Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ…....3
1.1 Доходы населения и их формы………………………………………..……3
1.2 Факторы, определяющие доходы населения…………………………...…7
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ ………………….........8
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….…15

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Факторы, определяющие  доходы населения

На уровень доходов  населения непосредственное влияние  оказывает состояние экономики  страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать  также влияния на уровень доходов  населения индивидуальных свойств  людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и  трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности  к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих  влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения и удачи.

С другой стороны доходы сами оказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим на занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек  может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать  профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения  в нем неравенства. При этом различают  социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключатся в неодинаковом доступе различных  категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным  ценностям. Экономическое неравенство  состоит в том, что меньшинство  всегда владеет большей частью национального  богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов  и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

С одной стороны, население  любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий объем доходов также  неравномерно распределяется по группам  населения. Для измерения уровня неравенства в распределении  доходов используются так называемые кривые Лоренца и индексы Джини.

Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных  за год доходов получили различные  процентные доли населения, начиная  с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Методика построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего "ранжируются" граждане или домохозяйства в  соответствии с уровнем полученного  ими годового дохода. Граждане или  домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп (по двадцать процентов в каждой группе), либо на десять децильных групп (по десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. "нарастающим итогом". На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы, затем - точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей за ней группы и т.д., вплоть нанесения последней точки, соответствующей доли суммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже сто процентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся - точкой соответствующей ста процентам доходов и ста процентам населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов в стране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.

Кривая Лоренца абсолютного  равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает  форму прямой линии в случае, когда  первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно  двадцать процентов всех доходов, сорок  процентов населения - соответственно сорок процентов всех доходов  и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения  доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее  в этой стране неравенство в распределении  доходов между различными группами населения.

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного  равенства составляет от площади  треугольника под прямой абсолютного  равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об "абсолютном неравенстве". Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.

Более простым способом определения  неравенства в доходах населения  является определение соотношения  в доходах между высокодоходными  и низкодоходными слоями населения, например между "верхней" и "нижней" квинтильными группами населения или домохозяйств.

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В политике денежных доходов  населения государство руководствуется  двумя основными подходами:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов  населения – заработная плата. Она  призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим  экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом  организации системы оплаты труда  в Республике Беларусь является обеспечение  равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут  самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и  размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей  труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера  тарифной ставки первого разряда  и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости  от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения  заработной платы, опережающие темпы  ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно  ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась  на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре  она достигла 1 млн. руб.

Реальная заработная плата  выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%).

В региональном разрезе самый  высокий уровень оплаты труда  – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый  низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях.

Диаграмма 1

  Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сфере образования (115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%).

Опережающему повышению  заработной платы в сельском хозяйстве  способствовала реализация Государственной  программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

В результате несколько сократилась  разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами по размеру  заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются  в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.

Диаграмма 2

  В Гродненской области за последние три года (2006-2008) в сфере оплаты труда достигнуты положительные результаты. Размеры номинальной и реальной заработной платы выросли соответственно – в 1,9 и 1,4 раза.

Повысилась покупательная  способность населения. Соотношение  начисленной номинальной среднемесячной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету в области составило за 2008 год 2,47 раза (2005 год – 1,87), в январе 2009 года – 2,35 (январь 2005г. – 1,6).

По итогам работы за январь 2009 года номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата на одного работника в отраслях экономики  области увеличилась к январю 2008 года на 20,5 % и составила 813,9 тыс. рублей.

Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2009 года № 3/2/1 «О доведении показателей  по росту заработной платы и производительности труда республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчинённым Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам на январь-июнь 2009 года» утверждённый области на январь 2009 года показатель по росту заработной платы выполнен на 100,4 %.

К концу 1-го полугодия 2009 года заработная плата согласно решению  областного исполнительного комитета от 10.02.2008 № 86 в промышленности должна достичь 1053 тыс. рублей, в строительстве  – 1446 млн. рублей, в торговле и общественном питании – 793,5 тыс. рублей, в отраслях, финансируемых из бюджета – 740 тыс. рублей.

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная  заработная плата, представляющая собой  законодательно устанавливаемый предельно  допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет  права выплачивать заработную плату  своим работникам при условии  выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем  самым защищаются интересы низкооплачиваемых  категорий работников.

Следует отметить, что в  республике в 2000-е годы рост минимальной  заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это  преследовало цель максимально подтянуть  заработки низкооплачиваемых работников.

Диаграмма 3

  В странах СНГ в декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте составлял: в Беларуси – 97 долл., Азербайджане – 91, Армении – 82, Казахстане – 100, Молдове – 39, России – 83, Украине – 90 долл.

Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен  на 5% и более она в установленном  законодательством порядке индексируется  пропорционально инфляции.

Предметом особой заботы государства  является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов). В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый  житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.

На выплату пенсий расходуется  около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких  показателей среди государств –  участников СНГ.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней  заработной платы и изменения  бюджета прожиточного минимума.

Так, в 2008 году в связи  с ростом средней заработной платы  дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).

Кроме того, в связи с  увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные  и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

 

За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% (прогноз – 18,3%) и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 9,1% (прогноз – 8%).

В январе 2009 года размеры  пенсий составили:

  • пенсия по возрасту – 408 тыс. руб.;
  • минимальная по возрасту  – 227 тыс. руб.;
  • по инвалидности – 359 тыс. руб.;
  • по случаю потери кормильца – 239 тыс. руб.;
  • за выслугу лет – 539 тыс. руб.;
  • за особые заслуги перед республикой – 600 тыс. руб.;
  • социальная – 169 тыс. руб.

С 1 февраля 2009 г. в связи  с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты  минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.

Информация о работе Доходы населения