Дискриминация на рынке труда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Проблемы рынка труда в любом обществе являются сложными и болезненными. Трансформационный переход в начале 90-х годов сформировал новую ситуацию в сфере занятости, естественной формой разрешения которой является развитый рынок труда. Его исследование является одной из важнейших задач экономической науки.
Современный этап развития российского рынка труда связан с новым отношением к рабочей силе как к одному из ключевых ресурсов экономики. В современной России возрастает роль человеческого фактора в производстве товаров и услуг. Среди трех факторов производства – труд, земля, капитал – именно труд является главным источником экономического роста страны, поскольку позволяет повышать производительность труда, а значит и национальный доход.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3-6
Глава1. Понятие, виды, причины дискриминации на рынке труда……….7-12
. Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений………7-10
. Причины возникновения дискриминации……………………………11-12
Глава 2. Модели склонности, издержки дискриминации и её анализ на рынке
труда России………………………………………………………………..13-31
2.1. Модели склонности к дискриминации……………………………….13-19
2.2. Издержки дискриминации…………………………………………….20-23
2.3. Дискриминация труда в России. Анализ по России………………..24-31
Глава 3. Пути улучшения ситуации на рынке труда……………………32-36
3.1.Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией……………………………………………………………32-33
3.2.Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации…………………………………………………………………34-36
Заключение………………………………………………………………37-38
Список литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.66 Кб (Скачать файл)

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

- созданию малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд;

- организации квотирования  рабочих мест через законодательные  акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;

- созданию более эффективных  и устойчивых механизмов организации

временной занятости подростков.

Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности региональных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную связь основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.

В ходе выполненной работы можно сделать вывод о том, что дискриминация на рынке труда России явление достаточно распространенное.

В конце 2011г. 4,0 млн. человек или 5,3% экономически активного

населения квалифицировались как безработные. Большинство из этого количества людей не смогли получить место работы именно из-за дискриминации на рынке труда, именно поэтому я считаю, что проблема дискриминации на рынке труда является на данный момент достаточно актуальной.

Таким образом, государство должно принять активные меры по решению данной проблемы для того, чтобы прекратить проявление неодинакового отношения со стороны работодателей к работникам, а также посредством этих мероприятий снизить уровень безработицы по стране. 
Глава 3. Пути улучшения ситуации на рынке труда.

3.1 Сотрудничество  мирового сообщества в сфере  борьбы с дискриминацией 

«Миллионы людей в мире лишены работы, вынуждены заниматься лишь определенными видами профессиональной деятельности или получают более низкую заработную плату только из-за своего пола, вероисповедания или цвета кожи независимо от своих способностей или требований, предъявляемых на данном рабочем месте. Ликвидация дискриминации в сфере труда – необходимый элемент любой стратегии снижения масштабов нищеты и обеспечения устойчивого развития». [14]

Принцип, на котором основывается международно-правовая система защиты прав человека и основных свобод, - это принцип равенства и недискриминации. Дискриминация запрещена рядом международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и затрагивающих все известные сегодня ситуации, при которых лицам может быть отказано в праве на равенство. В декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам указано, что дискриминация людей на основе принадлежности их к той или ной национальности является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов устава ООН и осуждаются как нарушения прав человека и основных свобод, провозглашенных во всеобщей декларации по правам человека. [2]

В «Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках» от 27 ноября 1978г. в статье 1 отмечено «все люди, и группы людей имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми. Однако многообразие форм жизни и право на различие, ни при каких обстоятельствах не могут служить предлогом для расовых предрассудков; ни юридически, ни фактически они не могут служить оправданием какой бы то ни было дискриминационной практики…» [3]

Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)» [6] в статье 6 обязует каждого Члена Организации, «для которого настоящая Конвенция находится в силе, предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, что пользуются его собственные граждане». Это коснулось в первую очередь вопросов заработной платы, социальных пособий, условий труда, принадлежности к профсоюзам и т.п.

На определенном этапе развития международного права были выделены так называемые права третьего поколения – коллективные права. Это специальные права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим или каким-либо иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких прав достаточно широк – это несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, безработные, беженцы и лица некоренной национальности. [13]

По опыту западных стран в проведении антидискриминационной политики, несмотря на скрытое сопротивление людей, консерватизм, традиции и предубеждения, успех в этом деле реально достижим, но нужны последовательные усилия государства, общества и граждан. Интересно, что на определенном этапе возможен своего рода противоположный эффект, когда работодатель, например, подвергает дискриминации белого работника, боясь быть обвиненным в дискриминации афроамериканца. [11]

 

 

3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации

  Конституция Российской Федерации, пункт 3, статья 37 гласит, о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требовании безопасности и гигиены на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Трудовой кодекс, принятый в 2002 году, выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью 3. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений – недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство возможностей в сфере труда. Любой мотив, не указанный в статье 3 является нарушением равенства возможности в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника. Нарушение правила о запрещении дискриминации в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с заявлением об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Статья 3 гарантирует компенсацию морального труда причиненного нарушением той или иной статьи о запрещении дискриминации. При определении его размера учитывается степень физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, а так же иные обстоятельства.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2009 № 2 «О применении судами РФ трудового кодекса РФ», в статье 10 поясняется, что следует понимать под деловыми качествами работника.

Итак, под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной области).

Таким образом, принципы государственной политики в области предоставления защиты и гарантий от дискриминаций в сфере труда и занятий были закреплены в законодательстве в советский период, а ныне - в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проблема дискриминации является острой, для многих категорий населения, о чем свидетельствует существование специальных законов, предусматривающих обеспечение их занятости путем проведения различных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности в сфере труда. Проблемы, связанные с дискриминацией по национальному признаку приводят к социально-политической нестабильности. В некоторых регионах России, вставших на путь конструктивного решения национального вопроса, достигнуты немалые успехи. Накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями национальных меньшинств. [12]

Подобный опыт должен учитываться не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и организациями национальных меньшинств, для того чтобы нарабатывать процедуры и механизмы согласования интересов большинства и меньшинства. К сожалению, довольно часто проводимая и декларируемая политика в области устранения дискриминации на рынке труда различаются, недостаточно внимания уделяется действенности правовых и судебных процедур, продуманных механизмов обеспечения прав лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам.

Приведем некоторую статистику того, что в России ежегодно возбуждается несколько десятков дел по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды») и только единицы из них доходят до судебного разбирательства. Например, в 2008 году из 37 дел, возбужденных по статье 282 до суда дошло 6, ни одного приговора вынесено не было, а в 2009 году из 60-ти возбужденных дел 20 было направлено в суд, вынесено 17 приговоров. [12]

Многочисленные нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере труда не находят отражения в судебной практике, что является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, которое должно пресекать попытки дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания, но и тем, что дискриминация осуществляется, формально не нарушая закона, в связи со слабостью судебной власти.[15]

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, документы, закрепленные международным законодательством и РФ, запрещающие проявление дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимыми, но недостаточными условиями. Дискриминация в области труда не исчезнет, даже если она запрещена законом. Необходимо также эффективное действие правоприменительных механизмов, позитивные действия, беспристрастная система образования, услуги по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.

 

Заключение

Итак, рассмотрев понятие, виды, причины дискриминации на основе принадлежности работника к той или иной национальности в трудовых отношениях, а так же законодательство, затрагивающее данную проблему, следует сделать следующие выводы.

Дискриминация на рынке труда проявляется в тех случаях, когда группа работников, при равных способностях, выполняющие одинаковую трудовую функцию, имеют неравные возможности в трудовой сфере (различия в заработной плате, ущемление при продвижении по карьерной лестнице, при приеме на работу и т.д.). Анализ существующих теорий рыночной дискриминации показал, что совершенной модели нет. Каждая из них проявляется на рынке труда в определенных условиях. Все существующие модели взаимосвязаны и в ряде случаев приносят ущерб не только работнику, но и работодателю.

Следует отметить, что дискриминация по национальному признаку является актуальной проблемой в России. И, несмотря на гарантии, закрепленные в международных документах, эта проблема носит очень острый характер и фактически не имеет никакого решения. Как выяснилось, национальность работника чаще всего определяет его статус и заработную плату на рынке труда.

Устранение дискриминации по национальному признаку - важнейшая предпосылка для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями, не взирая на цвет кожи и этническую принадлежность. Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда и появлению несправедливых преимуществ. Справедливый и честный характер трудовых отношений способствует укреплению чувства самоуважения работника, его морали и мотивации. Более производительная и лояльная рабочая сила в сочетании с эффективными ресурсами способствует росту производительности и конкурентоспособности предприятия. Дискриминация же создает стрессовые состояния, снижает мотивацию к труду, затрагивает самоуважение и укрепляет еще более существующие предрассудки.

Таким образом, устранение дискриминации в области труда - это стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более демократические рынки труда, сделать таковым все общество в целом, а так же снизить опасность конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Большой экономический  словарь / Под. ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт  новой экономики, 2002. – 1280 с.

2. Декларация о ликвидации  всех форм нетерпимости и дискриминации  на основе религии и убедеждений. // Дискриминация вне закона: сборник  документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. –  М.: Юристъ, 2003. – 383с.

3. Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

4. Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод // Дискриминация  вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

5. Доступность высшего  образования в России // Отв. ред. О.В. Шишкин. Независимый институт  социальной политики. – М., 2009. – 500с.

6. Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)// Дискриминация  вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

7. Кодекс законов о  труде РСФСР от 09.12.1971г гл. 3; ст. 16. (в ред. от 25.09.1992г)

8. Колосницына М.Г. Экономика  труда: Учебное пособие для студентов. – М. 2009

9. Костин Л. Миграция и  мигранты // Человек и труд. 2001. №8. С.62

10. Мазин А.Л. Трудовая  дискриминация и управление персоналом // Управление персоналом. – 2002. –  № 12. С. 19-24

11. Мазин А.Л. Трудовая  дискриминация: болезнь, которую нужно  лечить // Человек и труд. 2003. №4. С.28-32.

12. Мукомель В.И. Грани интолерантности // http: // 2001. isras. ru /Socis / SocisArticles/2005_02/mukomel.doc

13. Переведенцев В.В. Социальная политика // Человек и труд. 2003. №5. С. 24-27.

14. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 400с.

15. Таньшина Н., Лясников Н. ЕС: Занятость и безработица маргинальных слоев // Человек и труд. 2000. №10. С.41-43

16. Топилин М.А. Ключевые проблемы рынка труда // Человек и труд. 2002. №1. с. 29-35

 

 

 


Информация о работе Дискриминация на рынке труда России