
если не решить проблему государственного
контроля за занятостью этой молодежной
группы, то возникнет опасность увеличения
криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года
- это студенты и молодые люди,
завершающие или завершившие
в основном профессиональную подготовку.
Они являются самой уязвимой группой,
вступающей на рынок труда, так как не
имеют достаточного профессионального
и социального опыта, и в силу этого менее
конкурентоспособны. Стаж - наиболее актуальная
проблема при трудоустройстве, ведь без
опыта работы такую категорию работников
очень просто обвинить в его отсутствии
и на этом основании уволить по истечении
испытательного срока, полностью игнорируя
его трудовой порыв и достижения за этот
период.
Молодежь часто жалуется, что
процесс трудоустройства нередко заходит
в тупик именно из-за отсутствия опыта.
Это похоже на замкнутый круг - не берут
на работу, поскольку нет опыта, а где его
взять, если молодежь никуда не принимают
на работу?!
По данным исследования из 100
процентов молодых людей, ищущих работу
впервые, 75 процентам отказывают в приеме
на работу по причине отсутствия опыта.
В 25-29 лет молодые люди, в основном,
уже делают профессиональный
выбор, имеют определенную квалификацию,
некоторый жизненный и профессиональный
опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего
уже имеют собственную семью и предъявляют
достаточно высокие требования к предлагаемой
работе. Очевидно поэтому именно в данной
группе наибольшая доля зарегистрированных
в Российской Федерации молодых безработных.
Скорее всего, это можно объяснить более
быстрой адаптацией российской молодежи
к рыночным условиям за счет больших возможностей
выбора работы.[5]
Снижение общего уровня жизни
населения привело к сверхзанятости среди
учащейся молодежи, вынужденной работать
в свободное от учебы время. Возрастает
количество предложений рабочей силы
за счет выпускников учебных заведений.
Отсутствие механизма, регулирующего
трудоустройство выпускников учебных
заведений и, в частности профессиональных,
приводит к возникновению серьезных проблем.
Особенную тревогу вызывает
утрата молодежью ценности профессионализма.
"Деньги - любым путем" – такова формула
времени для многих молодых людей. Проявляется
четкая тенденция люмпенизации молодежи,
что в ближайшей перспективе отразится
на социальной структуре российского
общества со всеми вытекающими отсюда
негативными последствиями.
Если существующие в настоящее
время тенденции в воспроизводстве
квалифицированных кадров не
изменятся, то в ближайшей перспективе
можно ожидать роста безработицы среди
неквалифицированного населения, и прежде
всего, среди молодежи - выпускников общеобразовательных
школ, не продолжающих дальнейшего образования,
не имеющих профессии или должной квалификации.
Поэтому необходима рациональная организация
общеобразовательного и профессионального
образования молодежи, согласованного
как с развитием национальной экономики,
так и с мировыми
тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее
число молодых людей считает получение
полноценного образования необходимым
условием достижения желаемого социального
статуса и более высокого материального
положения, определенной гарантией от
безработицы. Профессиональное обучение
становится важнейшим элементом инфраструктуры
рынка труда, который поддерживает качественно
сбалансированный спрос и предложение
труда, во многом определяет эффективность
мер по реализации молодежной политики
занятости. Вот почему при сокращении
подготовки квалифицированных кадров
в ПТУ и средних специальных учебных заведениях
прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся
в службе занятости система
профессионального обучения
незанятого населения. Она способствует
профессиональной адаптации высвобождаемых
работников и незанятого населения, повышению
их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональное обучение безработных
осуществляется по трем каналам: переподготовка
кадров, первоначальное обучение, повышение
квалификации.
Из-за падения престижа производительного
труда для значительной части молодых
людей стал характерен социальный пессимизм,
они не верят в
возможность иметь интересную,
содержательную работу, оплачиваемую
в
соответствии с мерой своего
труда на уровне мировых стандартов. Происходят
полярные изменения трудовой мотивации.
Квалифицированные молодые кадры часто
меняют специальность, что в дальнейшем
может привести к дисбалансу в профессиональной
структуре рабочей силы. Приоритет отдается
не содержательному труду на производстве,
а труду с низкой интенсивностью, направленному
на получение значительной материальной
выгоды любым путем. Все это, конечно, не
может способствовать подъему экономики
всей страны.