Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…....3
1.1 Доходы населения и их формы………………………………………..……3
1.2 Факторы, определяющие доходы населения…………………………...…7
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ ………………….........8
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….…15

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ  И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…....3

1.1 Доходы населения и  их формы………………………………………..……3

1.2 Факторы, определяющие  доходы населения…………………………...…7

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ ………………….........8

    НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям  макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного  благосостояния людей, в их положении  в системе социальных отношений. Осуществляемые преобразования, связанные  с формированием рыночных отношений, актуализируют вопросы регулирования  социально-экономических процессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования, доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.

На начальном этапе  коренных экономических преобразований в бывших республиках СССР заметно  снизилась роль государства в  регулировании социально-экономических  процессов, в результате которого оно  не смогло обеспечить должный переход  от централизованного механизма  распределения доходов с его "уравнительной" направленностью к гибкому рыночному  распределению. В итоге, с начала проведения реформ, происходит резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребления  благ и услуг, рост бедности, наблюдается  резкая отраслевая и территориальная  дифференциация в уровне доходов  населения, снижающая уровень благосостояния людей.

Исходя из этого, проблема разработки эффективного механизма регулирования доходов населения становится чрезвычайно актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Рыночная экономика предполагает не только выработку новых теоретических  подходов, но и выбор таких форм, методов и средств регулирования  доходов населения, которые соответствуют  принципам экономической и социальной эффективности. Разработка методологических принципов определения основных направлений государственной политики роста благосостояния населения, ее целей, методов, приоритетов и научно обоснованных положений позволит решать социально-экономические проблемы переходного периода.

С позиции концепции человеческого  развития как фактора экономического роста, регулирование доходов населения  выполняет важную роль в создании условий для формирования высококвалифицированных  работников и решении социальных проблем общества, способствующие росту  благосостояния населения и развитию экономики. Важность проблемы создания эффективного механизма регулирования доходов населения в системе государственной политики роста благосостояния, ее сложность и актуальность требуют теоретического осмысления, разработки методологических подходов и направлений ее решения.

 

1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ,  ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

1.1 Доходы населения  и их формы

Переход от экономики, основанной на общей собственности на средства производства, а также централизованно  управляемом производстве и распределении, к экономике с многообразием форм собственности обуславливает трансформацию экономических и, в частности, распределительных отношений, источников и механизмов возмещения затрат труда посредством формирования и регулирования доходов.

Переход к рынку внес существенные изменения в структуру доходов  населения, в которой важное значение имеют новые формы - предпринимательский доход, доход от собственности и другие, значение которых для различных групп населения неодинаковы. Для большей части граждан заработная плата остается основной формой дохода, и ввиду того, что в последние годы ее доля в общем доходе населения падает, ее реформирование предстает как одна из самых значимых социально-экономических проблем общества. Чрезмерная дифференциация доходов и заработной платы по отраслям и территориям ведут к нарастанию негативных процессов и обострению противоречий в обществе.

Исходя из вышеизложенного  и с целью разработки действенных  мер по преодолению негативных моментов в сфере формирования и распределения  доходов населения, учитывая национальные особенности, необходимо обозначить контуры  концепции государственной политики доходов.

Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикаторов  уровня жизни в стране. Доходы населения - средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

Доходы населения представляют собой сумму натуральных и  денежных поступлений. Денежные доходы весьма разнообразны по форме - заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе  пенсии, стипендии, пособия), поступления  от продажи личного и домашнего  имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи  сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы - это в стоимостной  оценке натуральные поступления  от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией.

Реальные доходы населения - количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут  быть фактически приобретены человеком  на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен  на товары и услуги и налогами. Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми  законным путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит нелегитимными.

На основе баланса денежных доходов и расходов населения  рассчитываются и публикуются следующие  статистические показатели, характеризующие  доходы и расходы населения: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и пр. денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах; располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;

реальные располагаемые  денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.

Кроме перечисленных показателей  органы государственной статистики строят следующие показатели доходов  на основе данных статистической отчетности: среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работниками из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату; средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера; реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);

реальный размер назначенных месячных пенсий.

Сопоставление показателей  между собой позволяет расширить  возможности анализа. Сравнивая  динамику располагаемых денежных доходов  с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения  при опережении (отставании) индекса  по первому показателю над вторым.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного  участника рыночной экономики, объективным  и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это  и общественно-значимая выгода, поскольку  они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также  поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования  дохода и оправданность налогового бремени. Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической  теории под "доходом" имеют в  виду денежную сумму, регулярно и  законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен  деньгами, это значит, что условием его получения является эффективное  участие в экономической жизни  общества, сам факт получения денежного  дохода есть объективное свидетельство  участия данного лица в экономической  жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности  участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных  источников, основными из которых  являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных  программ помощи в виде выплат и  льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др..

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов  этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его  трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы  доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

  • выплат по государственному страхованию;
  • банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ
  • процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
  • выигрышей по лотереям;
  • временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи  вещей через комиссионные и скупочные  магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно  допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает  пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также социальные трансферты.

Информация о работе Доходы населения