ЕС и другие европейские интеграционные объединения: цели создания, специфика и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 22:48, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить следующие: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и "Меркосур"; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3

Аналитическая часть
1. Этапы развития Европейского Союза
1.1 Этапы формирования ЕС…………………………………………………………………5
1.2 Стадии развития интеграции…………………………………………………………….7

Теоретическая часть
2. Проблемы развития Европейского Союза
2.1 Проблемы регионального развития……………………………………………………..11
2.2 Поддержка интеграции…………………………………………………………………..12
2.3 Проблема безработицы…………………………………………………………………...15


Практическая часть
3. Перспективы……………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………………………27

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

институционная экономика.docx

— 70.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Организация Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС)

объединяет 21 страну. В конце минувшего века в нее приняты Россия, Вьетнам и Перу. Тогда же было решено "заморозить" прием новых членов на ближайшие 10 лет. Появлению АТЭС в 1989 году предшествовало создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) ряда объединений экономического характера. Их цель состояла в том, чтобы наладить деловые связи и способствовать осмыслению огромного хозяйственного потенциала входящих в него стран. К числу этих объединений относились Тихоокеанский совет экономического сотрудничества и Экономический совет стран Тихого океана.

По мере усиления взаимозависимости стран региона становилась все более очевидной и потребность в созыве нового форума на правительственном уровне. В январе 1989 года тогдашний министр Австралии Боб Хоук выступил с инициативой созыва встречи министров, представляющих экономику стран региона, с целью создания принципиально новой организации по экономическому сотрудничеству. Предложение Б. Хоука было воспринято в регионе как "идея, время которой настало".

Первая встреча состоялась в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года. На ней было представлено 26 министров из 12 стран. Они выработали базисные принципы организации АТЭС. Вот их суть:

1. Цель АТЭС состоит  в том, чтобы поддержать развитие  в регионе, направленное на повышение  жизненного уровня народов и  рост мировой экономики.

2. Сотрудничество должно  ставить своей задачей установление  открытой многосторонней торговой  системы.

3. Сотрудничество должно  строиться предпочтительно на  экономической, а не политической  или стратегической основе, с  тем чтобы реализовать общие интересы и усиливать конструктивную взаимозависимость путем поощрения движения товаров, услуг, капитала и технологий.

На первом форуме министров стран АТЭС было решено такие встречи проводить ежегодно, а также устраивать по возможности чаще встречи региональных лидеров для обсуждения на них вопросов дальнейшего расширения экономического сотрудничества. Последующие ежегодные встречи министров иностранных дел и торговли состоялись в Сингапуре, Сеуле, Бангкоке, Сиэтле, Джакарте, Осаке, Маниле. В 1997 году встреча министров проводилась в Канаде, в 1998 году она пройдет в Малайзии.

Первая встреча руководителей стран АТЭС состоялась в 1993 году в американском городе Сиэтле. В специальном заявлении они подчеркнули необходимость поддержки многосторонней торговой системы и свою готовность продолжать понижать торговые и инвестиционные барьеры. Лидеры согласились поощрять внедрение в практику ряда инвестиционных принципов, хотя и не обязательных к исполнению.

Богорская декларация

Но особенно важным оказалось следующее совещание лидеров стран АТЭС, происшедшее в ноябре 1994 года в Богоре (Индонезия). Они взяли от имени своих государств обязательство установить свободный торгово-инвестиционый режим не позднее 2020 года, то есть отменить всякие ограничения в этой области. Что касается индустриализации стран АТЭС, то они обещали выполнить эту задачу еще раньше - к 2010 году. Это и следует рассматривать ныне как конечную цель деятельности АТЭС.

К настоящему времени участниками АТЭС являются 21 страна и территория — Австралия, Бруней, Гонконг, Канада. Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Россия, Вьетнам, Перу. Некоторые из этих стран и территорий не были инициаторами создания АТЭС, а вступили в организацию несколько позднее, в том числе Китай, Гонконг и Тайвань в 1991 году, Мексика и Папуа - Новая Гвинея - в 1993 году, Чили - в 1994 году, Россия, Вьетнам и Перу - в 1997 году.

Обращает на себя внимание экономическая разномерность стран, входящих в АТЭС. Наряду с великими державами здесь присутствуют и страны среднего уровня экономического развития и страны с еще низким хозяйственным потенциалом. Они отличаются также существенно по своим размерам, плотности населения, природным ресурсам. Эти различия открывают огромные возможности для осуществления взаимной торговли и инвестиций. Быстро снижающиеся реальные транспортные и телекоммуникационные расходы порождают новые условия для взаимодополнения между национальными хозяйствами. То, что такие различные страны смогли поставить перед собой единые задачи, свидетельствует о их сильном желании совместно трудиться ради дальнейшего экономического развития.

Нельзя игнорировать в то же время и те глубокие различия, которые существуют между этими странами и затрудняют их сотрудничество.

Это относится к культуре, уровню используемой технологии, формам государственной власти и правовым устоям - факторам, усугубляемым историческим наследием колониализма и недавними военными конфликтами.

Цель АТЭС с того времени, когда его участники провозгласили Богорскую декларацию о свободе торговли и инвестиций, состоит в том, чтобы найти компромисс между различными подходами к вопросу экономического сотрудничества. От организации требуется большая гибкость, чтобы сочетать продолжающееся относительное финансово-экономическое снижение роли США и Японии в АТР при нарастающем влиянии экономических позиций Китая и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

 

Латино-америка́нская ассоциа́ция интегра́ции (Лаи)

— крупнейшая торгово-экономическая группировка латиноамериканских стран, создана в 1980 году взамен существовавшей в 1961 – 1980 годах Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). В состав организации входят 12 государств: Центральной и Южной Америки: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия,Куба (вступила в ЛАИ 26 июля 1999 года), Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Штаб-квартира ЛАИ находится в Монтевидео (Уругвай).

Юридическая база ЛАИ — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года (вступил в силу в 1981 году). Государства-члены ЛАИ заключают между собой соглашения о преференциальной торговле.

Политическими органами ЛАИ являются Совет министров иностранных дел, Конференция по оценке состояния региональной интеграции и унификации субрегиональных процессов, идущих под эгидой Ассоциации, и Комитет представителей. 
Высшим органом ЛАИ является Совет Министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса. 
В задачи Конференции, созываемой раз в три года, входит анализ эволюции интеграционного процесса, а также изучение возможностей его углубления. В последнее время заседания Конференции не проводятся.

Комитет представителей является постоянным политическим органом Ассоциации, который рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, определенных в Договоре Монтевидео. В его состав входят постоянные представители всех государств-членов ЛАИ с правом одного голоса, а также по одному заместителю.

Генеральный секретариат выполняет функции технического органа ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению положений Договора Монтевидео. Генеральный секретариат также предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам-членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ.

Главная цель ЛАИ — содействие процессам субрегиональной экономической интеграции в Латинской Америке через выработку ее общих правовых принципов и норм. Государства-участники используют Ассоциацию для достижения договоренностей в сфере взаимной торговли и других направлений интеграции, которые затем регистрируются в ЛАИ. Примером работы данной схемы служит Общий рынок Южного конуса (Меркосур), создание и развитие которого происходит в рамках правового поля Ассоциации. Кроме того, в рамках Ассоциации реализуются проекты в сфере физической интеграции, налаживания обмена торгово-экономической информацией. Договоренности, достигнутые в ЛАИ, затрагивают различные сферы отношений между латиноамериканскими государствами. Среди них взаимное снижение и отмена таможенных тарифов, развитие торговли, экономическая взаимодополняемость, торговля сельскохозяйственной продукцией, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество, развитие туризма и др.

 

Экономическое сообщество государств Западной Африки - ЭКОВАС

- Economic Community of West African States - ECOWAS) было создано в 1975. Его членами являются 16 государств: Гамбия, Гана, Либерия, Нигерия, Сьерра-Леоне, Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея, Мали, Нигер, Кот-д'Ивуар, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мавритания. Сообщество сложилось на базе бывших колоний Франции в Западной Африке. Еще в XIX веке там по решению французских властей были объединены административные службы, созданы таможенный и валютный союзы.

Официальной целью ЭКОВАС является создание таможенного союза, а затем и подлинного общего рынка по образцу Европейского Союза. Участники поставили перед собой следующие задачи: гармонизация экономической политики и ликвидация всех ограничений при совершении экономических сделок; гармонизация политики в области сельского хозяйства, достижение самообеспеченности продовольствием; согласование промышленной политики;развитие сотрудничества в области транспорта и коммуникаций, строительство сети автодорог; сотрудничество в сфере производства электроэнергии и добычи полезных ископаемых; обеспечение свободного передвижения рабочей силы действует с 1979 г.; совершенствование денежной системы.

Восемь стран ЭКОВАС - Бенин, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Кот-д'Ивуар, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау - составляют Западно-Африканский экономический и валютный союз. Он выпускает общую денежную единицу, которая вместе с денежной единицей аналогичного Центрально-Африканского союза формирует так называемый франк КФА (Franc Des Colonies Francaises d'Afrique), который с 1945 года был жестко привязан к французскому франку, а с 1999 года привязывается к евро. В 1981 году стороны подписали протокол о взаимопомощи в области обороны. А в 1993 году после того, как ЭКОВАС участвовало в мероприятиях по прекращению огня в Либерии, в основополагающий документ сообщества (Лагосский договор 1975 года) была внесена новая цель - осуществлять совместные действия по поддержанию мира в регионе. 

Главный орган ЭКОВАС - конференция глав государств, проводимая дважды в год. Совещания Совета министров на которых присутствуют по два представителя от каждой страны, также проходят два раза в год. Действует несколько комиссий, которые занимаются текущими вопросами торговли, таможенных сборов, промышленности и транспорта. Трибунал толкует положения Договора и решает споры между государствами-членами. 

В 1977 году был учрежден Фонд сотрудничества, компенсаций и развития. Из его средств компенсируются потери государств от снижения пошлин внутри региона, а также финансируются совместные проекты. Основным вкладчиком в фонд является Нигерия - крупнейшая страна группировки и один из ведущих африканских экспортеров нефти. В 70-е годы она выделяла большие средства на оказание технической помощи соседям, предоставляла им кредиты и гранты. В 80-е годы Нигерия стала оказывать все большее давление на институты ЭКОВАС, что вызвало протест самых мелких и бедных участников сообщества. Они отказывались открывать свои рынки для нигерийских компаний, что на фоне общей экономической слабости государств региона и однородной структуры их экспорта не позволило активизировать взаимную торговлю. На нее приходится только 10% всего внешнеторгового оборота стран-участниц.

 

 

 

Заключение

Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Безусловно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятия новых членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, 15 стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается "внешним исключением", и такое положение не привело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 27 государств – а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие "разноскоростной" интеграции, имевшее место и в формате ЕС-15, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впереди идущих локомотивов, а другим – прицепных вагонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие д/студентов вузов/ Д.Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2006. – 224 с.

  1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие/под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 403 с.

  1. Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России/В.Н. Сумароков, Н.В. Сумароков. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

  1. Дабровски М. Обновленный Европейский союз и СНГ: реалии экономического сотрудничества/М. Дабровски // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2007. – №6 – с. 211–219

  1. Фурман Е. Идея интеграции в ЕС и СНГ: социальная база и альтернативы/Е. Фурман // Современная Европа. – 2007. – №2 – с. 61–77

Информация о работе ЕС и другие европейские интеграционные объединения: цели создания, специфика и перспективы развития