Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…....3
1.1 Доходы населения и их формы………………………………………..……3
1.2 Факторы, определяющие доходы населения…………………………...…7
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ ………………….........8
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….…15

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

На территории Гродненской  области 26,5% населения (294 тысячи человек) получают пенсию в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Основную массу получателей  трудовых пенсий составляют лица в  возрасте старше 55 – 60 лет, а именно 253172 человека, 18,2% которых работают.

Пенсия зависит от выполнявшейся  работы, трудового стажа и размера  заработка. У 10,9% получателей пенсии ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, 7,3% - ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера. В последние годы в  Беларуси осуществлен ряд мер  по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

    • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
    • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
    • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению  заработной платы и пенсий.

По данным Межгосударственного  статистического комитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате  заработной платы в России составила 4 млрд. руб., в Украине – более 1 млрд. грн. По  Беларуси задолженности  не зафиксировано.

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки  семей с детьми:

    • пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
    • льготы на питание;
    • материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий  охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

В 2008 году размер пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджета  прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х  лет вырос на 18%.

С 1 февраля 2009 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 188 тыс. руб. Размер пособия на детей  старше 3-х лет повышен до 70 тыс. руб.

Значительное внимание уделяется  обеспечению бесплатным питанием детей  первых двух лет жизни. В 2008 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей  в возрасте до 2-х лет.

В прошлом году право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного  дохода при рождении тройни и более  детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).  Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.

В настоящее время в  зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов  вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – от 82 тыс. до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – 63 тыс. руб.

Повышению уровня доходов  малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной  поддержки, что позволяет в несколько  раз увеличить охват одной  и другой формой помощи нуждающихся  граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.

В 2008 году государственную  адресную социальную помощь (ГАСП) получил  каждый третий нуждающийся (в 2007 году –  каждый 12-й).

Безналичные жилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году – 31 тыс. руб.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие  выводы.

Доходы населения рассматриваются  как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая  рассмотреть доходы населения:

    • во-первых, как подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;
    • во-вторых, доходы населения представлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;
    • в-третьих, доходы населения это целостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;
    • в-четвертых, рассмотрение доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей в обществе;
    • в-пятых, регулирование доходов населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

Особенно важное место  в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы  получаемой заработной платы, поступлений  от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и  некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между  работниками и работодателями, систему  налогообложения, создание условий  для роста заработной платы и  другие элементы.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Базылев, Н.И. Экономическая  теория: учебник для студентов  экономических специальностей высших  учебных заведений / Н.И. Базылев,  М.Н. Базылева. - Минск: Книжный  дом, 2004. - 608 с.

 

2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.

 

3. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.

 

4. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010

 

5. Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010.

 


Информация о работе Доходы населения