Федеральное государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
КГТА им. В. А. Дегтярева
образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
КГТА им. В. А. Дегтярева
Кафедра экономики
Реферат на тему:
. ЕС и другие европейские
интеграционные объединения: цели создания,
специфика и перспективы развития.
Преподаватель
Киндалов В. В.
Ковров, 2015
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..3
Аналитическая
часть
1. Этапы развития Европейского
Союза
1.1 Этапы формирования ЕС…………………………………………………………………5
1.2 Стадии развития интеграции…………………………………………………………….7
Теоретическая
часть
2. Проблемы развития Европейского
Союза
2.1 Проблемы регионального
развития……………………………………………………..11
2.2 Поддержка интеграции…………………………………………………………………..12
2.3 Проблема безработицы…………………………………………………………………...15
Практическая
часть
3. Перспективы……………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список
литературы………………………………………………………………………………...…28
Введение
В настоящее время в мире насчитывается
около 20 международных экономических
объединений интеграционного типа в основных
регионах и на континентах земного шара.
Среди многочисленных интеграционных
группировок можно выделить следующие:
в Западной Европе — Европейский союз
(ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной
торговли (ЕАСТ); в Северной Америке —
Североамериканскую ассоциацию свободной
торговли (НАФТА); в Азиатско-тихоокеанском
регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС);
в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую
ассоциацию интеграции (ЛАИ) и "Меркосур";
в Африке — Экономическое сообщество
государств Западной Африки (ЭКОВАС) и
Таможенный и экономический союз Центральной
Африки (ЮДЕАК).
Наиболее отчетливо исторически
интеграционные процессы проявились в
Западной Европе во второй половине XX
в. в связи с появлением новых тенденций
в области интернационализации производства.
В поисках повышения эффективности национального
производства шесть стран Западной Европы
(ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия,
Люксембург) в январе 1957 г. подписали Римский
договор. Интеграционная политика, по
замыслу участников договора, была направлена
на создание благоприятных условий для
экономического сотрудничества хозяйствующих
субъектов, на постепенное снижение таможенных
пошлин на ввоз товаров, развитие предпосылок
для свободного перелива капитала, услуг
и рабочей силы.
В декабре 1969 г. в Гааге было
принято решение о расширении сообщества
и углублении интеграции. С 1973 г. в него
вступили Великобритания, Дания, Ирландия;
в 1981 г. — Греция; в 1986 г. — Испания и Португалия;
в 1995 г. — Австрия, Швеция, Финляндия. Ныне
Европейский союз представляет собой
интеграционную группировку, включающую
15 государств. Кандидатами на членство
в ЕС являются 10 государств Центральной
и Восточной Европы, Мальта и Кипр. В 1995
г. Турция заключила таможенный союз с
Европейским Союзом.
До 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная
группировка западноевропейских стран
называлась Европейским сообществом,
которое возникло в результате слияния
в 1967 г. трех ранее самостоятельных региональных
организаций, образовавших общие руководящие
органы и единый бюджет:
· Европейское объединение угля
и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу с
1952 г. о создании общего рынка угля, железной
руды, металлургии. Были отменены все пошлины
и количественные ограничения импорта
и экспорта. В торговле со странами, не
входящими в ЕОУС, были введены единые
пошлины на импорт угля и стали. В состав
ЕОУС вошли ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, Италия.
Один из главных мировых геополитических
сдвигов послевоенного времени – процесс
объединения Европы. Идея "общеевропейского
дома" существовала давно. Объединить
под своей властью Европу мечтали еще
древнеримские императоры. Весомый вклад
в европейскую интеграцию внесло христианство,
ставшее важным объединяющим началом
в жизни региона. Идею "Европы для всех"
в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах
"Соединенных Штатов Европы" писал
В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных
Государств Европы призывал У. Черчилль.
Послевоенный процесс реального объединения
стран Западной, а затем и Центрально-Восточной
Европы в "общеевропейский дом" стал
одним из важнейших факторов развития
региона. В результате 25 марта 1957 г. в Риме
был подписан договор об учреждении Европейского
экономического сообщества (ЕЭС).
Европейское сообщество сегодня
(с 01.11.93 г. Европейский Союз) – это средоточие
существенной части мирового экономического
потенциала; образ жизни сотен миллионов
человек; феномен, задающий коренные импульсы
новому политическому устройству континента.
Для Российской Федерации ЕС – это крупнейший
торговый и один из главных стратегических
партнеров в мире.
Изучение взаимоотношений партнеров
по Сообществу способствует более четкому
представлению о современном состоянии
и перспективах развития интеграционной
группировки, оно также важно для выбора
верной стратегии сотрудничества с ЕС.
Анализ уникального опыта партнерства
группы государств с широчайшей диверсификацией
национальных интересов в рамках организации,
основанной на понимании необходимости
координации действий, объединения сил
и средств, должен быть использован в качестве
примера для других интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается
в той огромной роли, которую играет на
сегодняшний день Европейский Союз в международных
отношениях нового типа в XXI веке – как
в социально-экономической, так и в военно-политической
сферах. Это объясняется целым рядом причин.
Одной из основных, несомненно, является
изменившаяся картина миропорядка. Уход
из политической жизни СССР, коллапс биполярной
системы, создание целого ряда новых государств
и, следовательно, новых проблем – все
это вместе взятое подвигло многие страны
искать утерянную сбалансированность
в новых формах коллективной безопасности
и экономического сотрудничества – так
называемых региональных организациях.
И одной из ярчайших примеров такой организации,
безусловно, является ЕС. История имеет
множество примеров различного рода альянсов,
союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения, образец
абсолютно иных мотивов интеграции.
1. Этапы
развития Европейского Союза
1.1 Этапы
формирования ЕС
Европейский союз (ЕС) является
крупнейшим региональным межгосударственным
интеграционным объединением с сильными
элементами наднациональности, проявляющимися
в разработке и проведении единой политики
в сферах торговли, сельского хозяйства,
транспорта и других экономических областях.
В рамках ЕС создан экономический и валютный
союз, введена единая валюта – евро, которая
с 2002 г. полностью заменила национальные
валюты подавляющего числа стран-членов.
Интеграционные процессы в Европе достигли
наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза
в настоящее время входят 27 стран Европы
и несколько стран являются кандидатами.
История этого Союза началась более полувека
назад.
Важно отметить, что с самого
начала западноевропейской интеграции
большое значение придавалось созданию
прочной, детально разработанной правовой
базы, что явилось основополагающей предпосылкой
ее успешного развития.
Первой вехой многостороннего
западноевропейского взаимодействия
в Хозяйственной области стало образование
в 1951 г. Европейского объединения угля
и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая
в трудные послевоенные годы французским
политическим деятелем Жаном Монне и министром
иностранных дел Франции Робером Шуманом
идея об объединении угольной и сталелитейной
промышленности Германии и Франции под
контролем наднационального органа. В
ЕОУС первоначально вошли Франция, ФРГ,
Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.
Объединение было наделено
статусом самостоятельного юридического
лица, обладающего правоспособностью
в международных отношениях. Для управления
им создавалась система институтов, основная
схема которых была впоследствии воспринята
Европейским экономическим сообществом
(ЕЭС).
ЕОУС было первой организацией не только
в Европе, но и в мире, создавшей наднациональный
механизм, потенциал которого развивался
и укреплялся по мере углубления и расширения
западноевропейской экономической интеграции.
Этот потенциал оказался огромен, на создании
наднациональной основы строился весь
дальнейший европейский интеграционный
процесс.
ЕОУС стало предвестником более
широкого интеграционного объединения
западноевропейских стран еще и потому,
что договор об его учреждении помимо
статей, посвященных практическим проблемам
коллективного управления сталелитейной
и угольной промышленностью, содержал
пункты, которые излагали более широкие
и далеко идущие цели, такие как содействие
экономическому развитию, росту занятости
и повышению жизненного уровня населения;
поддержание мирных отношений; создание
экономического сообщества, которому
надлежало стать основой для широкого
и глубокого сообщества народов, долгое
время разделенных кровавыми конфликтами
и др.
Однако на начальном этапе интеграции
эти цели оказались преждевременными:
попытки распространения интеграционного
наднационального принципа на другие
сферы межгосударственных отношений (в
частности, на вопросы безопасности) терпели
неудачу в связи с чувствительностью национальных
государств к его практическому применению.
Поэтому на много лет вперед главным правилом
западноевропейской интеграции стала
постепенность и строгое соблюдение первоочередности
экономической интеграции как основы
интеграции политической.
В 1955 г. министрами иностранных
дел той же "шестерки" государств
было принято решение о подготовке договора,
предусматривающего расширение сферы
экономической интеграции, и резолюция
о создании Общего рынка. Одновременно
прорабатывался вопрос об интеграции
атомной промышленности стран Западной
Европы. В результате 25 марта 1957 г. в Риме
был подписан Договор об учреждении Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), известный
как Римский договор, а также Договор о
создании Европейского сообщества по
атомной энергии (Евратом). Целью последнего
было объединение усилий стран-членов
для развития ядерной энергетики в мирных
целях. В Римском договоре подчеркивались
его сугубо экономические цели. В политическом
плане говорилось (в преамбуле) лишь о
решимости стран-участниц заложить основы
для более тесного союза европейских народов.
Вместе с тем теперь можно с уверенностью
сказать, что по замыслу авторов Римского
договора развитие интеграционных процессов
должно было привести к последовательному
образованию не только таможенного, но
и экономического, а затем и политического
союза стран ЕЭС. Римский договор представлял
собой последовательную программу экономической
интеграции. При этом в качестве основной
задачи предусматривалось создание Общего
рынка путем ликвидации национальных
барьеров на пути свободного движения
товаров, рабочей силы, услуг и капиталов.
Предполагался и постепенный
переход к проведению единой политики
в различных областях экономической и
социально-экономической жизни стран-участниц
(сельское хозяйство, конкуренция, транспорт,
налогообложение и проч.). Переход к единой
торговой политике должен был обеспечить
согласованные действия участников группировки
во внешнеэкономической сфере и выступление
ЕЭС как единого целого в системе международных
экономических отношений.
1.2 Стадии
развития интеграции
Мировая практика показывает,
что национальные хозяйства сближаются
поэтапно, переходя от простой стадии
интеграции к более сложной по схеме: зона
свободной торговли → таможенный союз
→ общий рынок → экономический и валютный
союзы → полная экономическая и политическая
интеграция.
Зона свободной
торговли
Первым импульсом для создания
зоны свободной торговли, а также общего
рынка стал Парижский договор (1951 г.), установивший
первую форму секторального объединения,
отнесенного к рынку угля и стали. Зона
свободной торговли, означающая упразднение
таможен, а также нетарифного ограничения
и двойного тарифного обложения в торговле
между странами-членами, начала действовать
только спустя восемь лет после подписания
Парижского договора, когда 1 января 1959 г.
были снижены таможенные тарифы между
странами, входившими в состав Европейского
экономического сообщества. Зона свободной
торговли создавалась до 1968 г., когда вступил в силу
таможенный союз. В этот период в 1957 г. в
Риме были подписаны договоры о создании
ЕЭС и ЕВРАТОМ, и в них описывался механизм
про ведения объединения в два этапа –
таможенный союз и общий рынок. Созданию
зоны свободной торговли способствовало
(а точнее – ее упреждало) введение преференций
в торговле, которые частично исключали
таможенные сборы в торговом обороте вплоть
до получения конечного результата –
нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС,
что произошло по прошествии десяти лет
от момента начала экономической интеграции.
В этом случае можно вспомнить, что торговые
преференции Европейских сообществ также
были применены в отношении новых стран
– членом ЕС, в том числе и Польши, на основании
объединительных договоров ЕЭС.
Пример возникновения зоны
свободной торговли перед очередными
формами европейской интеграции ясно
указывает на то, что отношения между этими
этапами не являются достаточно очевидными,
а их сегментация по времени (схематичное
представление: сначала или в первую очередь
– затем – следующий шаг и т.д.) имеет характер
модели, как и в упомянутой выше модели
Б. Баласа. На самом деле различные фазы
интеграции в неявном виде перекрывают
друг друга, реализуются различные их
элементы, которые в долгосрочной перспективе
дополняют друг друга.
С точки зрения общих целей
экономической интеграции зона свободной
торговли служила кроме всего прочего
снижению уровня цен. Как известно, таможенные
сборы являются важным элементом ценообразования.
С большой долей обобщения и не вдаваясь
в подробности микро- и макроэкономического
анализа, можно сказать, что глобальный
эффект этой фазы объединения выразился
в росте общего благосостояния потребителя,
решении вопроса выбора производителя
и при этом нашел выражение в увеличении
уровня продукции (понижение стоимости
продукции) и уровня товарооборотов. Для
Польши, например, особенно важным является
период 1992–2002 гг., когда в результате заключения
ею соглашений о зонах свободной торговли
(особенно EACT/EFTA и ЦЕССТ/CEFTA) произошел
скачок в ее развитии. Наибольшее значение
в данном случае имело Соглашение об объединении
ЕЭС/ЕС: прирост торговли с ЕС в шесть раз
больше, чем со странами ЕАСТ, и в 17 раз
больше, чем со странами ЦЕССТ.